Родной (русский) язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Синицына Людмила Юрьевна

Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________ /Г.И.Плеханова /

Протокол №  ________________

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МАОУ «Средняя школа №3»

___________               /О.А.Алексеева /  

       ______________________

 «Утверждаю»

Директор  МАОУ «Средняя школа №3»

___________     /Н.В.Матвеева/

Приказ № __________________.

 

                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                         ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

                                         по образовательной системе «Школа России»

                                                                                         учителя начальных классов

                                                     Синицыной Людмилы Юрьевны

                                                                              2019 -  2020 учебный год

                                                                                            г. Балаково

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 4 КЛАСС (17 ч) 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч) 

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

 Раздел 2. Язык в действии (4 ч)

 Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч) 

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне)

Планируемые результаты освоения программы 4-го класса 

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно 45 знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 46

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; 47 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. Выше приведены планируемые результаты изучения русского родного языка в 4-м классе. Полный перечень планируемых результатов освоения программы курса в начальной школе, который складывается как сумма по годам обучения, размещён в «Примерной программе по учебному предмету „Русский родной языкˮ» (с. 11–16 настоящего издания).

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Учебный материал

План.

факт

Кол-во

часов

Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)

1-2

11.09

25.09

2 ч

Слова, связанные с качествами и чувствами людей. Слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3-4

09.10

23.10

2 ч

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира

Красна сказка складом, а песня ладом.

Красное словцо не ложь.

5-6

13.11

27.11

Русские слова в языках других народов. Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке» Проектное задание: «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»

Проектное задание: «Русские слова в языках других народов»

Язык языку весть подает

Язык в действии 4 ч.)

7

11.12

1 ч

Как правильно произносить слова.

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов

Трудно ли образовывать формы глагола?

8

25.12

22.01

05.02

1 ч

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

9-10

2 ч

История возникновения и функции знаков препинания. Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

Как и когда появились знаки препинания?

Секреты речи и текста (7 ч.)

11-12

19.02

05.03

2 ч

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы

Задаем вопросы в диалоге

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

13-14

19.03

09.04

2 ч

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Учимся составлять план текста

Учимся пересказывать текст

15-17

23.04

07.05

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул

Учимся оценивать и редактировать тексты

Итого за год:17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...