Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Открытый урок русского языка по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Разработала и провела: Лобик Р.Ю.
учитель начальных классов МАОУ «Кабанская СОШ»
Тема: Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука.
Цели: 1. Образовательная:
-Уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
-Учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
_Закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдых и мягких предшествующих согласных.
2. Развивающая:
-Развивать мышление, внимание учащихся.
3. Воспитательная:
-Воспитывать внимание, самостоятельность, способность к напряжению умственного труда, воспитывать аккуратность.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: карточки с гласными буквами и ь.
-таблички со словами-предметами на тему «Зима».
-5 карточек с деформированными предложениями;
-5 карточек для групповой работы (названия месяцев, учебные вещи, рыбы, животные, птицы, профессии).
-конверты со словами-названиями месяцев.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие гостей.
Учитель читает:
«Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание.
Тогда с тобою многое удастся нам узнать».
-Сядут на стульчики те дети, чьё имя начинается на гласный звук.
-Сядут на место те дети, чьё имя начинается на согласный звук.
-Открыли тетради, записали число.
9 декабря.
Классная работа.
- Минутка чистописания.
-Ребята, какое у нас время года?
-Пропишем красиво строчную букву з, чтобы получился замечательный зимний узор.
ЗЗЗ ззз ЗЗЗ ззз ЗЗЗ ззз
- Актуализация знаний.
(На доске россыпью карточки с буквами)
ё, у, ы, э, ь, ю, и, я, е, а, о.
а) -Что это за буквы?
-На какие группы их можно разделить?
+Гласные, которые обозначают твёрдость и мягкость согласных.
б) На доске размещены таблички со словами.
Снег, пурга, лёд, ветер, мороз, пороша.
-Прочитайте слова.
На какие группы можно распределить эти слова?
+Где все согласные твёрдые.
+Где все согласные мягкие.
(Дети приводят разные варианты ответов, на какие ещё группы распределяем слова).
-Запишите все слова в два столбика.
- Создание проблемной ситуации.
а)-А в какой столбик можно записать слова метель и снегирь?
-В них есть мягкие согласные? Назовите их.
-Но ведь после букв М и Р нет гласных я, е, ю, ё, и? Почему же они произносятся мягко?
Вы, ребята, можете предположить, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
б) Послушайте загадку.
Что за буква? Кто не знает??
Звука не обозначает.
Может только показать, как согласные читать. (ь)
5. Формулировка темы урока.
-«Мягкий знак-показатель мягкости согласных»
-Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.
6. «Открытие новых знаний». Работа в группах.
а) Рано утром сегодня к нам в класс прилетели снежинки с заданиями.
-Объединившись в группы, расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. И вы прочитаете пословицу.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
+Ответы детей.
б)У доски читает хорошо подготовленный ученик. «Любишь кататься, люби и саночки возить!» - гласит русская пословица. Что это значит? В прямом смысле можно понять её так. Представьте себе ясный солнечный денёк. Сверкает снег на деревьях и крышах домов, поскрипывает зимнее серебро под ногами. ДЫШИТСЯ ЛЕГКО И НАСТРОЕНИЕ РАДОСТНОЕ, БОДРОЕ-КАК ТУТ НЕ ОТПРАВИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ НА ГОРКУ!
Но…любишь кататься – люби и саночки возить! По скользкой горе взбираться вверх ох как нелегко. Да и сани мешают, вниз тянут. А ведь залезть на самую макушку так хочется, чтобы оттуда, уже с ветерком, стрелой слететь к подножию под восторженные крики друзей-товарищей!
В этом моменте и раскрывается смысл высказывания: «Любишь кататься-люби и саночки возить»!
-В названии каких месяцев вы заметили Ь?
+Январь, февраль, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
-Запишите в тетради только название зимних месяцев.
-Подчеркните Ь.
-Какова его роль?
+Обозначает мягкость согласного звука.
7. Физ.пауза.
Снег идёт, снег идёт.
Дворник улицу метёт.
Стороной народ идёт-
Дворник улицу метёт.
8. Первичное усвоение знаний.
а) Наблюдение над словами с ь.
-Догадайтесь, о чём я говорю и запишите в первый столбик.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым учитель пишет на доске.
Ёмкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Дети записывают слова-отгадки в столбик.
- А во второй столбик запишите похожие слова с ь.
В результате в тетрадях учащихся получается следующая запись:
Угол уголь
Мел мель
Банка банька
Шест шесть
-Чем отличается написание слов второго столбика?
-Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
б) Графический диктант. Игра «Много- один».
-Я называю много, а вы запишите один.
Гуси-гусь, цели-цель, роли-роль, пни-пень, кони-конь, лени-лень.
–Подчеркните Ь с рядом стоящим согласным.
(Взаимопроверка тетрадей, проверка написанного).
в) Групповая работа.
Разделим класс на 6 групп. Ваша задача-по окончанию слов, догадаться, какое это слово. 5 карточек для групповой работы
- названия месяцев,
- учебные вещи,
- рыбы,
- животные,
- птицы,
- профессии Проверка.
г) Самостоятельная работа по карточкам.
Сосчитай и подпиши количество букв и звуков в словах.
Уголь-
Лагерь-
Гвоздь-
Конь-
Деньги-
Раньше-
Тоньше-
-Чем интересна буква Ь?
9. Самостоятельная работа. Работа с деформированным текстом.
-Составьте предложения из слов. (Открывается доска с табличками предложений)
1. В, окунь, живёт, пруду, нашем.
2. Сидит, снегирь, рябине, на.
3. Плывёт, крупный, вот, карась.
4. Олень, вышел, большой, на, поляну.
5. На, медведь, впадает, зиму, в, спячку. Проверка.
-Какие слова на изученную орфограмму встретились? Назовите их.
10. Рефлексия. (на доске запись)
Не гордис званием, а гордис знанием.
-Всё ли правильно написано?
-В чём ошибка?
Как понимаете смысл?
-Какими знаниями, полученными сегодня вы можете гордиться?
-Что узнали про Ь?
11. Итог урока. Дача д\з:
-Придумать и написать 10 слов на изученное правило.
Упр. 204, стр. 125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...