Личностная заинтересованность ученика в изучении русского языка
статья по русскому языку

Минаева Ольга Ивановна

          Известно, что интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Понятие «интерес» имеет множество разных определений.

В психологии интерес рассматривается как:

 

- избирательная направленность внимания человека ( Н.Ф. Добрынин );

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Я. Рубинштейн);

- познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к

определённой области, в которую человек хочет проникнуть глубже (А.К.Маркова);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- склонность к чему-либо; познавательное, избирательное, доминирующее отношение личности;

направленность личности ( А.К. Дусавицкий);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и

эмоциональной привлекательностью( А.Г. Ковалёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Личностная заинтересованность ученика в изучении русского языка

          Известно, что интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Понятие «интерес» имеет множество разных определений.

В психологии интерес рассматривается как:

 

- избирательная направленность внимания человека ( Н.Ф. Добрынин );

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Я. Рубинштейн);

- познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к

определённой области, в которую человек хочет проникнуть глубже (А.К.Маркова);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- склонность к чему-либо; познавательное, избирательное, доминирующее отношение личности;

направленность личности ( А.К. Дусавицкий);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и

эмоциональной привлекательностью( А.Г. Ковалёв).

         Обобщив вышеперечисленные подходы к характеристике психологической сущности интереса, можно сказать, что интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность ,связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Учебно – познавательный интерес является наиболее адекватным мотивом учения школьников. Мотивация учения выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его,.придаёт ему личностный смысл и значимость. Названные функции составляют единство, но проявление первой и второй функций зависит от третьей функции. Поэтому  при формировании мотивации учения главным объектом выступает именно эта функция – смысл учения в жизни ребёнка, т. е. учение для школьника должно приобрести внутреннюю значимость, личностный характер.   

Важнейшая область общего феномена интереса – личностная заинтересованность. Его предметом является одно из значительных свойств человека: способность познавать окружающий мир, проникать в его многообразие, общаться с соучастниками познания. Это важнейшее образование личности не является присущим человеку от рождения, оно складывается в процессе жизнедеятельности , формируется под влиянием социальных условий его существования. Осознание интереса связано с поисками ответов на вопросы: «Что мне необходимо?» «Без чего я не могу себя выразить, самореализоваться?» Таким образом, личностная заинтересованность – это индивидуально обусловленный интерес, активная социально-познавательная мотивация.

Значение личностной заинтересованности в жизни человека трудно переоценить. Она выступает как стимулятор деятельности, состоящей из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Особую значимость личностная заинтересованность принимает в начальной школе, где учение становится главным ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Проводником в этой деятельности становится познавательный интерес. который можно условно разделить на следующие стадии: удивление, любопытство, ситуативный ( чаще спонтанный интерес), любознательность, теоретический интерес. Удивление и любопытство обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Любознательность – ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Интересы младшего школьника возникают спонтанно, характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. То, что интересно, усваивается  радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

 На уроках я использую некоторые виды работ и задания, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении  русского языка.

В 1 классе вовлекаю учащихся  в «тайны» языка и стараюсь заложить основы осознанного отношения к трудностям  письма. Для этого объясняю, что не всегда можно «доверять» звукам, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы. То «о», то «а». То «и», то «е». Предлагаю игру «Поймай слово». Произношу слово по звукам, а дети определяют слово. Например: ( с  а  с  н а ). Дети доказывают, что нужно написать слово – сосна, т. к. есть проверочное слово – сосны. Делается вывод: вместо звука  а  пишем букву – «о».

Во 2 классе по теме «Обобщение. Имя существительное» предлагаю ученикам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые – неодушевлённые, собственные – нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка.

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ:»Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена тоже набрала много слов и сказала: «А будут мои, женского рода». А остальные остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.

Важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников играют творческие задания.

 

Творческие диктанты. Учащиеся составляют предложения с использованием слов с заранее указанными орфограммами. (Пчела, поля,жужжит, цветы, летает …).

Задания, где в текст необходимо вставить слова определённой части речи. Например: Незаметно прошло (         ) лето. По небу поплыли (        ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (         ) дождь. На поверхности луж плавают (        ) листья.

«Подберите подходящие по смыслу слова и вставьте в предложения». Даны прилагательные : тяжёлый, лёгкий, жаркий, горячий, холодный.  …сумка оттягивала мне плечо. На небе появилась … туча. По реке скользила … лодка. Стояло … лето. Между товарищами разгорелся … спор. С моря дул … ветер. В роднике даже в жару была … вода.

Словарный диктант, когда ученикам предлагается текст с пропущенными словами.

      Не велик … да краснеет нос. ( мороз)

      Чужбина – калина, родина –…(малина).

   …человек добро помнит.(хороший)

Свободный диктант. Читаю  текст, с учениками  делим на логические части, состоящие из нескольких предложений. Затем читаю  весь текст, ученики  пересказывают, анализируют орфограммы. Далее каждый абзац читаю один раз, а учащиеся записывают всё, что могли запомнить. Этот вид работы близок к изложению и способствует не только развитию интереса к уроку, но и развитию речи учащихся.

Грамматический разбор ( морфологический или синтаксический ) способствует не только развитию интереса к предмету (заглянуть в «недра» слова, предложения ),но и развитию мышления и речи.

 

Использование деятельностного подхода при изучении новых тем. Тема: «Склонение существительных».

Сосна, земля, Юра, стол ,конь, окно, степь  - что вы видите? – Слова.

- Это имена существительные. (Докажите.)

Ученики предлагают разделить существительные на три группы. ( Доказывают свою точку зрения.)

Задание: просклоняйте имена существительные.

-Какие существительные отнесли  к первой группе ( 1 склонение ),  второй группе ( 2 склонение ), третьей группе ( 3 склонение ).

- Обратите внимание на окончания и род имён существительных. Сделайте вывод, какие существительные относятся  к 1, 2, 3 склонениям.

  

Использование правил-схем для самостоятельных выводов. Например, при изучении темы «Перенос слова» Ученикам предлагаются схемы, по которым самостоятельно или с помощью учителя они делают выводы-правила.

        Практические упражнения с целью закрепления и дальнейшего совершенствования умений и навыков. Упражнения основаны на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных. В этих случаях воспроизведение включает и определённые элементы творчества. Обобщающий урок по теме «Падежи имён существительных» учащиеся вспоминают все падежи, вопросы, предлоги. Затем предлагается ответить на вопросы:

-В форме каких падежей неодушевлённое существительное отвечает на один вопрос?

-С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?

-С каким предлогом имя существительное может употребляться  в форме одного падежа?

 Составление простого плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. При изучении частей речи получается следующий план-опора:

Часть речи…

Обозначает…

Отвечает…

Имеет…( постоянные признаки)

Изменяется…(непостоянные признаки)

В предложении выполняет роль…(член предложения)

Задания, основанные на установлении сходства или различия. В таких работах требуется что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть. При изучении темы «Приставки и предлоги» ученикам предлагаю выписать сначала слова с предлогами, а потом с приставками. Чтобы заинтересовать детей, проводится игра «Будь внимательным!»

- Назовите слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните.

Сугробы снега вьюги намели,

И ворот, как баржа на мели.

Полуторка стоит

Ну и занос!

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит – и хвать меня за нос..

А стихи и загадки? С ними урок интереснее и понятнее. На уроке по теме «Мягкий знак» можно использую такие загадки:

В яме спит зимою длинной,

Но чуть-чуть забрезжит свет,

За медком и за малиной

Отправляется …( медведь)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша…( львица).

После отгадывания загадок учащиеся отвечают на вопросы:

-Какую роль играет мягкий знак в словах-отгадках? Сравните, сделайте выводы о назначении мягкого знака в русском языке.

Все виды работ вызывают у учащихся желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.

              Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

   

   Цели урока: - на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов прошедшего времени подвести к выводу об                         изменении глаголов прошедшего времени по родам;

                                   - на основе сравнения оттенков значений фразеологизмов развивать умение подбирать выражение, подходящее к данному тексту;

        - воспитывать чувство доброжелательного отношения друг к другу;

                                  - предупреждать переутомление  на уроке.  

Ход урока

1. Орг. момент. Формула успеха: «Я умею слушать и отвечать!». Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Удачного нам урока.

Минутка чистописания.

         Ж ж          - Что записано на доске?             На доске записаны буквы.

            - Что такое буква?                        Буквы мы видим и пишем.

            -Какие задания предлагаете?      Записать красиво буквы.        

                   Дать характеристику звуку.

                   Я предлагаю записать существительные с буквой ж.

                   А я предлагаю указать склонения этих существительных.

                         - Прочитайте существительные.

                         -Что такое существительное?                              Существительное – это часть речи – кто? Что?– предмет.

                         - Какого склонения бывают имена существительные?

Существительные бывают 1 скл., 2скл., 3скл

-1скл. – муж. р.        2скл. – муж. р. -        3скл. – жен. р. – с ь на конце

 

                           жен. р.-а, -я                                                С р. р. -  -о, -е          

                             

                          

2.      Постановка учебной цели.

а ). Работа со схемой.        Речь        Глагол          

                

        У.        П.        Ч.              Л.              В.

        П.

        С.        Н.В.       Б. В.          П.В.

        П.         Д. П.        П.П.

        СУЩ.          ГЛ.           ПРИЛ.

-На что указывает глагол  в настоящем времени?        - Глагол в настоящем времени указывает, что действие происходит в момент речи.

-На что указывает глагол в будущем времени?            - Глагол в будущем времени указывает, что действие происходит после момента речи.

-На что указывает глагол в прошедшем времени?       - Глагол в прошедшем времени указывает, что действие происходит до момента речи.  

-Что общего у глаголов Н.В. и  Б. В. ?                              – Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и                                  .                                                                                                лицам , имеют одинаковые окончания.

-Как различить глаголы Н.В. и Б. В.?        - Они различаются по вопросам. Настоящее.время.        Будущее время.

                Что делает?                Что сделает?

                Что делают?                Что сделают?

3.  Работа по теме урока ( учащиеся формулируют цель урока)

     На уроке мы должны раскрыть секреты глаголов прошедшего времени.

 а ).    На доске:   Наступил долгожданный сентябрь.

                             По опушкам леса вспыхнула рябина.

                            Яркое солнце осветило гладь реки.

- Что записано?                    - Я вижу предложения.

        -Я считаю, что на доске записаны предложения.

  б ).     -Докажите.        - Первое слово в предложении пишется с большой буквой, в конце предложения ставится точка.

        - Предложение состоит из слов.

        - В предложении о ком-то или о чём-то говорится.

 

         - Предложение выражает законченную мысль.

- Какое задание вы предлагаете?        - Я предлагаю списать предложения и подчеркнуть главные члены предложения.

                                                               - А я предлагаю выписать основы предложений.

  в ).      Учащиеся выполняют задания по выбору.

                                                                                                  м..р.        

- Ребята, укажите род имён существительных.         сентябрь наступил

                            ж.р.

                    рябина вспыхнула

                            ср. р

                                                                                        солнце осветило

-Назовите глаголы. Глаголы какого времени вы назвали? На что указывают глаголы прошедшего времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы? Запишите на листах. ( работа в парах)

- Какие окончания у глаголов? От чего зависит написание окончания глаголов в прошедшем времени?

        Физминутка.

 г ).        Выполнение упр.81      

   - Что прочитали?                 - Мы прочитали предложения.

        - Эти предложения нераспространённые, они состоят из грамматической основы.

        - Предлагаю разделить предложения на группы – по роду глаголов.

        1р. – м.р.                     2р. – ж. р.                                  3р. – ср.р.

После записи предложений работа в парах – работа на листах.

- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

- А какие в среднем?

- Есть ли особое окончание у глаголов в мужском роде?

- Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в Н.в. и Б. в?  

Проверяем листочки.                                                                              ГЛ.   П.В.

        по родам

        ж.р.             ср.р.             м.р.

        -а        -о        -

- Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

        -

        Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: В мужском роде имеют  - нулевое окончание;

        в женском роде – а, в среднем роде – о.

        

- Нужно ли это знать?

4.     Закрепление ( применение полученных знаний на практике)    

  1. упр.83 –устно - вставить окончания глаголов и доказать.

         - Какие окончания имеют глаголы в прошедшем времени?

  1. Что записано на листочках?

     Сложа руки –

     Палец о палец не ударить –

     По щучьему велению –

     Спит и видит –

     Гнаться за двумя зайцами -                                                    - Записаны фразеологизмы.  Почему?

      3.    Послушайте стихотворение Б. Заходера и подумай :  какое задание нужно выполнить?

Если б мыло

Приходило.

По утрам ко мне в кровать

 И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!..

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла решать задачу,

Написать диктант любой –

Всё сама,

Само собой!..

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала

Говорить, что я лентяй…

      - Я думаю нужно подобрать к стихотворению фразеологизм и расшифровать его. Учащиеся спорят, доказывают, рассуждают.

    - Чтобы в школе на уроках всё получалось, нужно мечтать о том же , что и герой стихотворения?

5.   Итог урока.

- Как вы считаете, что-то нужное для себя вы узнали на уроке?

- На что указывают глаголы прошедшего времени?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

- А в среднем?

 - Мужском?

6.     Домашнее задание. Какое задание предлагаете? Учащиеся предложили списать фразеологизмы и посмотреть их расшифровку в                    «Фразеологическом словаре».

   

Самоанализ

        урока русского языка  в 4 классе «а» МОУ КСОШ № 4

                  Класс, в котором проводился урок русского языка, очень разнообразен. В классе 30учеников; 50% учащихся могут иметь по предмету

хорошие отметки; они с удовольствием работают на уроках; выполняют дополнительные упражнения; хорошо ориентируются в словарях, грамотно пишут. Остальным учащимся требуется помощь при выполнении заданий.

                  Это 1урок (из 12) в теме «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и лицам».

        Тип урока: комбинированный, включает в себя несколько структурных элементов.

        Этап предварительной организации класса психологически настраивает учащихся на предстоящее занятие. Для стимулирования эмоционального настроя продолжаю использовать формулы самовнушения ( успеха).Эти формулы дети придумывают сами и стараются в течении урока придерживаться заданной цели.

        На этапе повторения изученного материала учащимся было предложено задание с буквами Жж, что позволило повторить род имён существительных. Умение определять род имён существительных понадобится при изучении нового материала.

        Использование правил-схем при постановке учебной цели вывело детей к названию темы урока и составлению новой схемы.

        В работе над предложениями у учащихся  развивается умение анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, делать выводы и оформлять их в виде схемы. ( П.В. – ж.р.

        - с.р.

        - м. р. )

        На этапе развития практических навыков  - упражнения, предложенные учащимся, позволили овладеть искусством грамотного письма, умением различать глаголы прошедшего времени по родам.

        При закреплении изученного материала ( теоретического) учащимся был предложен план, который основан на элементарной группировке материала и выделение его основных компонентов. План-опора: Часть речи -

        

                                                                                                                    Обозначает…

        Отвечает…

                                                                                                                     Изменяется…

Используя план- опору слабые учащиеся смогли повторить правило о части речи – глагол.

        Этап повторения изученного базируется на пройденных темах «Изменение глаголов настоящего времени и будущего времени по лицам и числам». Предложенное задание позволило всем учащимся принять активное участие в работе ( фразеологизмы).

Учебный материал спланирован в виде последовательной цепи этапов, каждый из которых продолжает предыдущий и подготавливает к усвоению последующего материала.

               Учебные задачи урока решены . Урок достиг цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

«Механизмы реализации личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе».

Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического,...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

Личностно- ориентированное обучение на уроках русского языка в начальной школе.

Личностно- ориентированное обучение нацелено на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Хороший ученик в этом случае понимется как инициативный, творческий деят...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка .

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка ....