Закрепление по теме «Предлоги и приставки»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Бармина Клавдия Павловна

Конспект урока . Система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_russkiy_yazyk_3_klass.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Бармина Клавдия Павловна

Русский язык 3 класс

Пояснительная записка

Тема урока:                       Закрепление по теме «Предлоги и приставки» 

Тип урока:                         урок построения системы знаний

Предмет:                             русский язык

Класс:                                  3  класс, общеобразовательной школы

УМК:                                   «Развивающая система Л. В. Занкова».

Учебник:                             «Русский язык 3 класс 1 часть» А.В. Полякова,

Мотивация

учащихся:                          Применение ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации, схема слов

Методы обучения             Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.                           

Автор урока:                     Бармина Клавдия Павловна

Должность:                        учитель начальных классов

Образовательное

учреждение:                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                              средняя общеобразовательная школа № 4

Республика/край:             Хабаровский край

Город/ поселение:             п.Ванино

Цели:

Образовательные:              Уметь анализировать структуру слова,

                                               добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу,

                                               развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).

                                                       Подбор однокоренных слов.

                                                       Сравнение приставок и предлогов.

                                               Знать смысловые оттенки суффиксов и приставок 

Воспитательные:                   воспитывать потребность совершенствовать свою речь,

                                                формировать интерес к слову,                          

                                                воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия

                                                успешности    учебной деятельности (личностные УУД)

Планируемый результат:

Регулятивные УУД

-        выделять учебную задачу на основе освоенного и неизвестного;

-        участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-        сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

-        обращаться к способу действия, оценивая свои возможности;

-        вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

-        находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

-        делать выводы на основе обобщения знаний; создавать текст-описание на основе проведенных наблюдений.

Коммуникативные УУД

-    подтверждать аргументы фактами;

-    слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

-    участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Структура урока

Этап урока

Время

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Организационный момент.

2 мин

Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

1.Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «пять»!

 2.«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»                         К. Г. Паустовский

3. Психологический настрой.

Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой

фразы говорят хором)

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всѐ… видят.

- Уши внимательно слушают и всѐ… слышат.

- Голова хорошо … думает.

4. Запись даты урока в тетрадь.

Тема и цель урока

Девиз урока:  «Узнавай новое. Пиши без ошибок».

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Дети взялись за руки со своим соседом по парте, настроились на работу.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (коммуникативные УУД)

2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

2 мин

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятель ности.

 Как вы думаете, какие цели нашего урока?

Цели урока:

1.Повторить  все, что знаем о частях слова.

2. Закрепить умение правильно разбирать слова по составу.

3. Выполнить  все задания урока.)

Прогнозирование

темы и целей урока. Умение формулировать цели урока.

Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)

3.Планирование деятель-ности.

2 мин

Определение порядка работы на уроке.

- Посмотрите на слайд. Какой план урока подходит к нашему уроку?    (2)

План 1:

1. Самостоятельная работа.

2. Минутка чистописания.

3. Работа по теме урока.

4. Словарная работа.

План 2: 1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

3. Работа по теме урока.

4. Самостоятельная работа.

-На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему?

Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Планирование деятельности (регулятивные УУД)

4.Минутка чисто писания

5мин

уу   уд  ду   уе   ус   уп   ул  уб

Пропишите слова, где  у ~ приставка:  ~ уехал ~  улетел ~ убежал   (выделить приставку, корень; объяснить написание гласных в корне)

На следующей строке запишите предложение, ~ где у – ~ предлог.

Летом  мы  отдыхал  у  бабушки.

(дайте характеристику предложению, подчеркните главные члены предложения)

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях

Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)

5.Словарная работа

5мин

Угадай словарное слово по его однокоренным словам:

(Слова записываются в тетрадь, объясняют написание пропущенных орфограмм)

1. Об..летить, б..летёр, б..летная ….билет

2. В..гонный, в..гонетка, в..гончик….. вагон

3. Б.гажник, б.гажный,…  багаж

4. П.ррончик, п.рронный…. перрон

Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

Умение находить закономерности (регулятивные УУД)

6.Актуализация знаний

5 мин

Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать  условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности.

Сравните слова в первом и втором столбике.

Поскакал                  по полю

прочитал              про зверей

довез                          до дома

узнал                          у друзей

отъехал             от станции

сбежал                      с горки

Ответим на вопросы:

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Как отличить приставку от предлога?

         В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, ~  во, ~  за, ~  на, ~  с, ~  по, ~  о, ~  над, ~  у, ~   под, ~  от, ~  об, ~  про. Предлоги и приставки могут одинаково звучать и состоять из одних и тех же букв, ~ однако пишутся со словами они по-разному.

Вспомните. ~ Приставка – ~ это значимая часть слова, которая со словом пишется слитно и служит для образования новых слов.

Например, ~ сшил, ~ подчеркнул, ~ влетел.

Предлог – ~ это часть речи, которая со словами пишется раздельно и служит для связи слов в предложении.

Например, ~ ходил в театр, ~ летел над облаками, ~ ваза из стекла.

Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, ~ правильно  употребляйте приставки со словами ~ и предлоги в своей речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют изучаемые понятия

Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД)

Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД)

 Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся  (познавательные, коммуникативные УУД)

Умение выражать свои мысли (коммуникативныеУУД)анализировать объекты  (познавательные УУД)

Умение слушать и понимать речь других(коммуникативные УУД)

7.Физ

культминутка

1 мин

Снятие эмоционального напряжения детей.

Если назову слово с приставкой – наклон

Если слово с предлогом – присесть:

Подставил  (наклон)            под чашку (присесть)       
Надстроил (
наклон)            над домом (присесть)
Отвязал (
наклон)                от крыльца (присесть)
Насыпал (
наклон)                на тарелку (присесть)

Выполнение упражнений

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

8.Работа по теме урока

9.Физ

культминутка для глаз

10 мин

Развивать орфографическую зоркость, развивать умение выделять приставку в слове

Снятие эмоционального напряжения детей.

1.Обратите внимание.

Предлоги относятся чаще всего к имени существительному ~ или местоимению, ~ но никогда не стоят перед  глаголами.

Например,        ~ поставил на подоконник,

~ попросили о помощи,

~ договорились о встрече,

~ срывали с кустов,

~ зашло за тучу.

(назвать приставки, часть речи с которой связать предлог, найти слова с приставкой)

2.Раскройте скобки ~ и вставьте пропущенные буквы. (КАРТОЧКИ)

(Д..)ехал, (по)б..жал, (пр..)читал, (п..д)полз, (на)кр..чал,

(до)д..ревни, (по)д..роге, (про)з..вод, (под)м..шину, (на)с..баку.

3.Проверьте себя.

Доехал, ~ побежал, ~ прочитал, ~ подполз, ~ накричал.

До деревни, ~ по дороге, ~ про завод, ~ под машину, ~ на собаку.

Электронная физминутка

Игра «Найдите пару».

(С)мёл  … (с) крыльца                          

(на)шли …  (на)поляне                        

(по)гулял …  (по)парку                  

(в)ходить …  (в)класс

(под)прыгнул … (под)потолок            

(по)ехали … (по)дороге      

Формулируют изучаемые понятия

Выполняют задание на карточках

Оценивают свою работу

Фронтальная работа

Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)

10. Самостоятельная работа

5 мин

Развивать орфографическую зоркость, развивать умение выделять приставку в слове

Раскройте скобки. ~ Подчеркните предлоги. ~ Выделите приставки.  

Лодка (от)плыла (от)берега.

Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

Всадник (с)лез (с)коня.

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

-Как пишутся приставки; предлоги? Как отличить приставку отпредлога?

Учащиеся выполняют задания  самостоятельно в тетради

Ориентирование в своей системе знаний (личностные УУД)

11.Закрепление материала

5 мин

Применение знаний о приставках и предлогах в игре

1.Игра «Найдите ошибки».

Идти ~ (в) на концерт.

Вернуться ~ (со) из школы.

Выехать ~ (с) из города.

Выбежать ~ (в) на улицу.

Пришёл ~ (из) с завода.

2.Превратите слова с приставками в слова с предлогами.

Наручная повязка – … повязка на руке.

Настенный календарь – … календарь на стене.

Пришкольный сад – … сад при школе.

Подземный переход –…  переход под землей.

Настольная лампа –…  лампа на столе.

Подводные камни – … камни под водой.

Загородная поездка – … поездка за город.

Фронтальная  работа

Умение выражать свои мысли, анализировать и синтезировать (познавательные УУД)

12. ИТОГ УРОКА

Рефлексия.

2 мин

Мобилизировать  уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.

- Что вы знаете о приставках и предлогах?

Сегодня на уроке

Я смог …  

Я узнал …

Я научился … 

Спасибо за урок!

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясьJ:\data\articles\50\5047\504764\img1.gif

Весёлой науки

И радостных глаз!

Анализируют свою собственную деятельность.

Формулируют изучаемые понятия

Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)

13. Д/З

1мин

Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записать 10 слов с приставками и 10 слов с аналогичными предлогами  

Работа в дневниках

Ориентирование в своей системе знаний (личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Предлоги и приставки". (3 класс)

Материал поможет проверить умение правильно употреблять и отличать предлоги и приставки....

Электронный тест 3 кл. по теме "Предлог и приставка"

Тест предназначен для уч-ся 3 кл. с целью повторения правописания предлогов и приставок....

Урок русского языка во 2 классе с презентацией на тему "Предлоги и приставки".

Интересный урок с исплоьзованием элементов Сингапурской методики....

раздаточный материал на тему: Предлоги и приставки

Определи, где пишем слитно, где раздельно. Выдели орфограммы....

Презентация к уроку русского языка по теме "Предлоги и приставки". 2 класс.

Презентация  к уроку русского языка. 2 класс. Программа "Школа 2100. Повторение и закрепление правописания приставок и предлогов....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс...