Открытый урок русского языка в 1 классе по теме "Текст и предложение".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Канабаева Лена Ихсановна

Урок русского языка

в 1 классе

Тема: Текст и предложение.

Цели урока: 

- формировать представление о тексте и предложении как                                                                                         единицах речи;

- актуализировать знания по изученным темам;

- проверить знания детей о правилах оформления  предложений на письме.

 

 Планируемые результаты:

 

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • осознавать собственные достижения при изучении темы.

 

Метапредметные:

- познавательные:

  • уметь распознавать текст, отдельные предложения.

- регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить изученные понятия с примерами;
  • выполнять самопроверку, вносить коррективы.

 

Коммуникативные:

  • формулировать высказывания, понятные сверстникам;
  • согласовывать позиции, находить общее решение.

 

Предметные:

  • научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;
  • находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
  • уметь составлять текст из деформированных предложений.

      

 

Оборудование: - проектор, экран, презентация к уроку, электронное приложение к       

                                учебнику, карточки;

                                - тетрадь, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 1 классе

Тема: Текст и предложение.

Цели урока:  

- формировать представление о тексте и предложении как                                                                                         единицах речи;

- актуализировать знания по изученным темам;

- проверить знания детей о правилах оформления  предложений на письме.

 Планируемые результаты:

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • осознавать собственные достижения при изучении темы.

Метапредметные:

- познавательные:

  • уметь распознавать текст, отдельные предложения.

- регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить изученные понятия с примерами;
  • выполнять самопроверку, вносить коррективы.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывания, понятные сверстникам;
  • согласовывать позиции, находить общее решение.

Предметные:

  • научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;
  • находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
  • уметь составлять текст из деформированных предложений.

       

Оборудование: - проектор, экран, презентация к уроку, электронное приложение к      

                                учебнику, карточки;

                                - тетрадь, учебник.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся, садитесь!

Загадка о русском языке. Отгадка нажми зеленый шарик.(1 слайд)

  1. Актуализация знаний.

(2 слайд) (Аудиозапись) Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький. Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу к подружкам русским языком заниматься. Заигралась, загулялась.

(3 кадр)

(аудиозапись) налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Горько плачет девочка, переживает и просит Вашей помощи в поисках братца.

(За каждое верно выполненное задание Вы будете получать часть ключа от избушки Бабы Яги)

- Скажите, для чего нужна речь? (чтобы общаться, говорить)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Как мы используем устную речь? (устную речь мы слышим и произносим)

- Какой письменной или устной речью является телеграмма, которую прислала бабушка? (письменной речью)

- Молодцы! На вопросы ответили правильно.

- Посмотрите, когда улетали гуси-лебеди, они в воздухе оставили следы. (4 слайд) Что они вам напоминают? (букву В)

- Сейчас мы с вами как и гуси-лебеди в воздухе оставим следы.

- Давайте, чтобы получить первую часть ключа в ваших тетрадях красиво напишем букву Вв.(прописать 5 раз)

 - Но сначала вспомним стих: Я тетрадь свою открою…»

- Что вы можете рассказать о звуках, которые обозначает буква В.

(В – звонкий парный согласный по глухости– звонкости. Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).

- Молодцы! (поменяйтесь с соседом тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите её в кружок)

-Получаем с вами первую часть ключа.

- Растаяли на небе следы,

(Слайд 5)

Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути печку.

- (Аудиозапись) Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

Но чтобы печка помогла нам, надо выполнить ее задание. (разгадать загадки)

Эту птицу каждый знает,                                          
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит

(Ответ: воробей)  (Слайд 6)

- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

Электронное приложение к уроку о птицах

- Запишите слово воробей в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в этом слове. Это слово из словаря и его написание надо запомнить. Запомните в этом слове сочетание ОРО.

- Придумайте предложение со словом воробей. (Выслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Вы составляли предложения, писали словарное слово.

- Вы справились с этим заданием, и печка отдает вам еще одну часть ключа.

  1. Целеполагание. Сообщение темы.

(Слайд 8)

(Аудиозапись) Бежит девочка, видит, стоит яблонька, и решила она спросить у яблоньки, куда Гуси – лебеди унесли ее братца. 

А яблонька подготовила вам задание.  ФИЗМИНУТКА.

Гуси белые летели
На полянку тихо сели
Головою повертели
Встали сели
Встали сели
И обратно улетели.

 (во время физмин. с доски падает одно яблоко) (На яблоке написано: Откройте учебник на стр. 10)

- Прочитайте тему. (Текст и предложение.)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Узнаем, чем отличается текст от  группы предложений.)

 - Яблонька просит вас выполнить упражнение № 1.

- Прочитайте предложения про себя. А теперь послушайте чтение диктора.

Электронное приложение к уроку упражнение.

Взять вопросы из упражнения. Эти вопросы выпадают из яблони.- яблоки-вопросы.

(Слайд 9)

Разговор о единицах речи.

Отправляемся на лесную полянку к необычному дереву.

Представим нашу речь в виде этого красивого дерева.

У дерева есть ствол, ветви и листья.

Текст самая большая единица речи вытягиваем вытаскиваем слово «текст» из ствола дерева.

Текст состоит из предложений, связанных по смыслу, вытягиваем слово «предложение» из ветвей.

А предложения состоят из слов, также связанных по смыслу, вытягиваем слово «слова» из листьев.

Что объединяет эти три слова?

Учитель повторяет еще раз связь текста с предложением и словом.

- Давайте прочитаем правило, правильно ли нам подсказывает яблоня.

Чтение правила

- Давайте озаглавим этот текст. Какой заголовок может подойти к тексту? («Первый весенний денек.», «Скоро весна.», «Весна пришла.»)

- Вспомните словарное слово, которое мы с вами записали. Найдите в тексте предложение о той птичке, которую я вам показываю. (Слайд 6). Что это за птичка?

- Запишите это предложение к себе в тетрадь. Кто затрудняется, поднимите руку я подойду. (Весело зачирикали воробьи. Проверка.)

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Яблонька отдает вам часть ключа.

ФИЗМИНУТКА (ЛЕСНАЯ)

В лесу

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

  • Первичное осмысление и закрепление.

(10 слайд)

(Аудиозапись) Бежала, бежала, и на ее пути повстречалась речка. Девочка спросила у речки, не видала ли она, куда гуси-лебеди полетели.

-Речка предлагает самое сложное задание. Без помощи друга не обойтись. (Работа в парах.)

- У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вам необходимо расположить эти предложения так, чтобы получился текст.

        Еж.

Миша гуляет по лесу. По тропе бежит еж. У него на иголках лист.

(Первая справившаяся пара работает у доски.)

- Записываем  текст в тетрадь.

Получаем от  речки последнюю часть ключа.

- Давайте соберем ключ, попросим ежа проводить нас к избушке Бабы Яги.

 

(слайд 11)

                   5. Закрепление.

Чтобы наши герои вернулись домой нам нужно еще раз вспомнить, что такое текст и предложение?

Слайд 13.

10. Самооценка и рефлексия.

Слайд 14.

А теперь откройте свои дневники и оцените себя.

Зеленый круг – при выполнении заданий не возникло затруднений.

Желтый круг – если возникали незначительные затруднения, но вы справились.

Красный круг – затруднения были очень часто.

 Слайд 15.

Самоанализ урока во 1 класса по теме «Текст. Предложение»

1.Сегодняшний урок в системе уроков по разделу «Текст. Предложение. Диалог» был проведен согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока «Текст. Предложение».

2. По типу урока - это урок открытия нового знания.

Его цель-

- формировать представление о тексте и предложении как                                                                                           единицах речи;

- актуализировать знания по изученным темам;

- проверить знания детей о правилах оформления  предложений на письме.

К познавательным задачам я отнесла:

  • уметь распознавать текст, отдельные предложения.

К регулятивным:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить изученные понятия с примерами;
  • выполнять самопроверку, вносить коррективы.

К коммуникативным:

  • формулировать высказывания, понятные сверстникам;
  • согласовывать позиции, находить общее решение.

К предметным:

  • научатся различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;
  • находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
  • уметь составлять текст из деформированных предложений.

3.  При подготовке урока были учтены следующие особенности учащихся: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы; общая дисциплина учащихся.

4. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
6.На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

5. Учебная информация была привлекательна для детей.

7.За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 

8. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

9. Затруднения

10. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

11. Цель урока можно считать достигнутой. Дети познакомились о тексте и предложении как единицах речи и закрепили умения распознавать текст, отдельные предложения.

12. В целом урок можно считать успешным ,потому что цель, поставленная в начале урока была достигнута.

13.Пути совершенствования урока. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...