Вопросы к зачету по русскому языку
картотека по русскому языку (4 класс)
для итогового повторения вопросы за курс начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_zachet.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные вопросы
по русскому языку для итоговой аттестации 4 класс
Что такое текст? | Несколько предложений, связанных между собой по смыслу |
Из чего состоят тексты? | Из предложений |
Что такое предложение? | Группа слов, связанных по смыслу |
Из чего состоят предложения? | Из слов |
Что такое буква? | Это значок звука. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем |
Что такое гласный звук? | При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает во рту преград |
Сколько в русском языке гласных звуков? | 6 звуков: А, О, У, Ы, Э, И |
Сколько в русском языке гласных букв? | 10 букв: А; Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. |
Какую работу выполняет гласная буква в слове? | Называет звук; показывает, что предыдущий согласный или твёрдый или мягкий. |
Назовите гласные первого ряда | А, О, У, Ы, Э |
Какую команду дают согласному гласные первого ряда? | Читайся твёрдо |
Назовите гласные второго ряда ? | Я,Ё,Ю,И,Е |
.Какую команду дают согласному гласные второго ряда? | Читайся мягко |
Какие гласные буквы и когда обозначают два звука? | Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ. Я — [ Й'А ], Ё — [ Й'О ], Ю - [ Й'У ],Е-[ Й'Э ]) |
Как называются гласные Я, Е, Ё, Ю? | Йотированными, потому что в их образовании участвует звук [ Й'] |
Когда гласные буквы Я, Ё, И, Е обозначают один звук? | Когда эти буквы стоят после согласных: Я — [ А ], Ё — [ О ], Ю — [ У ], Е — [ Э ] |
Что такое согласный звук? | При произнесении согласного звука струя воздуха встречает во рту преграду в виде языка, зубов и губ |
Сколько в русском языке согласных звуков | 36 звуков |
Сколько в русском языке согласных букв? | 21 буква |
Как называются самые звонкие согласные в русском языке | Сонорные |
Назовите сонорные согласные | Н,М,Л,Р,Й |
Назовите парные согласные | Б - П, В - Ф, Г - К, Д -Т ,Ж - Ш, 3 - С |
Назовите парные звонкие согласные | Б,В,Г,Д,Ж, 3 |
Назовите парные глухие согласные | П, Ф, К.Т.Ш.С |
Назовите всегда глухие согласные | Х,Ц,Ч,Щ |
Назовите всегда твёрдые согласные | Ж, Ш, Ц |
Назовите всегда мягкие согласные | Ч,Щ,Й |
Какие буквы не обозначают звуков | Ъ,Ь.) |
Как узнать, сколько в слове слогов? | Сколько в слове гласных, столько и слогов |
Как в устной речи одно предложение отделяют от другого? | Остановкой, или паузой |
Как в письменной речи одно предложение отделяют от другого? | Начало предложения пишут с большой буквы, а в конце предложения ставят вопросительный, восклицательный знаки или точку |
Какими предложения бывают по цели высказывания | Повествовательными, вопросительными, побудительными |
Какое предложение называется повествовательным? | То, в котором сообщается о ком-нибудь или о чём-нибудь |
Какое предложение называется вопросительным? | То, которое содержит вопрос |
Какое предложение называется побудительным? | То, которое содержит побуждение к действию |
Какое предложение называется распространённым? | То, в котором, кроме главных членов, есть ещё хотя бы один второстепенный член предложения |
Какое предложение называется нераспространённым? | То, в котором есть только главные члены предложения |
Что является грамматической основой предложения? | Главные члены предложения |
Что такое подлежащее? | Подлежащее показывает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подчёркивают его одной чертой |
Что такое сказуемое? | Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ? Подчёркивают его двумя чертами |
Что такое обстоятельство? | Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака |
На какие вопросы отвечают обстоятельства места? | ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?) |
На какие вопросы отвечают обстоятельства времени? | КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?) |
На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия? | КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?) |
Что такое определение? | Это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и поясняет главные и другие второстепенные члены предложения |
Что такое дополнение? | Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения |
Какие падежи называются косвенными? | Все, кроме именительного |
Какие подлежащие называются однородными? Какие сказуемые называются однородными? | Несколько подлежащих, относящихся к одному и тому же сказуемому Несколько сказуемых, относящихся к одному и тому же подлежащему |
Когда между однородными членами предложения не надо ставить | Когда однородные члены предложения соединены единичными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И) |
Когда между однородными членами предложения ставится запятая? | Когда однородные члены предложения соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И); союзами А, Н0, ДА (в значении НО) |
Что такое простое предложение? | Предложение, в котором одно подлежащее и сказуемое |
Что такое сложное предложение? | Предложение, состоящее из двух и более простых предложений, образующих в смысловом, интонационном отношении единое целое |
Как в устной речи простое предложение выделяют в составе сложного? | Интонацией. |
Как в письменной речи простое предложение выделяют в составе сложного? | Запятыми |
Что такое обращение? | Это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь |
Как в устной речи выделяют обращения в предложении? | Интонацией. |
Как в письменной речи выделяют обращения в предложении? | Запятыми |
Что такое окончание? | Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении |
Что такое основа? | Это всё слово без окончания |
Что такое приставка? | Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов |
Назовите неизменяемые приставки с гласной А | ЗА, НА, НАД |
Назовите неизменяемые приставки с гласной О | СО, ПРО, ВО, ДО, О, ОБ, ОБО, ПО, ПОД, ПОДО, ОТ, ОТО |
Что такое суффикс? | Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов |
Когда пишется суффикс ~ИК? а когда — суффикс -ЕК? | Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать Е, а если не выпадает - И. |
Какой суффикс используется при названии детёнышей? | (-ОНОК, - ЁНОК, - ЁНЫШ.) |
Какие суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение? | (-ОК,-ОЧК, -ЕЧК, -УШК, - ЫШК,-ОВАТ, -ЕВАТ, -ОНЬК,- ЕНЬК |
Что такое корень слова? | Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов |
Какие слова называются родственными? | Слова с одним и тем же корнем и общим значением |
Как проверить безударную гласную в корне слове? | Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. |
Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? | А,О.Е,И,Я |
В каком случае парный согласный стоит в слабой позиции? Как проверить парный согласный в слабой позиции? | В конце слова и перед глухой согласной Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква |
Какие согласные называются непроизносимыми? | Согласные, которые не произносятся — Т, Д, Л, В |
Как проверить слова с непроизносимым согласным? | Надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся |
Как надо переносить слова с удвоенными согласными? | При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными |
Перечислите корневые орфограммы. | Проверяемая гласная в корне слова; парная согласная в слабой позиции; непроизносимая согласная или сочетания СН-ЗН; удвоенная согласная |
Что показывает мягкий знак — показатель мягкости в словах? | Что предыдущий согласный мягкий |
Где пишется мягкий знак? | В конце слова и в середине слова между двумя согласными |
Для чего нужен разделительный твёрдый знак в словах? | Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным |
Когда надо писать разделительный твёрдый знак? | После приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я |
Как надо переносить слова с разделительным твёрдым знаков? | Нельзя отрывать букву Ъ от предшествующей согласной |
Назовите изученные части речи. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз, частица |
Что такое имя существительное? | Это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? |
Какие бывают имена существительные? | Одушевлённые — неодушевлённые; трёх родов; собственные — нарицательные. |
На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? | Кто? |
На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? | Что? |
На какие вопросы отвечают имена существительные мужского рода? | ОН ЧЕЙ? ОН МОЙ |
На какие вопросы отвечают имена существительные женского рода? | ОНА ЧЬЯ? ОНА МОЯ |
На какие вопросы отвечают имена существительные среднего рода? | ОНО ЧЬЁ? ОНО МОЕ |
Что относится к именам собственным? | Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия |
Как пишутся имена собственные | С большой буквы |
Как изменяются имена существительные? | По числам и падежам |
Как определить начальную форму у имени существительного? | И.П ед ч |
Каким членом предложения бывают имена существительные? | Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством |
На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется Ь? | Женского рода |
Для чего необходимо изменять имена существительные по падежам? | Для того чтобы указать на лицо, предмет, место |
Перечислите падежи с падежными вопросами. | И.п. — (кто?) (что?) Р.п. — (кого?) (чего?) Д,п, — (кому?) (чему?) В,п. — (кого?) (что?) Т.п. — (кем?) (чем?) Пп,— (о ком?) (о чём?) |
С какими словами необходимо связать имя существительное, чтобы | (Со словами: ЕСТЬ, НЕТ, РАД, ВИЖУ, ДОВОЛЕН, ДУМАЮ |
Как отличить В.п. от И.п.? | В именительном падеже вопросы КТО? ЧТО? и нет предлогов. В винительном падеже вопросы КОГО? ЧТО? У винительного падежа есть предлоги В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ, ОБО.) Подлежащее всегда стоит в И.П. |
Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце имён существительных родительного падежа во множественном числе? | Не пишется |
Что такое склонение? | Изменение имён существительных по падежам |
Сколько склонений в русском языке? | Три склонения |
Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? | Существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я |
Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? | Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями-О,-Е |
Какие имена существительные относятся к 3-му склонению? | Существительные женского рода с нулевым окончанием и оканчивающиеся на Ь |
Какие гласные пишутся в окончаниях имён существительных в Т. п. после шипящих и Ц? | Под ударением пишется О, а без ударения Е |
Что такое имя прилагательное? | Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? |
С какой частью речи имя прилагательное связано в предложении? | С именем существительным |
Как изменяются имена прилагательные? | По родам, числам и падежам |
На какие вопросы отвечают имена прилагательные в Мужском роде? | КАКОЙ? Окончания -ЫЙ, -ИЙ |
На какие вопросы отвечают имена прилагательные в женском роде? | КАКАЯ? Окончания -АЯ, -ЯЯ. |
На какие вопросы отвечают имена прилагательные в среднем роде? | КАКОЕ? Окончания -ОЕ, -ЕЕ |
Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? | -ЫЕ, -ИЕ |
На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? | КАКИЕ? |
В каком числе нельзя определить род имени прилагательного? | Во множественном числе |
В каком падеже различаются окончания в мужском и среднем роде | Только в именительном и винительном падежах |
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? | По числам и падежам |
Перечислите падежи с вопросами имён прилагательных мужского и среднего рода | И. п. — какой? Р. п. — какого? Д.п. — какому? В.п. — какого? Т. п. — каким? П. п. — о каком?) |
Как проверить безударное окончание имени прилагательного? | По написанию окончания вопроса |
Как определить падеж имени прилагательного? | Найти существительное, к которому относится имя прилагательное. Определить падеж существительного. По падежу существительного определить падеж прилагательного |
В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на | В Р.п., Д.п., Т.п., П.п. На вопрос КАКОЙ?) |
В каких случаях окончание имени прилагательного -ЕЙ, а в каких -ИЙ? | Если имя прилагательное отвечает на вопрос КАКОЙ?, то в мужском роде у него окончание -ИЙ, а в женском — -ЕЙ |
Как образуются сложные слова? | Сложением двух основ при помощи соединительных гласных О, Е. |
Что такое антонимы? | Слова, противоположные по значению |
Что такое синонимы? | Слова ,близкие по значению |
Что такое местоимения? | (Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. |
. На кого указывают местоимения Я, МЫ? | На того, кто говорит о себе.) |
На кого указывают местоимения ТЫ, ВЫ? | На того, с кем говорят |
На что указывают местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? | На лицо или предмет, о ком или о чём говорят |
Перечислите личные местоимения единственного числа | Я, ты, он, она, оно. |
. Перечислите личные местоимений множественного числа. | Мы, вы, они.) |
Назовите местоимения 1-го лица. | Я, мы |
Назовите местоимения 2-го лица. | Ты, вы |
Назовите местоимения 3-го лица | Он, она, оно, они.) |
Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа? | По числам, родам, падежам |
Как надо писать местоимения с предлогами? | Отдельно. |
У местоимений какого лица при употреблении с предлогами в начале слова появляется буква Н? | 3-го лица |
Что такое глагол? | Часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? |
Что такое неопределённая форма глагола? | Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Имеет окончания »ТЬ5 -ТИ, ~ЧЬ. Глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа |
Как надо писать частицу НЕ с глаголами? | Отдельно |
Назовите слова-исключения написания глаголов с частицей НЕ. | Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недомогать |
Указывает ли неопределённая форма на время и числа глагола? | Нет, не указывает |
Перечислите времена глаголов. | Настоящее, будущее, прошедшее |
На какие вопросы они отвечают? | Настоящее время — действие происходит сейчас: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Будущее время — действие произойдёт когда-то в будущем: ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? Прошедшее время — действие произошло или происходило ранее: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? |
Сколько времён можно образовать от глаголов, отвечающих на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? Какие? | Три времени: настоящее, будущее, прошедшее |
Сколько времён можно образовать от глаголов, отвечающих на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? Какие? | Два времени: будущее и прошедшее |
Как образуются глаголы прошедшего времени? | От основы неопределённой формы при помощи суффикса -Л-.) |
Как изменяются глаголы прошедшего времени? | По родам. Мужской род ЧТО ДЕЛАл? — нулевое окончание;женский род ЧТО ДЕЛАЛА? — окончание-А; средний род ЧТО ДЕЛАЛО? — окончание-О |
Какая гласная пишется в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -Л? | та же гласная, что перед и –ть ТЬ в неопределённой форме |
Что такое спряжение? | Изменение глаголов по лицам и числам |
Назовите три способа определения спряжений. | По ударным окончаниям глаголов при спряжении; по окончанию 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени; по неопределённой форме глагола |
Назовите вопросы глаголов единственного числа. | ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? |
Назовите вопросы глаголов множественного числа. | ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ? |
Как определить лицо глагола? | По местоимению |
Перечислите местоимения для определения лица глагола. | 1-е я мы, 2-е ты вы, 3 -е он, она, оно они |
Какие глаголы относятся к I спряжению? | Глаголы, оканчивающиеся на -АТЬ, -ОТЪ, -УТЬ, -ЕТЪ, ЫТЬ |
Какие глаголы относятся ко II спряжению? | Глаголы, оканчивающиеся на-ИТЬ |
Перечислите глаголы-исключения I спряжения. | Брить, стелить, зиждиться |
Перечислите глаголы- исключения II спряжения. | Гнать, держать, дышать, слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть |
Когда у глаголов надо писать-ТСЯ? | Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?, то глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -СЯ мягкий знак не пишется |
Когда у глаголов надо писать-ТЬСЯ? | Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед -СЯ пишется мягкий знак |
Когда у глаголов надо писать -ЧЬСЯ? ЧЬ? | Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? с основой на Ч. |
Что такое наречие? | Часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ОТКУДА? КУДА?) |
Каким членом предложения является наречие? | Обстоятельством |
С какой частью речи связаны наречия? | С глаголами |
Наречия с какими приставками имеют суффикс -А-? | С приставками ДО-, ИЗ-, С-. |
Наречия с какими приставками имеют суффикс -О»? | С приставками В-, НА-, ЗА-. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные вопросы по окружающему миру, русскому языку, ОБЖ
Олимпиадные задания разных уровней по русскому языку. окружающему миру. ОБЖ....
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка к уроку- зачету начинается одновременно с изучением нов...
Вопросы к зачёту по русскому языку 3 класс
20 вопросов по русскому языку. Программный уровень....
Урок-зачет по русскому языку
"Правописание слов с лгухими и звонкими согласными в корне"...
зачет по русскому языку
вопросы...
Зачет по русскому языку 3 класс.
Данный материал помогает проверить знания учащихся по русскому языку 3 класс (учебник А.В. Поляковой)....
Тесты для проведения тематических зачетов по русскому языку в 4 классе.
Тесты в 4 классе....
- Мне нравится (1)