Русский язык, 4 класс II четверть. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шатунова Светлана Викторовна

Русский  язык,  4 класс  II четверть.

УМК «Школа России»

Тема:  Правописание безударных падежных окончаний  имен существитель­ных  единственного  числа 1,2, 3 - го склонения.

Цель:

  • Ознакомить детей со способом проверки безударных падежных оконча­ний имен существительных  единственного  числа 1, 2,3 склоне­ния.
  • Развивать умение распознавать тип  склонения существительных.
  • Воспитывать любовь к предмету,  интерес к русскому языку,  русской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык,  4 класс  II четверть.

УМК «Школа России»

Тема:  Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных  единственного  числа 1,2, 3 - го склонения.

Цель:  

  • Ознакомить детей со способом проверки безударных падежных окончаний имен существительных  единственного  числа 1, 2,3 склонения.
  • Развивать умение распознавать тип  склонения существительных.
  • Воспитывать любовь к предмету,  интерес к русскому языку,  русской речи.

Ход  урока.

I.     Мотивационно – ориентированный этап.                                                        

- Сегодня на уроке, ребята,  мы  продолжим  заниматься  правописанием безударных гласных в именах существительных, получим новые знания, будем учиться грамотно,  красиво, правильно  говорить и писать.

-Что вы поняли?

(  на уроке мы будем вставлять безударные гласные в имена существительные и узнаем что-то новое)

-Посмотрите на доску.

бер_ _,    б_леты,  ж_лище,  п_хо_ка,   м_л_деж_,  с_бака.

-Что записано на доске?

-Прочитайте.

-Предложите задание?  (вставить  орфограммы)

-Вставьте орфограмму, аргументируя ответ.

-Что скажете о словах.  

  • их 6
  •  предмет
  •  им. существительные

Индивидуальная  работа у доски

  1. Никита  (просклонять  слово «собака»)
  2. Рамида  (разобрать слово «походка» по составу)

Разделите слова на 2 группы

                                   ед. число                                           мн. число

                                    одушев .                                         неодушевленные

                                двусложные                                     трехсложные

                              проверяем без глас                          непровер безуд глас

                            безуд глас в корне                             безуд глас в приставке

        

        Разделите слова на 3 группы

       

           муж р                                                       ср. р                                         жен.р

          1 скл                                                          2 скл                                        3 скл

         безуд глас                                               парная согл                   ь знак после шипящ.                                

Лишнее

  • берег (двусложное)
  • билеты (мн.число)
  • жилище  (ср.род)
  • походка (без глас в приставке)
  • молодежь (3 скл)

-В какой части слова была пропущена безударная гласная? (в корне, в приставке)

Слово «собака» мы не выделили в группу лишних слов, но с ним связана история, которую сейчас расскажу.

II.     Проблема, поиск решения.

-Послушайте историю, связанную с этим словом.

На уроке русского языка учительница  раздала  троим нашим постоянным друзьям - Маше, Коле и Володе,   отрывок стихотворения Б.Заходера «Собачкины огорчения» и попросила  вставить орфограммы /слайд

В лесочк_,  у речк_,                    Собачка довольна

Построена дачка.                        И лесом, и дачей,

На дачк_   живет                          Но есть огорчения

Небольшая собачка.                   В жизни собачьей  

Найдите  это стихотворение, дочитайте его до конца, узнайте,  по поводу чего огорчалась собачка.

Вернемся к заданию.

Какая  орфограмма  пропущена? (безударная  гласная)

-В какой части слова? (в окончании)

Коля                                        Маша                                                Володя

в лесочки                             в лесочке                                            ?

у речки                                 у речке                                                 ?

на дачки                               на дачке                                              ?

-Николай проверял безударную гласную в окончании,  подбирая проверочные слова.  Мария  решила, что у слов одного и того же склонения   одинаковые падежи.

Как эту работу выполнил Володя неизвестно, сказано только, что один из учеников выполнил задание верно.

Эту работу мы выполним в группах, попытайтесь убедить нас в правоте своего выбора, не забывайте аргументировать ответ /раздает приложение/

( представитель каждой команды  доказывает  версию своей группы)

-Запишите четверостишье Б.Заходера в тетрадь и докажите письменно, что Володя был прав.

-   Итак, вспомним алгоритм  правописания безударных  окончаний имен

существительных

  • определить склонение
  • определить падеж
  • вспомнить окончание

Физминутка.

-Ребята, я называю слова: 1 скл-стоим, 2 скл-приседаем, 3 скл-подпрыгиваем.

Щука, сирень, карась, осины, окном, речь, лечь.

III.     Оперативно-исполнительный этап

Упражнение № 185,с 97

Поработаем в парах (дифференцированная работа)

-Запиши предложение,  вставь окончание существительного.

-А те ,кто сможет,  подберите еще несколько своих слов с безударным окончанием, вставьте его и  не забудьте письменно объяснить /к доске 1 уч/

-Кто подобрал 1 слово, встаньте

                             2 слова

                              3 слова (в деревне, в городе, на море, на озере, на Волге, в Пыть – Яхе,)

IY.     Рефлексия.

Самостоятельная работа (дифференцированная  работа)

1 вариант: о жизн_, из деревн_, к сирен_, из шерст_ /к доске 1уч/

2 вариант: в холод_, об облак_, по  букв_, в фонтан_ /к доске 1 уч/

Найдите  лишнее слово.

Итог:   - Наш урок подошел к концу.

            - Что нового вы узнали на уроке? (безударную гласную в окончании имен существительных нужно проверять)

  • определить склонение
  • определить падеж
  • вспомнить окончание

-Встаньте те, кто доволен своей работой. Кто – не совсем. Проанализируйте, почему так произошло, сделайте выводы.

Д/З: (по выбору)    -

1)     упр.193 , с. 101.

2)     Найти и записать стихотворение Б.Заходера

«Собачкины  огорчения», объяснить правописание безударных окончаний имен существительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамостоятельная работа по математике,3 класс,2 четверть,программа "Школа России".

Цель: проверить уровень усвоения знаний детей по изученным темам курса: умножение и деление на 1 и на 10.умножение на нуль, деление нуля, деление числа на равное ему число. Проверить умение решать зад...

Контрольная работа по математике .1 класс 3 четверть.УМК " Школа России"

Контрольная работа по математике .1 класс 3 четверть.УМК " Школа России"...

Контрольная работа по математике, 3 класс,3 четверть,программа" Школа РОССИИ".

Контрольная работа по математике .3 класс,3 четверть.программа "Школа РОССИИ" Цель работы: проверить прочность усвоения изученного материала....

Тест по теме: "Предложение" (2 класс, I четверть, программа "Школа России").

Тест по теме: «Предложение» (2 класс, I четверть).1.Как на письме одно предложение отделяется от другого?...

Урок ИЗО в 1 классе "Узоры на крыльях" 2-я четверть УМК "Школа России"

Урок ИЗО в 1 классе "Узоры на крыльях" 2-я четверть  УМК "Школа России" содержит конспект урока + презентацию....

Проверочные работы в 1 классе по итогам 1 четверти (УМК "Школа России")

Проверочные работы составлены на основе материала, изученного первоклассниками в течение 1 четверти....

Проверочные работы в 1 классе по итогам 1 четверти (УМК "Школа России")

Проверочные работы составлены на основе материала, изученного первоклассниками в течение 1 четверти....