муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа развития №24»
Руководитель МО
Л.В.Данилова
«28» мая 2020
Заместитель директора
_А.Ф. Хабирова
«27» августа 2020
Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31.12.2015
№1576) утверждённой приказом от «28» августа 2020 № 338
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направление: общеинтеллектуальное название: «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
класс: 2- 4
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
г. Нефтеюганск 2020
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: |
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успехов в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
| - ориентация на принятие образца
«хорошего ученика»; - интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев) осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
| - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
- осознание смысла и нравственного
- содержания собственных поступков и поступков других людей;
- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального
|
|
| поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского
языка. |
Обучающийся получит возможность для формирования: |
- интереса к познанию русского языка;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.
| - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно- познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
| - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
- учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания
|
|
| чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
| - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
| - принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
|
Обучающийся получит возможность научиться: |
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
| - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
| - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: |
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков; | - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литера-туре;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
| - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические
|
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи - самостоятельная часть речи - имя существительное -
одушевленное/неодушевленное и т.д.); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
| - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
| средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; - строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи - самостоятельная часть речи; глагол - глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
- устанавливать аналогии.
|
Обучающийся получит возможность научиться: |
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
| - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиа ресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
| - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
| - строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
| - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
|
Обучающийся получит возможность научиться: |
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
| - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
| - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- парные-непарные звонкие и глухие;
|
- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);
- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;
- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
- понимать особенности диалогической формы речи;
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;
- восстанавливать деформированные тексты.
- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный- непарный;
| - осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;
- согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел)\ в словах с непроизносимыми согласными;
| - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные-безударные; согласные твердые-мягкие, парные-непарные твердые и мягкие; согласные звонкие-глухие, парные- непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
- выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
- различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах окончание, корень,
|
| - использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки прилагательных - род, число, падеж; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола; - определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
| приставку, суффикс. - определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
|
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие- твердые; слогоделение, ударение);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);
- использовать на письме разделительные ь и ъ;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
- подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- определять у имени существительного
| - различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
- применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ъ;
- безударные окончания имен прилагательных;
- нес глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст; писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень;
- в словах с йотированными гласными
| - различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопроси- тельные предложения;
- определять восклицательную/не- восклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
- применять правила правописания: раздельное написание слов;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
- «парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ; ь после шипящих на конце имен
существительных (ночь, нож, мышь, (нет) |
значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа; - опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени). - находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
- восстанавливать деформированные предложения.
- находить орфограммы в указанных учителем словах;
- использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля; применять правила правописания:
| е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел)\ в словах с непроизносимыми согласными; - использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
| туч); - безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
- ь в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
|
|
Обучающийся получит возможность научиться: |
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- определять последовательность частей текста;
- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по слоговому составу слов;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);
- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);
- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;
- пользоваться словарями по указанию учителя;
- пользоваться библиотечным
| - использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом. узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко- буквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в
| - создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
- оформлять результаты исследовательской работы.
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
|
каталогом под руководством учителя. - различать словообразование и формоизменение;
- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- различать приставку и предлог.
- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
- узнавать местоимения (личные), числительные.
- опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
- применять правила правописания: разделительные ь и ъ; непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
- ь после шипящих на конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование
орфографического словаря; использовать | собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, соединительные
| - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные
|
орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | гласные (интерфиксы) в сложных словах; узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ; понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; - оценивать правильность разбора слов по составу.
- выполнять морфо-логический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов
| местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. - различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
- применять правила правописания: приставки на з- и с-;
- гласные в суффиксах -ик, -ек; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в разных частях слова;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограмм- мы или пунктограммы;
- при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
|
| предложения. - применять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); гласные в суффиксах -ик, -ек;
- соединительные гласные о, ев сложных словах;
- запятые при однородных членах предложения; объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических
особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. | - различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
|
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
- КЛАСС
Раздел: «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) а) Фонетика и графика
Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
б) Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки
- имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Выполнение олимпиадных заданий, требующих знания о взаимосвязи лексического значения слова и его грамматических характеристик.
в) Состав слова (морфемика)
Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями Приставка как часть слова; значения приставок. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Определение состава слова в словах, требующих опоры на знание о словообразовании и историческом происхождении слова (олимпиадные задания).
Раздел: «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; - ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив; Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
Раздел: «Развитие речи» а) Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Подбор вариантов окончания текстов. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Составление текстом с усложнённой структурой и содержанием повышенной сложности.
КЛАСС
Раздел: «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) а) Фонетика
б) Синтаксис
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. второстепенные члены предложения: дополнение, определение. Обстоятельство.
Однородные члены предложения.
в) Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Выполнение олимпиадных заданий, требующих знания о взаимосвязи лексического значения слова и его грамматических характеристик.
Раздел: «Правописание»
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Раздел: «Развитие речи»
составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Составление текстом с усложнённой структурой и содержанием повышенной сложности.
КЛАСС
Раздел: «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
а) Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
б) Синтаксис.
Словосочетание. Сложное предложение.
Выполнение олимпиадных заданий, требующих знания о взаимосвязи лексического значения слова и его грамматических характеристик.
Раздел: «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Раздел: «Развитие речи»
Совершенствование речевых умений.Знакомство с основными видами текстов, типы текста, составление основных видов текстаПродолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи. Составление текстом с усложнённой структурой и содержанием повышенной сложности.
Модуль 1 – Практикум «Подготовка к конкурсам, олимпиадам» способствуют расширению знаний учащихся по морфемике, словообразованию, орфографии, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, помогают им лучше овладеть знаниями по русскому языку.
По своему характеру деятельность учащихся на данных занятиях может быть разнообразной. Эта подготовка докладов — сообщений по различным проблемам языкознания, решение шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет, бюллетеней, для проведения классных и общешкольных олимпиад, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Также предусмотрена проектная и исследовательская деятельность в виде проектных задач и образовательных событий. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные
способности и творчески подходить к результатам работы. Выполнение продукта в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. А также участие в дистанционных олимпиадах «Русский медвежонок» 2-4 кл;
«Центр талантливой молодёжи», «По сказочным тропинкам» , курс «ЗнМыДе» Главной целью является формирование орфографических и пунктуационных навыков при изучении морфемики, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.
Цель реализуется через следующие задачи:
- Развитие умения опознавать орфограммы в занимательной, доступной форме, искать варианты применения той или иной орфограммы.
- Формирование орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка.
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- Формирование умений применять свои знания в олимпиадах и конкурсах.
- Воспитание любви к русскому языку, его особенностям через нестандартные формы работы.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.
Модуль 2 - Практикум «Отработка трудных тем» способствует формированию у учащихся целостного представления о тексте как синтаксической единице, подчиняющейся грамматическим законам, о его роли в речевом общении и передачи знаний. Целями практикума являются также формирование речевых компетенций, речевой грамотности обучающихся.
Задачи практикума:
- выполнение разнообразных упражнений на закрепление знаний по морфологии и синтаксису;
- повторение ранее изученных правил и их применение на практике;
- анализ текстов;
- выявление и устранение недочетов в знаниях обучающихся.
В число основных содержательных линий Программы входят:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Формы организации
В рамках курса реализуются неурочные формы организации. Предусмотрены различные формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей внеурочного курса, для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.
Виды нестандартных уроков: интегрированный урок, урок-игра, урок – путешествие, урок – спор, урок – сказка, урок – турнир, урок-размышление, урок - дискуссия, урок-исследование, урок - мозговая атака, урок– рецензия, урок – зачёт, урок-консультация, инсценированный урок, урок «удивительное рядом», изобретательский урок, урок фантастического проекта. Предусмотрена проектная и исследовательская деятельность в виде олимпиадных, проектных задач и образовательных событий. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Выполнение продукта в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. А также участие в дистанционных олимпиадах «Русский медвежонок» 2-4 кл и др.; «Центр талантливой молодёжи», кружок «ЗнМыДе»
Виды деятельности могут быть различными. Обязательны упражнения, тренирующие внимательность обучающихся, умение определять грамматические значения, категории и их роль в речи, синтезировать текст из отдельных элементов и, наоборот, вычленять из целого текста отдельные элементы, анализировать роль грамматических форм в синтаксисе (в словосочетании, предложении, тексте), работа с дневником собственных ошибок и т.д.
Формы занятий:
- основная – практикум,
- индивидуальная работа,
- работа в парах сменного состава,
- групповая работа.
- работа в минигруппах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Развитие (5ч) | речи | Учимся текст | составлять | Закрепление усвоенных умений работы с текстом при его составлении. Обучение краткому изложению текста, выделению в нем ключевых слов, составлению собственного текста с предложенным заголовком и ключевыми словами; подготовка к работе над планом. |
2 |
| Учимся применять орфографические правила. Отработка олимпиадных заданий. | Организация значением и фразеологизмов; фразеологизма сочетания слов. | наблюдения за использованием сравнение и свободного |
3 |
| Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | Формирование умения составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков. |
4 |
| Работа с текстом. Особенности текста – описания. | Составление текстом с усложнённой структурой и содержанием повышенной сложности. |
5 |
| Учимся сочинять текст- повествование. Отработка олимпиадных заданий. | Создание условий для знакомства с особенностями текста- повествования. Обучение умению создавать свой текст- повествование; составлять план текста-повествования. |
6 | Как устроен наш язык (4ч) | Обозначение звуков речи на письме. | Создание условий для формирования способности различать парные по твердости- мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. |
7 |
| Слог. | Создание условий для формирования способности различать парные по звонкости- глухости согласные; организация слова; проведение орфографического тренинга. |
8 |
| Слово и предложение. | Создание условий для осознания понятия «предложение» и знакомства с видами предложений по цели высказывания. Тренинг в определении цели предложения. |
9 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Создание условий для применения на практике правила обозначения безударных гласных в корне слова. Отработка |
10 | Правописание (5ч) | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | обозначения безударных гласных в корне слова. Отработка алгоритма правописания. |
11 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Знакомство с новой орфограммой. Запоминание и воспроизведение правила обозначения парных по звонкости-воспроизведение правила обозначения парных по звонкости- глухости согласных в конце корня (слова). |
12 |
| Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек. | Организация наблюдения за написанием суффиксов -ик-, -ек-. |
13 |
| Основа слова. | Создание условий для знакомства с правилом и алгоритмом его применения. |
14 | Развитие речи (2ч) | Текст. | Обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: |
15 |
| Учимся озаглавливать текст. | Отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста. |
16 |
| Учимся применять | Отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста. |
17 | Правописание(1ч) | Учимся применять орфографические правила. | Проведение орфографического тренинга безошибочного написания слов с изученными орфограммами. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ п/ п | Раздел | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Повторение (2ч) | Крылатые слова и выражения. | Выполнение упражнений олимпиадного характера направленных на применение |
|
|
| знаний в новых условиях. |
2 |
| Синонимы, антонимы, омонимы | Выполнение олимпиадных заданий по подбору синонимов, антонимов, омонимов. |
3 | Как устроен язык (3ч) | наш | Анаграммы, метаграммы. Отработка олимпиадных заданий. | Выполнение упражнений олимпиадного характера. |
4 |
| Шарады. Вопросы- шутки. | Выполнение упражнений олимпиадного характера, направленных на применение знаний, в новых условиях. |
5 |
| Решение лингвистических задач. | Выполнение упражнений олимпиадного характера, направленных на применение знаний, в новых условиях. |
6 | Правописание. Повторение (4ч) | Фонетика, фонетический анализ слова, разбор слова по составу. | Упражняться в переносе анализировать ошибки. | слов, |
7 |
| Правописание безударных гласных в корне слов. | Обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слова. |
8 |
| Правописания парных согласных в корне. | Коллективно обсуждать правила. Отрабатывать алгоритм правила. |
|
Правописание приставок и суффиксов. |
|
9 |
| Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. | Решать проблемную ситуацию в рубрике «Давай подумаем». Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализировать языковой материал. Коллективно обсуждать правило. Работать в парах. |
10 | Как устроен наш язык. Синтаксис. (3ч) | Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. | Решать проблемную задачу: значение обстоятельства. |
11 |
| Второстепенные члены предложения –обстоятельство определение, дополнение, обстоятельство. | Исправлять ошибки, заменять обстоятельства фразеологизмом. |
12 |
| Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику |
13 | Правописание. (3ч) | Правописание мягкого знака после шипящих в именах после шипящих в именах существительных. | «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных |
14 |
| Падеж имен существительных. Косвенные падежи. | членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. |
15 |
| Склонение имен существительных. | Составлять предложения с однородными членами. |
16 | Как устроен наш язык. Морфология. (2ч) | Имя прилагательное. Качественные, относительные, притяжательные. | Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: |
17 |
| Правописание окончаний имен прилагательных. | Примеры с законченным и с незаконченным перечислением. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Фонетика. Орфоэпия. Словообразование Орфография. (5ч) | Фонетика. Вопросы для любознательных | Высказывать предположение о необходимости указания начальной формы слова при проведении морфологического разбора. Аргументировать свой ответ. |
2 | «Ошибкоопасные» места. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Решение нестандартных орфографических задач. | Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. Понимать информацию, представленную в виде схем. |
3 | Выполнение упражнений, соблюдая нормы произношений. | Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. |
4 | Из чего состоят слова? Решение олимпиадных заданий на словообразование. | Выполнение упражнений олимпиадного характера. направленных на применение знаний в новых условиях. |
5 |
| Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся). |
|
6 | Повторение (7ч) | Фонетический разбор слова | Упражняться в переносе слов, анализировать ошибки. Обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слова. Коллективно обсуждать правила. Отрабатывать алгоритм правила. |
7 | Орфограммы в корне слова. | Контролировать собственные действия при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
8 |
| Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний |
9 | Морфологический разбор имени существительного | Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Группировать слова по заданному основанию |
10 | Морфологический разбор имени прилагательного | Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Группировать слова по заданному основанию |
11 | Правописание приставок | Контролировать собственные действия при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
12 | Синтаксический разбор предложения. | Систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания и интонации. Знакомиться с алгоритмом синтаксического разбора предложения. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его |
|
|
| выполнения. |
13 | Морфология. Орфография. (5ч) | Спряжение глаголов. | Обобщать и систематизировать знания о спряжении глагола. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
14 | Правописание безударных окончаний глаголов. | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных окончаниях глагола. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний |
15 | Правописание суффиксов глаголов. | Обобщать и систематизировать знания о глаголах. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
16 | Морфологический разбор глагола. | Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Группировать слова по заданному основанию |
17 |
| Наречие. Вопросы к наречиям. | Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Группировать слова по заданному основанию |