Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Статья: "Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка" .
Систему оценки качества образования в контексте современного урока русского языка рассматривают как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса. Качество образовательного процесса зависит от выбора современных технологий и степени владения педагогом данными технологиями. Среди современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников популярна технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Не менее важную роль в оценке качества образования на уроке русского языка имеет учёт достижений обучающихся. Одна из форм учёта учебных достижений обучающихся – это создание портфолио (Портфеля достижений каждого школьника).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Моисеева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 527
Невского района Санкт-Петербурга
Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна.
Систему оценки качества образования в контексте современного урока русского языка рассматривают как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса.
Качество образовательного процесса зависит от выбора современных технологий и степени владения педагогом данными технологиями.
Среди современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников популярна технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).
С технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности я познакомилась на курсах повышения квалификации, на которых преподавала Л. Г. Панфилова. Это было более 10 лет назад, с тех пор использую в своей профессиональной деятельности. Применение данной образовательной технологии способствует эффективному формированию и развитию метапредметных, личностных и предметных умений.
ТРИИК нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий, таких как: слушать и слышать собеседника; адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и действовать согласованно; строить монологические высказывания и вступать в диалог.
Методологической основой данной технологии являются подходы: развивающий, системно-деятельностный, логико-информационный, компетентностный.
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет поэтапную организацию освоения учебной информации в рамках учебного процесса (схема ТРИИК).
I этап – самоопределение в деятельности;
II этап – учебно-познавательная деятельность;
III этап – интеллектуально-преобразовательная деятельность;
IV этап – рефлексивная деятельность.
Каждый блок представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения системы учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
- на 1 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» – освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
- на 2 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» - обоснование приобретенного знания;
- на 3 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения» - применение приобретенного знания и понимания;
- на 4 шаге – организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения содержательного блока.
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности позволяет концентрировать внимание обучающихся, развивает внимание, речь, логическое мышление, что позволяет младшим школьникам быть успешными в образовательном процессе, применять алгоритм ТРИИК и вне урока, т. е. способствует формированию метапредметных умений.
Не менее важную роль в оценке качества образования на уроке русского языка имеет учёт достижений обучающихся.
Одна из форм учёта учебных достижений обучающихся – это создание портфолио (Портфеля достижений каждого школьника).
Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».
Данная педагогическая технология предполагает:
- смещение акцента с того, что ребёнок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, по данной теме, разделу, предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос акцента с оценки на самооценку, т. е. эта форма наиболее приближена к реальному оцениванию;
- профилактику предвзятого отношения к ребёнку.
Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:
- Постоянно поддерживать высокую мотивацию детей;
- Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможность обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и коммуникативную деятельность;
- Содействовать индивидуализации образования школьников;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Основные принципы оценки качества достижений учебной деятельности обучающихся:
- единая процедура и технология;
- достоверность используемых данных;
- соблюдение морально-этических норм при сборе информации.
Система учёта достижений обучающихся включает:
- достижения в области личностного развития;
- достижения в области социального развития;
- достижения в области общекультурного развития;
- достижения в области интеллектуального развития;
- достижения в области коммуникативного развития.
Структура портфолио:
- Сведения о владельце портфолио;
- «Портфолио документов» (грамоты, дипломы и т.д.);
- «Портфолио работ» (творческая книжка с приложением работ, электронные документы и т. п.);
- «Портфолио отзывов» (отзывы, рекомендательные письма, резюме и др.);
- Сведения об участии в предметных конкурсах и олимпиадах;
- Образовательный рейтинг обучающегося;
- Ранжирование результатов (результаты);
- Изучение программ дополнительного образования;
- Итоговый балл рейтинга учебной деятельности обучающегося.
Литература
1. Матвеева Т. Е., Сапон С. А., Панфилова Л. Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54024.htm.
2. Морозова О. Е. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС - https://lusana.ru/
3. Панфилова Л. Г. Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». № 2. 2015. – С. 72-76.
4. Распоряжение от 03.07.2019 №1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской РСОКО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-102804-1360070215.jpg)
Современные подходы в оценке качества образования.
Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/10/picture-935484-1499690591.jpg)
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-430387-1513013830.jpg)
«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»
Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....
«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»
В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении, в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...
Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики.
Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики....