Русский язык 3 класс. Тема: Упражнения в правописании слов с разделительным ь и ъ.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otsen.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Учитель: Никитина Ирина Борисовна
УМК : Школа 2100
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Тема урока: Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ
Цель: повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.
Задачи:
- развитие умений писать слова с разделительными Ь, Ъ знаками;
- переносить слова с разделительными Ь, Ъ знаками;
- уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные УУД
1. Осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах.
2. Понимать значимость правильного написания твердого знака.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: Технология оценивания учебных успехов.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, проектор, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы продолжаем открывать тайны русского языка. Нам помогут наши главные помощники – это знания и дружная работа.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
- Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Для этого нам нужна машина времени. Чтобы на ней переместится в нужное нам место, необходимо ввести пароль. Его мы узнаем, выполнив задание на карточках.
2.Актуализация знаний.
- Возьмите карточки на партах, найдите и подчеркните спрятанные в буквах слова.
пвробедирнарвгктерриториятнрош
шрвылестницанжзиллюстрацияигь
клжчувствонериьназадсмтыоголдд
лпрорфограмманртсуывеютагпретп
- Сколько слов нашли? Назовите их? (7)
Слайд 2.
-Проверяем (1 ученик работает на интерактивной доске)
- Как мы называем эти слова? Почему? (словарные, их нужно запомнить)
- На какие три группы можно разделить эти слова? (безударные гласные в корне слова, удвоенные согласные в корне слова, непроизносимая согласная)
- Выпишите слова в три столбика, обозначьте орфограммы.
обед территория лестница
назад иллюстрация чувство
орфограмма
- Проверьте успешность выполнения задания по образцу. Если необходимо, исправьте свои ошибки.
- Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на поля)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Обведите первую букву в каждом слове и прочитайте оценку вашей работы. (отлично)
- Мы отгадали пароль. Послушайте, куда мы переместились, в какое время года попали? (звучит аудиозапись звуков леса, природы) (лето).
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
Слайд 3.
- Мы очутились у пруда. Давайте узнаем, какие лягушата живут в этом пруде?
- Прочитайте название пруда. (мягкий знак – показатель мягкости)
- У каждого лягушонка на спинке слово, оно и поможет нам узнать, кто из них здесь живёт. (один ученик работает на интерактивной доске, остальные контролируют успешность выполнения задания)
Деньки, угольки, въезд, коньки, пень, платье, пальто.
- - Какие лягушата остались?
- Почему?
- Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Посмотрите на оставшиеся слова. Назовите тему урока.
- Это новая тема? (нет)
- Какие цели урока можно поставить?
1. Повторить написание слов с разделительными ъ и ь.
2. Вспомнить, как правильно обозначать орфограмму.
3. Закрепить умения правильно переносить слова с разделительными ъ и ь.
4. Дружно работать.
Учитель вывешивает плакат.
- Вспомним план уроков закрепления.
1. Вспоминаем…
2. Закрепляем…
3. Проверяем…
4. Оцениваем…
Учитель вывешивает плакат.
- Первый пункт плана – вспоминаем. Какие знания нам сегодня на уроке пригодятся? (умение писать слова с разделительными ъ и ь, памятка о правильном выборе разделительного знака, умение выделять приставку, корень слова, подбирать однокоренные слова, правило переноса).
-Что мы сейчас учились делать? (определять тему и цели урока, составлять план урока)
4. Повторение пройденного материала.
- Посмотрите на цели урока. Что мы должны повторить, чтобы правильно писать слова с разделительными ъ и ь? (правило и памятку)
Слайд 4.
- Посмотрите на слайд. Вы видите знаки для графического обозначения орфограмм. - Составьте схемы и расскажите по ним правила написания разделительных знаков.
(2 ученика работают на интерактивной доске, остальные контролируют успешность выполнения задания)
-Кто согласен с ребятами?
- Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил ?(ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Теперь вспомним памятку и составим алгоритм написания разделительных знаков в словах. У каждой пары на парте есть разрезные карточки с названиями этапов работы. Отберите только нужные названия и разложите их на парте в нужном порядке. (работа в парах)
- Какие пункты алгоритма нам не нужны. Почему?
Слайд 5.
- Проверяем алгоритм. (1 ученик работает на интерактивной доске, остальные проверяют успешность выполнения работы)
- У кого такой же алгоритм?
Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Чему ещё мы учились? Составлять схемы и алгоритмы)
-Для чего нам нужны эти умения? (чтобы правильно писать слова с разделительными знаками и обозначать орфограмму)
Слайд 6.
- Посмотрите на слайд и пользуясь нашими знаниями напишите в тетрадь слова, выделите орфограмму. Какое слово оказалось лишним? Почему?
5. Физкультминутка.
Слайд 7. Игра «Вата и камень».
- Мы с вами оказались в гостях у Маши и медведя. Они нам приготовили игру. Встали около парт. Команда «Вата» - девочки, команда «Камень» - мальчики.
- Я буду читать слова. Если услышите слово с разделительным мягким знаком, то команда «Вата» тянет руки вверх, а команда «Камень» приседает. Если слова с разделительным твёрдым знаком, то наоборот.
Крылья, рысью, подъезд, жильё, съёжился, счастье, серьёзный, съесть, подъём, семья, объявление, съёмка, объехать, судья.
6. Применение знаний, развитие умений.
Слайд 8.
1) Буквенный диктант.
- Продолжаем наш путь. Перед нами тропинка, если мы правильно выполним задание она нас приведён на красивую полянку. Нам нужно правильно написать тропинку из разделительных ъ и ь. Я буду читать рифмовку, а вы красиво пишите одну из букв ъ и ь.
Объявил, полозья, съезд.
Объяснил, объедки, съест.
Обезьяна, льёт, подъезд.
Вьюга, вьюн, семья, разъезд.
- Проверяем. У разделительного знака ставим «+» или «-». (один ученик работает на интерактивной доске, остальные проверяют успешность выполнения задания).
- Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что ещё учились делать? (определять какой разделительный знак писать в словах)
Слайд 9.
2) Задание «Помоги бабочке».
- Мы с вами на чудесной летней полянке. Прочитайте слова на цветках. Придумайте задания к этим словам. Не забывайте тему урока.
- Запишите образованные слова в тетрадь, разделяя их чёрточкой для переноса.
- Проверяем написание, ставим у слов «+» или «-». (один ученик работает на интерактивной доске, остальные проверяют успешность выполнения задания).
- Что мы должны помнить, при переносе слов с разделительным ь?
Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Слайд 10.
3)Задание «Укрась полянку».
- Посмотрите на доску, на этой полянке нам нужно раскрасить цветы, в зависимости от разделительного знака в слове. На партах у вас такие же листочки. Работаем в паре. (один ученик работает на интерактивной доске)
Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком, разделяя их чёрточками для переноса. Вспомните, что мы знаем о переносе слов с разделительным твёрдым знаком? (1 ученик работает на доске, остальные в тетради)
- Проверяем написание, ставим у слов «+» или «-». (один ученик работает на доске, остальные проверяют успешность выполнения задания).
Проверим выполнение работы по алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на полях)
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Слайд 11.
4) Работа с пословицами. Задание «Собери пословицу».
- Нам пора возвращаться домой. Машина времени изменила пароль. Нам нужно собрать пословицы, чтобы вернуться назад. Посмотрите на доску. Составьте пословицы и запишите их в тетрадь.
- Проверяем
-Найдите слова с разделительными знаками. Графически выделите в них орфограмму.
-Проверьте свою работу. Оцените.
7. Рефлексия.
-Вспомните тему и цели урока. Все ли цели достигли?
_ Я прочитаю стихотворения, а вы просигнализируйте карточкой о какой букве говорится.
1)Запомните! Проще простого!
Пишите его в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
2)С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья:
Е, Ё, Ю, Я
- Какие задания понравились?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто помогал вам на уроке?
– Посмотрите на ваши отметки на полях, оцените свою работу средним баллом. Какие отметки поставили?
-Нарисуйте на полях шкалу и отметься крестиком уровень вашей работы на уроке.
8. Домашнее задание.
Упр. 5 или 6, с. 143., по желанию индивидуальные карточки с заданиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Упражнение в правописании предлогов и приставок" 3 класс
I. Организационный момент.II. Минутка чистописания.В, вВсякая работа мастера хвалит.III. Сло...
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."
Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...
Русский язык Тема: Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь.
Аннотация :Если Вы любите читать детективы, тогда Вам к нам в «Детективное агентство».На уроке осуществлялся принцип деятельности:- обучающиеся самостоятельно ставят учебную задачу.Для бол...
Русский язык 2 кл. УМК «ШР». «Правописание слов с разделительным мягким знаком ( ь)».
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение знаний о разделительном мягком знаке; формирование орфографических навыков написания разделительного мягкого знака в словах, умение работать самосто...
3 класс Конспект урока по русскому языку по теме: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»
3 класс Т.Г.РамзаеваКонспект урока по русскому языку по теме:"Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова"....