Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Разработка урока по русскому языку для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однозначные и многозначные слова
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения.
Задачи: 1. Уточнить понятие многозначные слова. Знакомство с многозначными словами.
2. Развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.
3. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре.
Метапредметные результаты
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к учебе;
- определять общие правила поведения;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать правильно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, схеме, используя свой жизненный опыт;
- способность понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками
ПредметныеУУД:
-уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- содействовать развитию умения составлять предложение
Технологии обучения:
- Технология критического мышления
- Здоровьесберегающие технологии
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I.Орг.мом. | - Сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их.
| Приветствие |
II.Актуализация знаний 1.Минутка чистописания 2. Словарная работа 3.Определение темы урока, целеполагание | -Отрабатываем соединения До до ор ог га - Какие единицы речи написали? Организует работу над словами с непроверяемым написанием. 1. - Если убрать лишние буквы, то получится слово. Какое? - Какое лексическое значение этого слова, т.е., что мы понимаем, когда употребляется это слово? - Послушайте стих. Всев.Викт.Остена. О каких значениях в нем говорится? - В каких значениях употреблено слово дорога? Шлях – степная дорога - Значит, у этого слова несколько, т.е. много значений. В Толковом словаре 1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. - Запишем это слово. Это словарное слово. Его написание надо запомнить. Повторим еще другие словарные слова. 2.- Теперь я скажу лексическое значение, а вы определите слово. форма приветствия при встрече (здравствуйте) Группа людей, объединенная общими интересами и взглядами. Или это же слово группа учеников в школе. Или комната, где проходят учебные занятия (класс). В словаре Ушакова 12 значений этого слова. 3. – Есть еще слоги, составьте из них слова ло па та я го да яб ко - Зачем нам умение делить слова на слоги? – Мы сейчас говорили о значениях слов, нам встретились слова, у которых одно значение и слова с несколькими значениями. Потому что тема сегодняшнего урока « Однозначные и многозначные слова». Будем учиться определять многозначное или однозначное слово и употреблять такие слова в речи. | Записывают дату, вид работы Слоги дорога Читает ученик из учебника упр.60 Записывают слово. Обозначают ударение, букву для запоминания и делят на слоги. Лопата, ягода, яблоко Чтобы правильно переносить |
III.Обобщение и систематизация знаний | - Начинаем разбираться. Что такое лексическое значение слова? - Сколько будет значений у однозначных слов? Это в наших словах какие слова? - Сколько значений у многозначных слов? Какие это слова? 1.– Итак, Однозначные и многозначные слова. Рассмотрим схему в упр.59, с.48. Слова бывают… Однозначные имеют…, а многозначные… - Как бы вы дали объяснение, что такое однозначные слова? Многозначные? | – Это то, что обозначает слово. (лопата, здравствуйте, яблоко…) (дорога, класс) Однозначные – это слова, у которых одно лекс.значение. Многозначные – с несколькими. |
V.Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.Упр.58. Прочитайте от 1 до 6, рассмотрите картинки. -Что на 1 рисунке? На 2-ом? Какие? Значит, это слово многозначное? И т.д. – Составьте предложение со словом шляпка. Как мы понимаем, в каком значении выступает слово? Запишем составленное предложение - Составьте предложение со словом иглы. 1 ряд – швейные иглы, 2 ряд – сосновые, 3 ряд – у ежа. Запишите свое предложение. - У кого какие предложения получились? – Какие еще многозначные слова знаете? В нашем языке много таких слов. | Читают, смотрят. Отвечают на вопросы (Из контекста, из других слов в предложении) ( Из-под листьев выглядывают шляпки грибов) |
IV. Физ.минутка | Организует физ.упражнение уч-ся. - Если многозначное – руки наверх, если однозначное – приседаем Звезда, игла, кисти, ножка, ручка, нос, дорога, класс, хвост, земля, крыло, язык, кран, лук. Береза, линейка, тетрадь, цветок, лампа, шкаф, рубашка, мел. | Выполняют действия |
1– Как человек может узнать, многозначное слово или нет? По Толковому словарю. Есть толковый словарь для школьников, есть в нескольких книгах, томах. В нашем учебнике тоже есть небольшой толковый словарь. Стр.138. Откройте. Найдите слова многозначные. Прочитайте их значение. 2.Работа в паре. Распределить слова на 2 группы – однозначные слова и многозначные слова. Над словами однозначными написать 1, над многозначными – 2. ( колокольчик, кисть, очки, заяц, книга, здоровье, ключ, сумка) 3.Проверка по слайду | Читают многозначные слова Работают по заданию в паре | |
VII.Рефлексия | - Какая тема урока была? Чему учились? Какие слова однозначные? Многозначные? - Задание на листе, заполните схему | |
VI.Д/з | Из Толкового словаря выписать несколько многозначных слов |
Слова
Однозначные Многозначные
Имеют ____ лексическое Имеют _________ лексических значений
Значение
Например,________ Например, _______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...