Игровые технологии на уроке русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Игровые технологии на уроке русского языка
в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Игровые технологии на уроке русского языка
в начальной школе.
“Всё в наших руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
Проблеме формирования игровой деятельности в детской психологии отводится значительное место. Как показали в своих трудах Л.С. Выготский и А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы ребенка. «Сделать серьезное занятие занимательным для ребенка – вот задача первоначального обучения» - писал К.Д.Ушинский.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и другие), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Технология игр в обучении включает разработку и использование трёх компонентов: организационной формы, дидактического процесса, квалификации педагога.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебным предметам. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
По результатам анкетирования одним из самых трудных для детей учебных предметов является русский язык. А, следовательно, «неинтересным» для учащихся. Поэтому одной из важных задач для учителя является не только обучение русскому языку, но и привитие интереса к данному предмету. В этом ему могут помочь дидактические игры.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность урока. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые действия могут быть простыми (разгадывание кроссворда) и сложными (квест или викторина). Чем сложнее задания, тем интереснее играть. Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.
Когда играть?
Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д.
Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми.
Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.
И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С помощью тренингов-игр можно формировать определенные учебные умения и навыки, и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешно...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....
Статья " Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе"
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе....
Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"
Данный мастер-класс был проведен во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....