"Тайны устной и письменной речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_1_klasse_po_umk.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
A
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Устная и письменная речь»
Тема | Устная и письменная речь |
Цель темы | Познакомить детей с понятиями «устная» и «письменная» речь. Развивать умение различать устную и письменную речь. Дать учащимся представление об интонации в устной и письменной речи. Формировать умение правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания в устной и письменной речи. Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость |
Планируемый результат | Уметь различать письменную и устную речь. Научиться различать предложения по цели высказывания, правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания. |
Основные понятия | Устная и письменная речь Выделение слова голосом (логическое ударение) Интонация Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Н.А.Чуракова «Русский язык», тетрадь для самостоятельной работы Е.Р.Гольфман Методическое пособие, толковый словарь, раздаточный материал, сигнальные карточки |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, самостоятельная |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
1 этап Организационный момент Цель - активизация учащихся | Проводить инструктаж, настраивать на работу | Формировать умение организовывать свое рабочее место | 1 этап. Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки! Есть у нас девиз такой, Все, что надо, под рукой. Личностные УУД | 1 этап. Организационный момент. Почему на рабочем столе должен быть порядок? Коммуникативные УУД |
2 этап. Чистописание. Цель - развивать мелкую моторику пальцев и каллиграфические навыки | Напомнить правила оформления работы в тетради, алгоритм порядка действий при списывании | Использовать алгоритм порядка действий при записи элементов букв. Контролировать последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи. | 2 этап. Чистописание 1.Подготовка руки к письму Пальчик к пальчику приходит. Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. 2. Работа в тетради: - прописывание строчных и заглавных букв П п Р р И и - Дайте характеристику звуков, которые можно обозначить этими буквами. 3. Запись предложения -Я вам прочитаю предложение, а вы его запишите. Ребята пришли в гости. Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | 2 этап. Чистописание. Напомните друг другу правила, как правильно сидеть за партой и как нужно держать ручку. Коммуникативные УУД Личностные УУД |
3 этап. Постановка темы и целей урока. Цель – подвести учащихся к усвоению понятий «устная» и «письменная» речь | Организовать индивидуальную работу по составлению схемы предложения. Организовать фронтальную и индивидуальную работу по учебнику и комментированную работу | Использовать алгоритм построения схемы предложения. Наблюдать различия между речевыми действиями Формировать умение различать письменную и устную речь в процессе работы по учебнику в коллективе и индивидуально | 3 этап. Постановка темы и целей урока. 1. Составление схемы предложения - Я вам еще раз прочитаю предложение, а вы письменно составьте его схему Ребята пришли в гости. - Я читала и проговаривала предложение устно, а вы записали это предложение и письменно составили схему. - Чем же отличались наши речевые действия? (Ваши действия устные, а наши – письменные) - Каких двух видов бывает речь? (Устная и письменная) Работа по учебнику с.21 Прочитаем на с.21, какие тайны нам предлагают раскрыть наши знакомые. (Тайны устной и письменной речи) - А может вы уже знаете какие-нибудь тайны речи? (речь состоит из предложений, первое слово в предложении нужно писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку …) Сколько уроков мы будем работать, чтобы разгадать эти тайны? (3 урока) Итак, перед нами две надписи и две двери. Прочитайте две надписи на с.21 (Что написано пером, не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.) Анишит –Йокоп спрашивает: «Какая надпись относится к письменной, а какая – к устной речи? Как вы догадались? Какие слова помогли догадаться? Чем отличается устная речь от письменной? Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | 3этап. Постановка темы и целей урока. Каждое свое действие при построении схемы проговаривайте. Регулятивные УУД Опираются на свои знания, полученные на прошлых уроках Какого цвета эти двери? (голубого и желтого) Как можно назвать эти надписи? (Пословицы) Покажите пальчиком, какая надпись относится к устной речи, и прочитай ее шепотом. А теперь запись, которая относится к письменной речи, прочитай и запиши в тетрадь. |
4 этап. Изучение нового материала. Цель- учить детей правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в устной и письменной речи Цель - формировать умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи | Включить детей в этическую беседу Организовать работу по словарю Организовать работу с учащимися для сравнения вопросительных предложений, которые пишутся одинаково, но требуют разных ответов Включить детей в обсуждение проблемных вопросов | В процессе этической беседы формировать культуру поведения Работать с информацией Учатся слышать в предложение слово, которое выделяется голосом, и давать точный ответ на поставленный вопрос Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи
| 3 этап. Изучение нового материала. -Анишит –Йокоповна пригласила своих гостей к столу на чай с пирогами. -Как надо отвечать на приглашения? (Большое спасибо. Вы очень любезны) - Какими словами приглашают в дом гостей? (Милости просим! Добро пожаловать) -В каком порядке должны войти в гости вслед за хозяйкой? (Первой в дом должна войти хозяйка, после нее – дамы, сначала более старшие по возрасту, потом те, что помладше, после этого могут войти мужчины и мальчики) Познавательные УУД Работа со словом «Пирог» Пока гости угощаются пирогом с черничным повидлом, мы должны научиться грамотно писать слово «пирог» Этимологическая справка. Пирог образовано с помощью древнего суффикса - ог от слова «пир». Первоначальное значение – «праздничный пирог». Самостоятельная работа. Упражнение с.14 Работа по учебнику с.22 Рассмотрите рисунок. Прочитайте по ним выделенное предложение. («Ты съел пирог?») Учитель читает с.22 и 23 - Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом) Познавательные УУД Работа по учебнику с.24 Учитель читает три предложения с ударением на слово «съел» Ты съел пирог? Ты съел пирог. Ты съел пирог! В каком предложении цель – спросить? В каком предложении цель – что-то сообщить? Какое предложение не просто сообщает, а громко утверждает, выражает чувство? Знакомство со знаками препинания Познавательные УУД | 3 этап. Изучение нового материала. А как, используя письменную речь, можно пригласить гостей? (можно подписать пригласительную) В каком порядке должны войти гости Анишит Йокоповны? (Анишит Йокоповна, Асырк, Маша, Миша, Торк) Коммуникативные УУД Личностные УУД Работа по тетради для самостоятельной работы (С.14) Познавательные УУД Что содержит это предложение- вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Вопрос) Дать ответ на каждый вопрос и сравнить Проверяют, читая высказывание Летучей Мыши на с.23 Как в письменной речи указать разницу предложений по цели высказывания? (С помощью знаков) А как в устной речи показать разницу по цели высказывания?(С помощью повышения или понижения голоса) |
4 этап. Первичное закрепление. Цель – закреплять умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи | Организовать дидактическую игру с карточками (знаки препинания), провести инструктаж по правилам игры | Участвовать в дидактической игре, контролировать свое поведение | 4 этап. Первичное закрепление. 1. Игра «Угадай-ка» У детей карточки со знаками: точка, восклицательный знак и вопросительный знак. Учитель читает предложения, а дети должны показать нужный знак. Вперед, друзья! Сколько грамотных у нас? Сегодня четыре урока. В школу? В библиотеке много книг. Стойте! Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | 4 этап. Первичное закрепление. Показывать учителю нужный знак препинания и контролировать свое поведение Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Контролирующее задание | Организовать работу в паре, а затем коллективную проверку | Работать в паре | Упражнение 1 на с.14 в тетради для самостоятельной работы. Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Работа в парах Дети обсуждают и ставят в конце предложения нужный знак препинания. Коллективная проверка |
5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. | 5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Поднимите зеленый кружок тот, кто сегодня для себя раскрыл тайны письменной и устной речи. - А красный – кто тайны не раскрыл. - А какие же тайны письменной и устной речи вы раскрыли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". Урок второй.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК "Перспективная начальная школа"....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи" .
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК " Перспективная начальная школа"....
Технологическая карта урока по русскому языку, по теме «Тайны устной и письменной речи. Написание имён собственных», 1 класс "ПНШ"
Технологическая карта урока по русскому языку....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...