Урок русского языка в 4 классе « Правописание –тся, -ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе
« Правописание –тся, -ться в глаголах»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_kl_pravopisanie_-tsya_-tsya_v_glagolah.docx | 27.15 КБ |
pravopisanie_tsya_tsya_v_glagolah_4_klass.pptx | 682.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Урок русского языка в 4 классе
« Правописание –тся, -ться в глаголах»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Iквалификационной категории
Петрова Ольга Николаевна
2016 год
Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии:здоровьесбержнения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, самодиагностики и взаимодиагностики изучения темы.
Виды деятельности:формированиеу обучающихся деятельностных способностей, групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой, самооценкой; исследовательская деятельность; комментирование выставленных оценок.
Планируемые результаты
Предметные:научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учитьразличать случаи написания ться и тся в глаголах.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: формирование навыков речевых действий: умение слышать, слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, уметь договариваться, вести дискуссию; уважать в общении партнёра.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе применения правил; исследовать, искать и отбирать необходимую информацию.
Личностные УУД
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Средства обучения: презентация, карточки, учебник
Сценарий урока:
1)Организационный этап.Самоопределение к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий и открытий. А помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Слайд 2 Словарная работа.
- Прочитайте слова на слайде. Постройте логическую цепочку из данных слов.
охотник
тайга
волшебник
акварель
аккуратно
пейзаж
альбом
медведь(«Волшебник аккуратно акварелью написал пейзаж в альбоме, а охотник в тайге охотился на медведя»)
- А теперь в группах «по цепочке» вспомните и запишите под диктовку своих товарищей все слова. Взаимопроверка.
2) Актуализация знаний.
- Какую тему в настоящее время вы изучаете на уроках русского языка?
(Глагол)
- Что такое глагол? ( Глагол – это часть речи…
- На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
(Что делать?Что сделать?)
- А как определить лицо глагола?
( Надо подставить личные местоимения )
3) Постановка учебной задачи.
- Сейчас заполните табличку «Что вы знаете о правописании глаголов?»
Слайд 3
Что вы знаете о правописании глаголов?
Тема | Знаю | Не знаю | Хочу научиться |
Правописание приставок в глаголах | + | ||
Правописание НЕ с глаголами | + | ||
Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах | + | + | |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. | + |
- Итак, ребята, какую вы будете изучать новую тему?
(«Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯв глаголах»)
4) Построение проекта выхода из затруднений.
- Прочитаю вам слова, а вы внимательно послушайте и скажите, чем они вам показались интересными?
Садится, струится,водица,птица, синица, глядится,гордится,
гордиться, годится.
( В конце слов слышится [ца])
- А сейчас посмотрите как пишутся эти слова.Слайд 4
Солнце садится, струитсяводица,
Птица синица в водицу глядится.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться -
Для супа не годится.
- Что вы заметили?( в одних - ца, а в других нет)
- Прочитайте те слова, где слышится [ца] и пишется - ца.
- Какой частью речи они являются ? ( Имена существительные)
- Есть ли какая –то проблема при написании этих слов? ( Нет)
- Какой частью речи являются остальные слова? (Глаголы)
- Что вы заметили у них? (Слышится [ца], а пишется -тся, -ться)
- Это проблема? (Да)
- Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма. Надо найти истину!
Слайд 5
Надо всё нам тут узнать
-тсяи –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.
Физминутка.
- Итак, начнём наше маленькое исследование.
Определите форму глаголов в столбиках.
Слайд 5
кусаться | кусается |
купаться | купается |
стараться | старается |
- Что вы заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Вывод 1 (В начальной форме пишется, а в личной не пишется)
- А теперь внимательно посмотрите на вопросы и на глаголы.
Вывод 2 ( Если в вопросе есть ь, то и в глаголе пишется ь.
Если ь отсутствует в вопросе, значит и глагол пишется без ь)
- Прочитаем правило в рубрике «Тайны русского языка» и сравним свои выводы.
5) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполним упр. 1 с. 101 с комментированием у доски «по цепочке».
- Сделайте вывод о написании –тся, -ться.
1 2 3
имена глаголы глаголы
существ.в нач. форме в форме 3 л.
Физминутка.
6) Самостоятельная работа. Выполнение упр. 2 ( работа в группах)
7) ---------
8) Рефлексия деятельности.
- Какая проблема стояла в начале урока? Мы смогли её выполнить?
- Оцените, пожалуйста, своё участие в работе группы.
Самооценка работы ученика в группе
№ | Критерии | баллы | |||
4 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Мне понравилось работать в группе | ||||
2 | Я выдвигал свои идеи | ||||
3 | Я чувствовал ответственность за общее дело | ||||
4 | Я с уважением относился к мнению других, если даже с ним не согласен | ||||
5 | Я помогал участникам группы, когда они во мне нуждались | ||||
6 | Я завершал выполнение моих задач в соответствии с графиком работ | ||||
7 | Я в полной мере участвовал во всех мероприятиях группы | ||||
Оцените, пожалуйста, свое участие в работе группы
абсолютно согласен – 4 балла
согласен – 3 балла
частично согласен – 2 балла
не согласен -1 балл
- Я благодарю всех за работу. Спасибо за внимание. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о хотник т а йга в о лшебник а кв а рель а кк уратно п е йзаж а льбом м е дведь
Что вы знаете о правописании глаголов? Тема Знаю Не знаю Хочу научиться Правописание приставок в глаголах Правописание НЕ с глаголами Правописание - ТСЯ , - ТЬСЯ в глаголах Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Солнце садится , струится водица , Птица синица в водицу глядится. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться - Для супа не годится.
Надо всё нам тут узнать - тся и – ться , ну как писать? И про мягкий знак хитрющий Поскорее всё узнать.
кусат ь ся кусается купат ь ся купается старат ь ся старается
начальная форма личная форма (что делат ь ?) (что делает?) кусат ь ся кусается купат ь ся купается старат ь ся старается
1 2 3 имена глаголы глаголы существ . в нач . форме в форме 3 л.
№ Критерии баллы 4 3 2 1 1 Мне понравилось работать в группе 2 Я выдвигал свои идеи 3 Я чувствовал ответственность за общее дело 4 Я с уважением относился к мнению других, если даже с ним не согласен 5 Я помогал участникам группы, когда они во мне нуждались 6 Я завершал выполнение моих задач в соответствии с графиком работ 7 Я в полной мере участвовал во всех мероприятиях группы Самооценка работы ученика в группе Оцените, пожалуйста, свое участие в работе группы абсолютно согласен – 4 балла согласен – 3 балла частично согласен – 2 балла не согласен -1 балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"
Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...
Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
Формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...
Урок русского языка по теме " Провописание -тся, -ться в глаголах.( 4 класс УМК "Школа России")
На уроке русского языка ,учащиеся знакомятся с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся,-ться; научатся задавать вопросы к глаголам....