Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: "Род имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного
и младшего школьного возраста начальная общеобразовательная школа - детский сад д. Алферово городского округа Павловский Посад Московской области
Урок русского языка в 3 классе
по теме:
«Род имён существительных»
Провела:
Апанасенко Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов
28.01.2020г.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Род имен существительных"
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- познакомит со способом определения рода существительного.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный и наглядный материал
Ход урока
- Эмоциональный вход в урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
- Актуализация знаний.
- Орфографическая работа
На слайде слова.
- Прочитайте слова.
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- Найдите орфограммы.
- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
- Я буду задавать вопрос, ваша задача показать нужную сигнальный круг, если «Да» - зеленый, «Нет» - красный.
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Обобщение
- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)
- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)
- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?
- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)
- Измените данные существительные по числам.
- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)
2. Упражнение по чистописанию (следить за посадкой)
- Прочитайте цепочку из букв (ОДР).
- Назовите каждую букву грамотно.
- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)? (фонетика)
-Составьте цепочки из этих букв ОРД
ДОР ОРД ОДР РОД РДО (каждая цепочка появляется постепенно – карточки)
- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
- А что обозначает слово РОД? (Родственники, члены одной семьи)
- Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.
(запись цепочек слов в тетрадь)
- Самоопределение к деятельности.
- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
- Давайте обратимся к знакомым уже словам.
(свеча, волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )
- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)
- А почему вам не трудно было это сделать?
- Вы разделили слова на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
IV. Фиксация затруднения в деятельности. Выявление места и причины затруднения
- (…)
- Вы можете выполнить это задание? А хотели бы?!
- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.
V. Построение проекта выхода из затруднения
Работа в группах. Надо разделить слова на три группы, обосновать свое выполнение, используя тексты для «Мозгового штурма» и дать название каждой группе слов.
- Презентация выполненного задания каждой группой.
VI. Реализация построенного проекта
- Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете?
И я вам скажу больше: по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего? Например, если упадет вилка или ложка – говорят, придет женщина, а если упадет нож – то придет мужчина.
А почему так определяют?
- Я расскажу вам сказку
Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.
- Так как же разделить данные слова на 3 группы?
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.)
- Определяем задачи урока: узнать… научиться… применить…
- С какими задачами уже справились? Над чем предстоит работать?
- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем стихотворение определения рода имени существительного.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род – «оно, моё»!
Это правило твоё!
- Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)
- Как проверить наши выводы? (По учебнику) Вывешиваю таблицу
VII. Физкультминутка
Задание: женский род – присесть, мужской – подпрыгнуть, средний – хлопок в ладоши.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
VIII. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи
- А теперь давайте определим род данных имен существительных?
(свеча, волчок, пчела, сердце, дуб, солнце ) – используем карточки
- Упр. 39 – запись слов с комментированием «цепочкой», определение рода имен существительных.
- Работа в парах на ноутбуках по изученной теме (Электронное приложение к учебнику)
IX. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
- Записать слова, определить род каждого имени существительного.
Ручка, столб, небо, ветер, ведро, машина.
- Проверяем.
X. Включение в систему знаний.
«Эстафета»
- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
Одеяло – Подушка – Компот – Олег – Зеркало – Книга – | Лампа – Покрывало – Диван – Лошадь – Яблоко – Автомобиль - |
- ПРОВЕРКА.
Обобщение.
Зрительный диктант (словарные слова)
Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, снежки, метро.
(Показать карточку с названием рода)
- Где возникла проблема? Над этим поработаем на следующем уроке…
- Какого рода бывают имена существительные?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
XI. Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- Как определить род имени существительного?
- Оцените свою работу на уроке.
Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах
- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение
XII. Домашнее задание.
№ 41 с. 26
Работа в группах. «Мозговой штурм».
1 текст
Мой дедушка Василий Иванович много лет работал на металлургическом заводе. Он ветеран труда.
Задания.
1 Прочитайте текст. 2 О ком говорится в тексте? 3Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении?
2 текст
Моя бабушка выпекает вкусный хлеб. Она любит свою работу.
Задания.
1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении.4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении?
3 текст
Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая.
Задания.
1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении?
Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.
(Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...