Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Апанасенко Екатерина Николаевна

Тема урока: "Род имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение для  детей  дошкольного

и  младшего  школьного  возраста  начальная общеобразовательная  школа - детский  сад  д. Алферово городского округа Павловский Посад  Московской  области

Урок русского языка в 3 классе

по теме:

«Род имён существительных»

                                                                             

           

           

                                                                                              Провела:

                                                                                              Апанасенко Екатерина Николаевна,

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                             

28.01.2020г.

Урок русского языка в 3  классе

Тема: "Род имен существительных"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный и наглядный материал

Ход урока

  1. Эмоциональный вход в урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы  будем вновь  наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

  1. Актуализация знаний.
  1. Орфографическая работа

На слайде  слова.  

- Прочитайте слова.

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш,  солнце )

- Найдите орфограммы.

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

 - Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

-  Я буду задавать вопрос, ваша задача показать нужную сигнальный круг, если «Да» - зеленый, «Нет» - красный.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)  

 Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

2.  Упражнение по чистописанию (следить за посадкой)

- Прочитайте цепочку из букв (ОДР).

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке)? (фонетика)

-Составьте цепочки из этих букв ОРД

ДОР ОРД ОДР РОД РДО (каждая цепочка появляется постепенно – карточки)

- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

- А что обозначает слово РОД? (Родственники, члены одной семьи)

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.

 (запись цепочек слов в тетрадь)

  1. Самоопределение к деятельности.

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

- Давайте обратимся к знакомым уже словам. 

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце  )

- На какие группы вы сможете разделить эти слова?  Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили слова на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить  на 3 группы по другому признаку.

IV. Фиксация затруднения в деятельности. Выявление места и причины затруднения

- (…)

- Вы можете выполнить это задание? А хотели бы?!

- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах. Надо разделить слова на три группы, обосновать свое выполнение, используя тексты для «Мозгового штурма» и дать название каждой группе слов.

- Презентация выполненного задания каждой группой.

VI. Реализация построенного проекта

- Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете?

И я вам скажу больше: по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего? Например, если упадет вилка или ложка – говорят, придет женщина, а если упадет нож – то придет мужчина.

А почему так определяют?

- Я  расскажу вам сказку

Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

А в  другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.  Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».

Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

- Так как же разделить данные слова на 3 группы?

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.)

- Определяем задачи урока: узнать…  научиться… применить…

- С какими задачами уже справились? Над чем предстоит работать?

- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем стихотворение  определения рода имени существительного.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род – «оно, моё»!

Это правило твоё!

- Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

- Как проверить наши выводы? (По учебнику) Вывешиваю таблицу

VII. Физкультминутка

Задание: женский род – присесть, мужской – подпрыгнуть, средний – хлопок в ладоши.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

VIII. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

-  А теперь давайте определим род данных имен существительных?

(свеча,  волчок, пчела, сердце, дуб, солнце ) – используем карточки

- Упр. 39 – запись слов с комментированием «цепочкой», определение рода имен существительных.

- Работа в парах на ноутбуках по изученной теме (Электронное приложение  к учебнику)

IX. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

- Записать слова, определить род каждого имени существительного.

   Ручка, столб, небо, ветер, ведро, машина.

- Проверяем.

X. Включение в систему знаний.

 «Эстафета» 

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения.  Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает  род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

Одеяло –

Подушка –

Компот –  

Олег –

Зеркало –

Книга –

Лампа –

Покрывало –

Диван –

Лошадь –

Яблоко –

Автомобиль -

 - ПРОВЕРКА.

Обобщение.

Зрительный диктант (словарные слова)

Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, снежки, метро.

(Показать карточку с названием рода)

- Где возникла проблема? Над этим поработаем на следующем уроке…

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

XI. Рефлексия.

   - Над какой темой работали?

   -  Как определить род имени существительного?

- Оцените свою работу на уроке.

Возьмите в руки листочки,  которые лежат на ваших столах

- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение

 

XII. Домашнее задание.

№ 41 с. 26

Работа в группах. «Мозговой штурм».

1 текст

Мой дедушка Василий Иванович много лет работал на металлургическом заводе. Он ветеран труда.

Задания.

1 Прочитайте текст. 2 О ком говорится в тексте? 3Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении?

2 текст

Моя бабушка выпекает вкусный хлеб. Она любит свою работу.

Задания.

1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении.4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении?

 3 текст

Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая.

Задания.

1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении?

Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.

(Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...