Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе разработан с учетом всех требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах;отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты:

Предметные: научится находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применять правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности; соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; развивать умение  аргументировать свою точку зрения; контролировать и оценивать выполненную работу; расширять учебно-познавательные интересы; стремиться к улучшению результатов учебных действий; понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.

1.Организационный момент

Вы пришли сюда… УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а … ТРУДИТЬСЯ.

Работать как? … СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?... ВНИМАТЕЛЬНО.

А девиз  у нас какой?

Все что нужно под рукой.

- Чему мы учимся на уроках русского языка

У - учимся решать орфографические задачи;

Р - развиваем речь, память, навыки письма, внимание; рассуждаем;

О - открываем тайны нашего языка;

К – контролируем себя.

- Ребята, скажите, что понадобится нам для успешной работы на уроке русского языка? (внимание, активное участие, воображение, уверенность, прочные знания, хорошее настроение).

Итак, мы возьмем  с собой самое необходимое и начинаем урок. Я желаю всем маленьких удач на уроке.

Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Скалочка»

  1. Покатать ручку между ладонями.
  2.  Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

-Для чего мы с вами выполняли эти упражнения?

-Итак, молодцы!  Откройте тетради и запишите  число, классная работа.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

“Мозговая атака”

- Какие части речи нам уже знакомы?

- Как определить вид глагола?

- Можем ли мы определить падеж, число глагола?

- Что вы знаете о правописании частицы не с глаголами?

-Как вы думаете, почему мы в начале урока повторили именно этот материал?

-Посмотрите внимательно на слова, которые вы видите на доске. Какие задания мы можем выполнить, используя их?

Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш…, хорош.., тиш.., могуч..,   вещ.., молчиш...

- Распределите  слова в два столбика.

-Какое слово здесь лишнее?

- Как вы думаете, где в этом слове орфограмма?

-Почему возникла трудность в последнем слове? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться?

Ребята, а как вы думаете: надо или не надо у глаголов после шипящих

писать мягкий знак?

- Давайте разбираться, откройте учебники на странице 107. Прочитайте название темы нашего урока.

Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)

Мы познакомимся  с орфограммой «Мягкий знак после шипящих у глаголов»

Мы  узнаем пишется ли мягкий знак у глаголов.

Мы научимся грамотно записывать глаголы.

Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?

(наблюдаю, изучаю, применяю, проверяю, оцениваю)

-Каждый  из вас сейчас попробует  побыть в роли исследователя и самостоятельно сформулировать правило. Прочитайте пословицы. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

Семь раз отмерь, один отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечь.

Вам необходимо будет в зависимости от формы глаголы, распределить его в нужный столбик.

Нач.форма                              Личная форма

Не испечь                                 отрежь

                                                  погонишься

                                                  не поймаешь

                                                  едешь

                                                  будешь

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)

Какой вывод можно сделать?

Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.

-Теперь сможете вставить пропущенную букву в слово, которое в начале урока вызвало затруднение? (Да).

Запишем слово в тетрадь и сделаем вывод.

 Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)

Этап применения знаний и способов действий.

Далее мы выполним задание  на странице 122. 

Прочитайте задание упражнения 1. Для чего мы будем выполнять это задание?  

Выполнять это упражнение вы будете по рядам и в парах. Вспомните основные правила работы в парах. Первый ряд выписывает все глаголы в начальной форме, второй ряд глаголы в форме 2-го лица единственного числа, третий- глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ. Оцените свою работу.

Этап проверки знаний и способов действий.

Далее мы поработаем с вами в группах. Вам предлагается выполнить различные задания.

Работа в группах.

На столах: карточки с заданиями.

1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)

лопатой - ……………………копаешь

косой - …………………..косишь

карандашом-……………..рисуешь

солью - ……………………солишь

краской - ………………красишь

3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)

зелень -…….зеленеешь

крик - ……..кричишь

ошибка - …ошибаешься

обед-……..обедаешь

шум - ………шумишь

Проверка.

Этап информации о домашнем задании

Если вы уверенны в своих силах, то дома вы должны будете выполнить упр. 2 на с. 108, если вы еще затрудняетесь в правописании глаголов , то вам необходимо будет выполнить упр. 5 на с. 110.

уч. с.108 упр. 2, уч. с. 110 упр.5

Этап подведения итогов занятия.

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли достичь её?

- Какие трудности были в работе?

- Удалось их преодолеть?

- Зачем изучать эту тему?

Поставьте номер строчки, которой бы сделали вывод о своих успехах на уроке, учитывая свои оценки.

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё - таки учиться.

А закончить наш урок я хотела бы пословицей: Больше узнаешь – сильнее станешь. Что она означает? Чему учит? Как вы думаете почему именно эту пословицу я выбрала? Но у меня возник вопрос нужен ли мягкий знак в глаголах?

Этап применения знаний и способов действий.

Далее мы выполним задание  на странице 122. 

Прочитайте задание упражнения 1. Для чего мы будем выполнять это задание?  Выполнять это упражнение вы будете по рядам и в парах. Вспомните основные правила работы в парах. Первый ряд выписывает все слова с сочетаниями ци в корне, второй ряд слова-исключения с цы в корне, , третий- слова с окончанием –цы.

Но выполняя следующие условия:

- Вы уверены, что сделаете все правильно ставьте справа -!

- Не уверены, сомневаетесь - ?

Проверьте свои работы.

Циркач          цыплёнок             спицы

Циклон          цыган                    куницы

Нарцисс       цыплячий               рукавицы

Цилиндр      цыкать                     зайцы

                                                         концы

Проверим результаты прогнозирования

- если все верно - справа ставлю - !

- если есть ошибки - справа ставлю - ?

- Посмотрим результат.

- У кого !! – вы молодцы

- У кого ?! – будьте увереннее

- У кого !? - будьте внимательнее

- У кого ?? – повтори правило

Этап проверки знаний и способов действий.

  7.Этап информации о домашнем задании

1 вариант р. т. с. 33 упр.1, с. 34 упр.2        2 вариант р. т. с. 34 упр. 3, упр. 2

8.Этап подведения итогов занятия.

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли достичь её?

- Какие трудности были в работе?

- Удалось их преодолеть?

- Зачем изучать эту тему?

Поставьте номер строчки, которой бы сделали вывод о своих успехах на уроке, учитывая свои оценки.

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё - таки учиться.

-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения? «Зайцы»

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

А теперь прочитайте слово, которое я зашифровала. Буквы развешаны в классе. Я называю цвет. А вы читаете слово.

М – голубой

О – красный

Л – жёлтый

О – белый

Д – зелёный

Ц – светло-розовый

Вы все догадались, конечно. Какое слово получилось. Но у меня возник вопрос какую букву необходимо написать следующей И или Ы? Кто мне поможет?

Ы –

Как выдумаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

1. Познакомимся с правописанием суффиксов имен прилагательных.

2. Узнаем, способы проверки правописания суффиксов.

3. Научимся правильно писать суффиксы имен прилагательных.

Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам"

Конспект урока по русскому языку                                              У...

Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...

Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....