Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе разработан с учетом всех требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_myagkiy_znak_v_glagolah_posle_shipyashchih.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах;отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.
Планируемые результаты:
Предметные: научится находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применять правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности; соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; развивать умение аргументировать свою точку зрения; контролировать и оценивать выполненную работу; расширять учебно-познавательные интересы; стремиться к улучшению результатов учебных действий; понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.
1.Организационный момент
Вы пришли сюда… УЧИТЬСЯ.
Не лениться, а … ТРУДИТЬСЯ.
Работать как? … СТАРАТЕЛЬНО.
А слушать как?... ВНИМАТЕЛЬНО.
А девиз у нас какой?
Все что нужно под рукой.
- Чему мы учимся на уроках русского языка
У - учимся решать орфографические задачи;
Р - развиваем речь, память, навыки письма, внимание; рассуждаем;
О - открываем тайны нашего языка;
К – контролируем себя.
- Ребята, скажите, что понадобится нам для успешной работы на уроке русского языка? (внимание, активное участие, воображение, уверенность, прочные знания, хорошее настроение).
Итак, мы возьмем с собой самое необходимое и начинаем урок. Я желаю всем маленьких удач на уроке.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Скалочка»
- Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
-Для чего мы с вами выполняли эти упражнения?
-Итак, молодцы! Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
“Мозговая атака”
- Какие части речи нам уже знакомы?
- Как определить вид глагола?
- Можем ли мы определить падеж, число глагола?
- Что вы знаете о правописании частицы не с глаголами?
-Как вы думаете, почему мы в начале урока повторили именно этот материал?
-Посмотрите внимательно на слова, которые вы видите на доске. Какие задания мы можем выполнить, используя их?
Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., вещ.., молчиш...
- Распределите слова в два столбика.
-Какое слово здесь лишнее?
- Как вы думаете, где в этом слове орфограмма?
-Почему возникла трудность в последнем слове? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться?
Ребята, а как вы думаете: надо или не надо у глаголов после шипящих
писать мягкий знак?
- Давайте разбираться, откройте учебники на странице 107. Прочитайте название темы нашего урока.
Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)
Мы познакомимся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих у глаголов»
Мы узнаем пишется ли мягкий знак у глаголов.
Мы научимся грамотно записывать глаголы.
Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?
(наблюдаю, изучаю, применяю, проверяю, оцениваю)
-Каждый из вас сейчас попробует побыть в роли исследователя и самостоятельно сформулировать правило. Прочитайте пословицы. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
Семь раз отмерь, один отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечь.
Вам необходимо будет в зависимости от формы глаголы, распределить его в нужный столбик.
Нач.форма Личная форма
Не испечь отрежь
погонишься
не поймаешь
едешь
будешь
Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
Какой вывод можно сделать?
Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.
-Теперь сможете вставить пропущенную букву в слово, которое в начале урока вызвало затруднение? (Да).
Запишем слово в тетрадь и сделаем вывод.
Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)
Этап применения знаний и способов действий.
Далее мы выполним задание на странице 122.
Прочитайте задание упражнения 1. Для чего мы будем выполнять это задание?
Выполнять это упражнение вы будете по рядам и в парах. Вспомните основные правила работы в парах. Первый ряд выписывает все глаголы в начальной форме, второй ряд глаголы в форме 2-го лица единственного числа, третий- глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ. Оцените свою работу.
Этап проверки знаний и способов действий.
Далее мы поработаем с вами в группах. Вам предлагается выполнить различные задания.
Работа в группах.
На столах: карточки с заданиями.
1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
карандашом-……………..рисуешь
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
обед-……..обедаешь
шум - ………шумишь
Проверка.
Этап информации о домашнем задании
Если вы уверенны в своих силах, то дома вы должны будете выполнить упр. 2 на с. 108, если вы еще затрудняетесь в правописании глаголов , то вам необходимо будет выполнить упр. 5 на с. 110.
уч. с.108 упр. 2, уч. с. 110 упр.5
Этап подведения итогов занятия.
- А теперь вспомните, какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли достичь её?
- Какие трудности были в работе?
- Удалось их преодолеть?
- Зачем изучать эту тему?
Поставьте номер строчки, которой бы сделали вывод о своих успехах на уроке, учитывая свои оценки.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё - таки учиться.
А закончить наш урок я хотела бы пословицей: Больше узнаешь – сильнее станешь. Что она означает? Чему учит? Как вы думаете почему именно эту пословицу я выбрала? Но у меня возник вопрос нужен ли мягкий знак в глаголах?
Этап применения знаний и способов действий.
Далее мы выполним задание на странице 122.
Прочитайте задание упражнения 1. Для чего мы будем выполнять это задание? Выполнять это упражнение вы будете по рядам и в парах. Вспомните основные правила работы в парах. Первый ряд выписывает все слова с сочетаниями ци в корне, второй ряд слова-исключения с цы в корне, , третий- слова с окончанием –цы.
Но выполняя следующие условия:
- Вы уверены, что сделаете все правильно ставьте справа -!
- Не уверены, сомневаетесь - ?
Проверьте свои работы.
Циркач цыплёнок спицы
Циклон цыган куницы
Нарцисс цыплячий рукавицы
Цилиндр цыкать зайцы
концы
Проверим результаты прогнозирования
- если все верно - справа ставлю - !
- если есть ошибки - справа ставлю - ?
- Посмотрим результат.
- У кого !! – вы молодцы
- У кого ?! – будьте увереннее
- У кого !? - будьте внимательнее
- У кого ?? – повтори правило
Этап проверки знаний и способов действий.
7.Этап информации о домашнем задании
1 вариант р. т. с. 33 упр.1, с. 34 упр.2 2 вариант р. т. с. 34 упр. 3, упр. 2
8.Этап подведения итогов занятия.
- А теперь вспомните, какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли достичь её?
- Какие трудности были в работе?
- Удалось их преодолеть?
- Зачем изучать эту тему?
Поставьте номер строчки, которой бы сделали вывод о своих успехах на уроке, учитывая свои оценки.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё - таки учиться.
-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения? «Зайцы»
-С какой буквой пишется это слово?
-Докажите!
А теперь прочитайте слово, которое я зашифровала. Буквы развешаны в классе. Я называю цвет. А вы читаете слово.
М – голубой
О – красный
Л – жёлтый
О – белый
Д – зелёный
Ц – светло-розовый
Вы все догадались, конечно. Какое слово получилось. Но у меня возник вопрос какую букву необходимо написать следующей И или Ы? Кто мне поможет?
Ы –
Как выдумаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
1. Познакомимся с правописанием суффиксов имен прилагательных.
2. Узнаем, способы проверки правописания суффиксов.
3. Научимся правильно писать суффиксы имен прилагательных.
Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...
Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам" 3 класс УМК "Школа России"
Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ....
Урок русского языка : "Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов"
Урок- путешествие. Русский язык в 4 классе по БунеевуР. Н....
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам"
Конспект урока по русскому языку У...
Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....