Сочинение "Я - одуванчик"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели:
- дать историческое и теоретическое знания об одуванчике;
- познакомить с художественными описаниями природы;
- пополнить словарный запас детей;
- учить входить в заданный образ;
- развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением;
- развивать творческое воображение, художественный вкус к слову;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я – одуванчик»
Цели:
- дать историческое и теоретическое знания об одуванчике;
- познакомить с художественными описаниями природы;
- пополнить словарный запас детей;
- учить входить в заданный образ;
- развивать способность к моделированию и умение управлять своим воображением;
- развивать творческое воображение, художественный вкус к слову;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, ноутбук, фотографии, иллюстрации с изображениями одуванчиков, аудиозапись «Шум леса», «Времена года» - П.И. Чайковский, детские рисунки одуванчика на альбомных листах, словари.
Ход урока
1.Организационный момент.
Заходя в класс, дети слышат звуки леса, щебетание птиц, журчание ручья.
2.Постановка темы урока.
Учитель: Вы когда-нибудь слышали эти чудесные звуки? Где можно услышать эти звуки?
Д: В лесу, на реке, на лугу.
У: Что вы услышали?
Д: Журчание ручья, пение птиц, шум деревьев.
У: Какое время года напоминают эти звуки?
Д: Весну, лето.
У: Весна приглашает вас в лес. Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы. Что можно увидеть и почувствовать?
Д: Тепло, тает снег, бегут ручьи, расцветают первые весенние цветы.
У: Не случайно в нашем классе появились эти волшебные звуки. Сегодня мы мысленно перенесёмся в весенне-летние дни: когда солнце бьёт в глаза, когда лёгкий ветерок ворошит нам волосы, не умолкают птицы и благоухают цветы. Всё потому , что сегодня мы будем писать сочинение от имени цветка. А от какого цветка, сейчас вы узнаете:
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
О каком цветке идёт речь? ( об одуванчике).
Слайд (одуванчик)
3. Работа над образными средствами языка.
У: Сейчас возьмите лист и запишите на середине печатными буквами слово «одуванчик». Начиная с первой буквы и кончая последней этого слова, придумайте «летние слова» и запишите их по вертикали. Например, первая буква о. Какие летние слова начинаются с этой буквы.
Д: Отдых, облака, оса, огурец…
У: Замечательно, приступайте к выполнению (дети думают, подбирают слова, записывают в вертикальные столбики).
Пусть теперь каждый поделится своими словами. Понравившиеся слова своих одноклассников записывайте себе в тетради, возможно, они пригодятся вам при написании сочинений (каждый ребёнок зачитывает свои слова, остальные дополняют свой словарный багаж). Пример ответа ученика:
О | Д | У | В | А | Н | Ч | И | К |
Б | Е | Л | Е | Р | Е | А | Г | А |
Л | Р | Ы | Т | Б | Б | Й | Р | Н |
А | Е | Б | Е | У | О | К | А | И |
Ч | В | К | Р | З | А | К | ||
К | О | А | О | У | ||||
О | К | Л | ||||||
Ы |
У: Все молодцы! Итак, для того чтобы писать от имени одуванчика, нужно всё о нём знать. А что вы о нём знаете?
Д: - Одуванчик – полезное растение. В его стебельке содержится горькое молочко. От этого молочка остаются следы на руках, которые долго не отмываются.
- Одуванчики цветут летом. У них жёлтые цветки, которые позже превращаются в пушинки и разлетаются.
- Все знают, что из одуванчиков можно плести венки.
У: В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е. трава, из которой дети плетут венки. Действительно, одуванчик знает каждый. Этот неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем это очень ценное растение. Цветы, корни, листья используют в медицине для лечения различных заболеваний. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен и питателен. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное! Но особенно интересен одуванчик тем, что:
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Послушайте красивую легенду об этом цветке (включается аудиозапись на фоне музыки):
- Однажды южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но он был робок и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух. И юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал южный ветер, что не девушку любил он, а всё лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами.
У: Кому понравилась легенда? Запишем красивые выражения из легенды в тетрадь. Орфограммы подчёркиваем.
Физкультминутка. Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – это лепестки одуванчика.
- Утро (дети раскрывают ладоши в виде цветка, тянутся вверх)
- Вечер (закрывают ладошки в виде бутона)
- Подул ветер – улетел цветок (соответствующие движения).
У: Днём луг, где растут одуванчики, кажется золотым. А вечером луг снова зелёный. Почему?
Д: Днём цветочки все раскрыты, а вечером лепестки закрываются.
У: Про одуванчик существует множество стихов и загадок. Кто, ребята, из вас желает рассказать? (задание: выучить стихотворение или загадку про одуванчик, дать заранее). Всем остальным надо внимательно слушать и запомнить красивые выражения про одуванчик для своего сочинения.
Д: Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
У: Какие выражения запишем в тетради? (жёлтый сарафанчик, беленькое платьице, воздушное, послушное ветру) Орфограммы в словах подчёркивают.
Д: Золотисто-жёлтый днём,
Он зелёный вечером.
Подожди неделю-
Станет белый-белый.
Ещё подождёшь –
Только лысинку найдёшь.
( В тетрадь записывают выражения: лысинка, золотисто-жёлтый)
Д: Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
(Записывают: пышная шапка, длинная ножка)
У: А теперь мы с вами попробуем сочинить стихотворение или синквейн про одуванчик ( дети сочиняют стихотворение по заданным рифмам, например,
Я нашла цветок в лесу,
Но с собой не унесу.
Лишь возьму его в букет.
Дунет ветер – шапки нет).
У: А теперь давайте посмотрим на слайды ( фотографии, картины). Какие слова ещё можно подобрать к одуванчику? (пушистая шапочка, золотистый фонарик, маленькое солнышко, облачко зелёное, цыплёнок и т.д. Слова и выражения записывают в тетрадь)
Работа со словарём.
У: На доске записаны выражения, прочитать, записать в тетрадь, лексическое значение подчёркнутых слов искать в словаре: листья лежат по кругу; лёгок и полупрозрачен; похож на дымчатый хрусталь, но хрупок.
4. Рефлексия.
У: Все мы знаем, что одуванчики жёлтого цвета. Но, оказывается, не везде они жёлтые. На Земле существует больше двухсот видов одуванчиков. Среди них есть беловатые, розоватые, ярко-красные и даже фиолетовые.
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте свой одуванчик в понравившийся вам цвет (рисунок цветка на листе бумаги). А теперь сорвите свой одуванчик (вырезают) и прикрепите к подходящему рисунку (на доске три смайлика-«одуванчика»: весёлый, безразличный, грустный).
И так вы снова посадили свой одуванчик. А что же будет, если его выдернуть с корнем и бросить?
Д: Погибнет.
У: Нет, одуванчик так любит жизнь, и он так силён, что будет продолжать жить без земли и воды до тех пор, пока его лепестки не превратятся в белые пушинки и не разлетятся по ветру. Он даст жизнь новым цветам и только тогда погибнет.
Но, к сожалению, такой силой обладает не каждый цветок. Если любой такой же выдернуть и бросить, он непременно погибнет. А без растений наша земля превратится в большую пустыню. Так давайте беречь растения, не будем причинять боль им, и тогда наш общий дом, наша планета Земля, будет всегда радовать нас своей красотой.
5. Написание сочинений.
У: Дзинь… Глазки закрыли… Пришла добрая Фея и превратила вас в цветок (звучит плавная, трогательная музыка).
Вы цветок… Вы одуванчик… Ваша голова становится жёлтенькой чашечкой, руки становятся длинными листьями, тело превращается в стебель. Под ногами в почву уходят корни. Солнце светит. Всем приятно, тёплые лучи проникают в вашу голову, вашу чашечку одуванчика. Вы… одуванчик.
Открываем глазки. Теперь вашей задачей будет описать свои ощущения. Ведь мы пишем сочинение от имени одуванчика. Вам помогут слова и выражения, которые мы записали в тетрадь и план ( план на доске: 1. Где я появился? 2.Какой я на вид? 3. Моя польза. 4. Чем я интересен? 5. Моя просьба. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подарки к 8 Марта.Одуванчики.
Номинация «Мастерская подарков» Работа выполнена в Power Point 2003 Учитель начальных классов: Клеймёнова Ирина Юрьевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдель...
Одуванчики из салфеток
Презентация к уроку технологии для учащихся начальной школы составлена по материалам полезного сайта "Страна мастеров"....
Рисуем одуванчики
Презентация к уроку изобразительного искусства. Рисование с натуры и по представлению. В презентации представлен иллюстративный материал, который поможет детям выполнить качественную творч...
Растительный мир. Знакомство с одуванчиком.
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е.А. Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на ...
Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"
Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....
Изложение "Одуванчики"
Обучающее изложение по вопросам....
План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"
Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....