Рабочая программа 2 класс "Русский язык " ФГОС "21 век"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Жанна Константиновна Шлёпина

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 2009 года, авторской программы «Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык.» под редакцией С.В.Иванов,А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; М.Вентана-Граф, 2013. 5 часов в неделю. (170часов в год) и в соответствии с выбранным  учебником: Русский язык: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.  М., «Вентана-Граф» 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения_________

          «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________20___г.

             «Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»______________20___г.

Рабочая программа учебного курса

«Русский язык»

для 2 класса

начальное общее образование

Срок реализации 1 год

                                                                                               Составители:

учителя начальных классов

Шлёпина Жанна Константиновна

2018 – 2019 уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 2009 года, авторской программы «Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык.» под редакцией С.В.Иванов,А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; М.Вентана-Граф, 2013. 5 часов в неделю. (170часов в год) и в соответствии с выбранным  учебником: Русский язык: 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.  М., «Вентана-Граф» 2014 г.

Программой предусмотрено проведение:

Текущие контрольные  работы– 3

Итоговые контрольные работы – 4

Текущий диктант – 3

Итоговый диктант – 4

Списывание – 4

Словарная работа-16

Цель рабочей программы в соответствии с гос. стандартами:

Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Преподавание курса ориентировано  на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Иванов С.В. Русский язык, 2 класс, учебник.- М.: Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.

Кузнецова В.И. Пишем грамотно, 2 класс, рабочие тетради.- М.: Вентана – Граф, 2014, в 2 ч.

Кузнецова В.И.Учусь писать без ошибок, 2 класс, рабочая тетрадь.- М.: Вентана – Граф, 2013.

Программа, планирование, контроль Иванов С.В.  «Русский язык», 1-4 классы, М.: Вентана-Граф, 2013.

Русский язык . 2 класс. Комментарии к урокам  С.В.Иванова, М.И.Кузнецова, М.: Вентана-Граф, 2014.

Романова В.Ю., Петленко Л.В.  Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Оценка знаний).

Обеспеченность учебниками-100%

Итоговая  аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме диктанта.

Данная программа полностью соответствует авторской программе.

Данная рабочая программа реализуется для обучающихся с ЗПР ( 7. 2 )

Общая характеристика учебного предмета.

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

 Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

 «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Описание ценностныхориентировсодержания

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Личностные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

Русский язык.

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

5) овладение основами грамотного письма;

6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Планируемые результаты освоения предмета

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия"

Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.

Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

(Методическое письмоМОиНРФ"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе"№ 1561/14-15 от 19.11.98 г.)

  • Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципыгуманизации и индивидуализации обучения.

Нормы оценокпо русскому языку

  • 3.1. Оценивание устных ответов обучающихся
  • При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
  • 1) полнота и правильность ответа;
  • 2) степень осознанности, понимания изученного;
  • 3) языковое оформление ответа.
  • «5» ставится, если ученик:
  • - полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
  • - обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  • - излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  • «4»ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
  • - излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • - не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • - излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • «2»ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
  • «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
  • Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
  • 3.2. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.Для диктантов целесообразно использовать связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей,либо составленные учителем), которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
  • Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктант и слова, правописание которых находиься на стадии изучения. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
  • Объем диктанта:
  • 1-й класс- 15 - 17 слов.
  • 2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
  • 3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
  • 4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
  • «5» ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
  • «4» ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
  • «3» ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
  • «2» ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
  • «1» ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
  • Ошибкой в диктанте следует считать:
  • - нарушение правил орфографии при написании слов;
  • - пропуск и искажение букв в словах;
  • - замену слов;
  • - отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • - неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
  • За ошибку не считаются:
  • - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  • - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • - единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
  • За одну ошибку в диктанте считаются:
  • - два исправления;
  • - две пунктуационные ошибки;
  • - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове,
  • она считается за ошибку.
  • Негрубыми ошибками считаются следующие:
  • - повторение одной и той же буквы в слове;
  • - недописанное слово;
  • - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая         опущена;
  • - дважды записанное одно и то же слово в предложении.
  • При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
  • 3.3. Грамматическое задание.
  • Грамматический разборесть средство проверки степени понимания обучающимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
  • Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
  • Хорошо успевающимобучающимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
  • «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
  • «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
  • «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
  • «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
  • «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
  • В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
  • Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.В грамматическое задание целесообразно включать от 3 до 4-5 видов работы.\
  • 3.4. Списывание текста – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
  • Проверяется умение списывать с печатного или письменного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложений, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста
  • «5» ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы (безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений);
  • «4» ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и1 исправление (2 -4кл.) или 2 исправления;
  • «3» ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);2 ошибки и 1 исправление (2 -4кл.);
  • «2» ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 -4кл.);
  • «1» ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 -4кл.).
  • АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
  • 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
  • 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  • 3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
  • 4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
  • диктовать (орфографическое чтение).
  • 5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  • 6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
  • 7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
  • 8. Подчеркни орфограммы в словах.
  • 3.5. Контрольный диктант
  • -Объѐм соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
  • - Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
  • - перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;
  • - Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
  • - При трех поправках оценка снижается на 1 балл.
  • Оценки за контрольный диктант
  • «5» не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
  • «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
  • «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
  • «2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
  • «1» – более 8 орфограф. ошибок.
  • 3.6. Оценки за грамматические задания
  • «5» – все верно;
  • «4» – не менее 3/4 верно;
  • «3» – не менее 1/2 верно;
  • «2» – не выполнено больше половины общего объема заданий;
  • «1» – не выполнено ни одно задание.
  • 3.7. Словарный диктант проводится один раз в две недели.
  • Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в месяцс целью осуществления текущего контроля.
  • Объем(количество слов для словарного диктанта):

класс

первое полугодие

второе полугодие

2

8-10 слов

10-12 слов

3

10-12 слов

12-15 слов

4

12-15 слов

15-18 слов

  • «5» – нет ошибок
  • «4» – 1 – 2 ошибки
  • «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов)
  • «2» – 5 – 7 ошибок
  • «1» – более 7 ошибок
  • 3.8. Контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для контрольного списывания могут предлагаться связные тексты с пропущенными знаками препинания. Работа может содержать 1 – 2дополнительных задания, связанных с текстом.
  • Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
  • Первое полугодие Второе полугодие
  • 2 класс 30-35 слов 40-50 слов
  • 3 класс 50-60 слов 60-65 слов
  • 4 класс 65-75 слов 75-90 слов
  • «5» – работа выполнена безукоризненно, нет ошибок и исправлений;
  • «4» – 1-2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
  • «3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
  • «2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
  • «1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).

Содержание программы

Раздел

Количество часов

1

Как устроен наш язык

57

2

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

58

3

Развитие речи

34

4

Повторение

5

6

Резерв

16

Итого:

170

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности

учащихся

1.Как устроен наш язык(7 часов)

1

Звуки речи и буквы.

Сравнивать и соотносить звуки и буквы русского языка;

2

Гласные  и согласные звуки и их буквы.

Характеризовать  транскрипцию как способом записи звукового состава слова;  различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются.

3

Обозначение звуков речи на письме.

 различать и группировать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов.

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Повторить понятие «ударение»; наблюдать за постановкой ударения,   выделять ударный гласный  в слове.

5

Согласные звуки.

 различать согласные звуки, в том числе звук  [й]; повторить функции йотированных букв.

6

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

 классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости.

7

Звонкие согласные звуки в конце слова.

 различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг.

5.Резерв(1 час)

8

Стартовая диагностика

2. Правописание (3 часа)

9

Учимся писать сочетания жи-ши.

использовать правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг.

10

Учимся писать сочетания ча-ща.

использовать правила написания буквосочетаний ча-ща; орфографический тренинг.

11

Учимся писать сочетания чу-щу.

Применять правила написания буквосочетаний чу-щу; орфографический тренинг; отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ.

1.Как устроен наш язык (2 часа)

12

Разделительный мягкий знак (ь).

характеризовать две функции буквы «мягкий знак»: показатель мягкости согласных и  разделитель согласных и гласных звуков.

13

Слог.

определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ.

2. Правописание ( 2 часа)

14

Учимся переносить слова.

Наблюдать и контролировать правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

15

Учимся переносить слова

Наблюдать и контролировать правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

5.Резерв (1 час)

16

Диктант (текущий) по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Контролировать правильность и полноту полученных знаний по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

1.  Как устроен наш язык  (10 часов )

17

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

Характеризовать и классифицировать полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

18

Слово.

Контролировать и осуществлять умение определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах( находить ошибки)

19

Слова, называющие предмет.

Представлять слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова).

20

Слова, называющие признаки и действия предметов.

усвоить понятие «имя существительное»;  находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению ( что называет)

21

Слово и предложение.

усвоить  понятие «имя прилагательное», «глагол»; характеризовать части речи: что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

22

Восклицательные и невосклицательные предложения.

 усвоить  понятие  «предложение» и видами  цели предложений по цели высказывания;  определять цель предложения.

23

Слова в предложении.

Определять интонацию предложений ( восклицательная и невосклицательная); определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

24

Окончание как часть слова.

Наблюдать над изменением формы слова; конкретизировать понятие окончание – это  часть слова, которая изменяется при изменении формы слова.

25

Изменение формы слова с помощью окончания

 изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые.

26

Неизменяемые слова.

Наблюдать над изменением формы слова; конкретизировать понятие окончание – это  часть слова, которая изменяется при изменении формы слова.

2.Правописание ( 2  часа)

27

28

Вспоминаем   правило написания прописной  буквы.

Проверить знания, полученные при изучении темы: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание

1.  Как устроен наш язык(1 час)

29

Корень как часть  слова.

выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родствен-ные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

2.Правописание ( 4 часа)

30

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

33

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

34

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

1.  Как устроен наш язык (1 час)

35

Корень как общая часть родственных слов.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.Запомнить и уяснить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению)

2.Правописание ( 2часа)

36

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Использовать правило подбора проверочных слов ; применять алгоритм самоконтроля; орфо-графический тренинг.

37

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Использовать правило подбора проверочных слов ; применять алгоритм самоконтроля; орфог-рафический тренинг.

5.Резерв( 1 час )

38

Итоговый диктант по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова»

Контролировать и прогнозировать правильность написания изученных орфограмм по темам  «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова

2.Правописание ( 1час)

39

Анализ диктанта.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

подбирать родственные слова используя сходство и значения и звучания; устанавливать закономерность в различении форм слова и однокоренных слов.

5.Резерв (1 час)

40

Итоговая контрольная работапо теме: «Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание».

Контролировать:обнаруживать и устранять  ошибки и недочёты Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

2.Правописание ( 1час)

41

Анализ проверочной работы.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

подбирать родственные слова используя сходство и значения и звучания; устанавливать закономерность в различении форм слова и однокоренных слов.

1.  Как устроен наш язык (5 часов)

42

Однокоренные слова.

применять два варианта подбора родственных слов; устанавливать закономерность в различении форм слова и однокоренных слов.

43

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

 подбирать родственные слова используя сходство и значения и звучания; устанавливать закономерность в различении форм слова и однокоренных слов.

44

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

усвоить новую орфограмму; применять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова).

45

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

усвоить новую орфограмму; применять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова).

46

Корень слова с чередованием согласных.

Применять правило проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой.

2.Правописание ( 5 часов)

47

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

 Наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня.

48

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Применять способ проверки  «парных по звонкости-глухости согласных в корне середины слова»

49

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

 Применять способ проверки парных согласных  по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

50

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

51

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

52

Суффикс как часть слова.

характеризовать  суффикс как часть слова и его основные признаки. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

53

Значение суффиксов.

характеризовать  суффикс как часть слова и его основные признаки. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах.

2.Правописани( 3 часа)

54

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится.

55

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

56

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

5.Резерв (1 час)

57

Диктант (текущий) по теме: «Правописание согласных в корне слова»

Проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

1.  Как устроен наш язык (1 час)

59

Значения суффиксов

Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

2.Правописание  ( 3 часа)

60

Учимся писать суффиксы  –ёнок-, -онок-.

запомнить группу суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.

61

Учимся писать суффиксы –ик, -ек.

Усвоить и применять написания суффиксов –онок-, -ёнок-.

62

Учимся писать суффиксы –ик, -ек

 наблюдать за написанием суффиксов –ик-, -ек-;

использовать правило и алгоритм написания суффиксов –ик-, -ек-;

1.  Как устроен наш язык (1 час)

63

Значение суффиксов.

наблюдать за написанием суффиксов –ик-, -ек-; использовать правило и алгоритм написания суффиксов –ик-, -ек-;

2. Правописание    ( 1 час)

64

Учимся писать  суффикс –ость-

Находить слова с двумя видами суффиксов: синонимичными и с многозначными, или омонимичными.

1.  Как устроен наш язык (1 час)

65

Образование слов при помощи суффиксов.

Применять правило написания слов с суффиксом –ость-.

2. Правописание   ( 1  час)

66

Учимся писать суффиксы имен прилагательных.

Исследовать слова с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов

1.  Как устроен наш язык(1 час)

67

Образование слов с помощью суффиксов.

Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-.

5.Резерв  (1 час)

68

Текущая контрольная работа по теме: «Корень слова, суффикс».

Применять правило написания корня слов и суффиксов

2. Правописание   ( 1 час)

69

Учимся писать корни и суффиксы.

образовывать слова  суффиксальным способом по заданным моделям;  выделять части слова: корень, суффикс и окончание.

5.Резерв(1 час)

70

Итоговая  контрольная  работа за первое полугодие по теме «Фонетика, слово и предложение; корень слова; суффикс»

 Проверить полученные знания по теме «Корень слова, суффикс»

1.  Как устроен наш язык(2 часа)

71

Приставка как часть слова.

Проверить полученные знания по теме «Корень слова, суффикс»

72

Значение приставок.

Исследовать и выявить все особенности  приставки, как значимой части слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; наблюдать за этой частью слова и  выделять ее из состава слова.

2. Правописание    ( 3 часа)

73

Учимся писать приставки.

Исследовать и выявить все особенности  приставки, как значимой части слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; наблюдать за этой частью слова и  выделять ее из состава слова

74

Учимся писать приставки.

Исследовать и выявить все особенности  приставки, как значимой части слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; наблюдать за этой частью слова и  выделять ее из состава слова.

75

Различаем приставки с буквами о, а.

Познакомиться с группой приставок, в которых пи-шется буква о;  буква а;  определять место орфограммы в слове;  различать приставки с буквами о и а.

1.  Как устроен наш язык (1 час)

76

Образование слов с помощью приставок.

определять место орфограммы в слове;  различать приставки с буквами о и а.

5.Резерв (1час)

77

Итоговый диктант за 1 полугодие по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов.

Проверить усвоение знания по пройденному материалу первого полугодия.

2. Правописание   ( 2 часа)

78

Учимся писать разделительный твёрдый знак.

отработать полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

79

Различаем разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Установить правило написания разделительного твёрдого знака; применять правило написания ъ.

1.  Как устроен наш язык (1час)

80

Как образуются слова.

различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ; действовать по строго заданному плану

2. Правописание   ( 1  час)

81

Различаем разделительные ь и ъ.

Исследовать  образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью.

1.  Как устроен наш язык (1 час)

82

Основа слова.

Орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ

( применять правило написания слов с ь и ъ знаком)

2. Правописание ( 2  часа)

83

Учимся различать предлоги и приставки

запомнить понятие «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и  подбирать слова к схемам.

84

Учимся различать предлоги и приставки

Словарный диктант.

Наблюдение за языковым материалом: выведение правил, обсуждение алгоритма дифференциации. Тренировочные упражнения.

1.  Как устроен наш язык (1час)

85

Повторяем состав слова.

Наблюдение за языковым материалом: выведение правил, обсуждение алгоритма дифференциации. Тренировочные упражнения.

2. Правописание  ( 2 часа)

86

Повторяем правописание частей слова.

Повторить изученные  орфограммы; орфографический тренинг.

87

Повторяем правописание частей слова.

Проверить полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

88

Слово и его значение.

Закрепить и отработать полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

89

Значение слова.

Наблюдение: значение слова. Сопоставление слова и его значения. Развивать внимание к значению слова; ввести понятие «лексическое значение слова».

2. Правописание   ( 1 час)

90

Повторяем правописание частей слова.

Повторить изученные  орфограммы; орфографический тренинг.

5.Резерв (1час)

91

Текущая контрольная работа по теме «Приставки, состав слова; образование слов».

Проверить полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

3.Развитие речи ( 2 часа)

92

Текст.

Отрабатывать умение самостоятельно толковать значение слова; учить выделять слова с общим элементом значения.

93

Заголовок текста.

Списывание.

Проверить полученные знания по теме «Состав слова. Приставки».

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

94

Как сочетаются слова.

Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст.

95

Значение слова в словаре и тексте.

Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.

5.Резерв (1час)

96

Диктант (текущий)по теме «Правописание разделительных ъ и ь знаков; приставок и предлогов»

Повторить изученные  орфограммы; орфографический тренинг.

2. Правописание  ( 1 час)

97

Повторяем правописание частей слова.

Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов. Наблюдать за значением слов; определять значения слов в тексте.

98

Один текст – разные заголовки.

Закрепить и отработать полученные знания по пройденному материалу первого полугодия.

99

Учимся озаглавливать текст.

Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

100

Слово в толковом словаре и тексте.

Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту.

101

Слова однозначные и многозначные.

Словарный диктант.

Отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить по заглавию определять основное содержание текста.

2.Правописание (1час)

102

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

Знакомство с значениями слов.

3. Развитие речи (2 часа)

103

Учимся озаглавливать текст.

Определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приемами поиска нужного слова.

104

Как строится текст. Окончание текста.

Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов.

1.  Как устроен наш язык(2 часа)

105

Как появляются многозначные слова.

Учить соотносить заголовок с основной мыслью текста; тренинг в подборе наиболее подходящих заголовков.

106

Как определять значение многозначного слова.

Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком. Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте.

2.Правописание (1час)

107

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Контрольный словарный диктант.

Продолжать знакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком. Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте.

3.Развитие речи (1 час)

108

Учимся заканчивать текст.

Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам.

1.  Как устроен наш язык(2часа)

109

Слова - синонимы.

Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

110

Сочетание синонимов с другими словами.

Познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.

2.Правописание (1час)

111

Учимся применять орфографические правила

Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста. Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

3. Развитие речи (2 часа)

112

Как строится текст. Начало текста.

Отрабатывать умение создавать начало текста, учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

113

Сочиняем начало текста.

Тест.

Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

1.  Как устроен наш язык(2 часа)

114

Как используются синонимы.

Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам.

115

Синонимы в тексте.

Словарный диктант

Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов).

2.Правописание (1 час)

116

Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками.

3. Развитие речи (2 часа)

117

Учимся составлять текст.

Работать со структурными элементами текста – началом и заключением; учить сжато пересказывать текст.

118

Последовательность предложений в тексте.

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.

1.  Как устроен наш язык (2часа)

119

Слова – антонимы.

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты.

120

Сочетания антонимов с другими словами.

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы». Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте.

5.Резерв (1час)

121

Промежуточная диагностика.

Проверить полученные знания по пройденному материалу

2.Правописание (1 час )

122

Учимся применять орфографические правила.

Повторить написания ь и ъ; тренинг в обозначении буквами безударных гласных в приставках и корнях.

3. Развитие речи (1 час)

123

Связь предложений в тексте.

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать тексты.

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

124

Слова - омонимы.

Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов.

125

Слова исконные и заимствованные.

Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся.

2.Правописание (1 час)

126

Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг.

5.Резерв  (1час)

127

Итоговый диктант за 3 четверть по теме: «Правописание изученных орфограмм»

Проверить полученные знания по пройденному материалу

3. Развитие речи (2 часа)

128

Абзац.

Закрепление алгоритма работы над ошибками.Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев.

129

Учимся выделять абзацы.

Наблюдать за исконными и заимствованными  частями слов; работать с толковым словариком.

5.Резерв  (1час)

130

Итоговая контрольная работа по теме «Состав слова; слово и его значение»

Проверить полученные знания по пройденному материалу

1.  Как устроен наш язык (1 час)

131

Значения заимствованных слов.

Закреплять алгоритм работы над ошибками.Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся.

2.Правописание (1час)

132

Учимся применять орфографические правила.

Учить составлять текст по заданным абзацам; исправлять деформированные тексты (с нарушенной последовательностью абзацев, отсутствием окончания текста).

3. Развитие речи (2 часа)

133

Последовательность абзацев.

Составлять текст по заданным абзацам; исправлять деформированные тексты.

134

Учимся составлять текст из абзацев.

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов и явлений); ввести понятие «устаревшие слова».

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

135

Устаревшие слова.

Наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления.

136

Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова.

Развивать орфографическую зоркость и функции самоконтроля.

2.Правописание (1час)

137

Учимся применять орфографические правила.

Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении. Учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста.

3. Развитие речи (2 часа)

138

Учимся составлять текст.

Закреплять умение работать с текстом; учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить кработе над планом текста.

139

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам.

Организовать комплексное повторение пройденного материала. Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

1.  Как устроен наш язык(1час)

140

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план.

2.Правописание (1час)

141

Учимся применять орфографические правила.

Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

Корректировать неправильно составленный план

3. Развитие речи (2 часа)

142

План текста.

Организовать комплексную работу с текстом (повторение); формировать умение составлять план текста.

143

Учимся составлять план текста

Корректировать неправильно составленный план

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

144

Фразеологизмы.

Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фра-зеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

2.Правописание (1 час)

145

Учимся применять орфографические правила.

Провести комплексное повторение изученных правил правописания.

5.Резерв ( 1час)

146

Контрольный диктант

Проверить полученные знания по пройденному материалу

3. Развитие речи (2часа)

147

Составляем текст по плану.

Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

148

Учимся писать письма по плану

Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

1.  Как устроен наш язык (2 часа)

149

Значения фразеологизмов

Формировать умения составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учетом предложенных заголовков.

2.Правописание (1час)

150

Учимся применять орфографические правила.

Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм.

3. Развитие речи (2 часа)

151

Составляем текст по плану.

Продолжить работу над составлением плана исходного текста  и созданием собственного текста по плану.

152

Текст – описание.

Формировать умение составлять текст-описание.

2. Правописание ( 1час)

153

Учимся применять орфографические правила.

Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм.

3. Развитие речи (2 часа)

154

Особенности текста-описания.

Учить создавать свой текст-описание; выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания.

155

Учимся сочинять текст - описание.

Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

2. Правописание ( 1час)

156

Учимся применять орфографические правила.

Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм.

3. Развитие речи (3 часа)

157

Учимся сочинять яркий текст-описание.

Продолжать создавать свой текст-описание; сравнивать описание и повествование.

158

Текст-повествование.

Продолжить наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

159

Особенности текста – повествования

Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

2. Правописание ( 1час)

160

Учимся применять орфографические правила.

Соотнести ошибки по темам. Сравнить с мониторингом.

5.Резерв ( 1час)

161

Тестирование по теме: «Правописание изученных орфограмм»"

Проверить полученные знания по пройденному материалу

3. Развитие речи (5 часов)

162

Учимся сочинять текст-повествование

Закрепление правил правописания изученных орфограмм, работа над ошибками.Продолжить наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

163

Описание и повествование в тексте.

Продолжить наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.

164

Текст-рассуждение.

Наблюдать за текстом-рассуждением; сравнивать и различать описания, повествования и рассуждения.

наблюдать за синтаксическими конструкциями, употребляющимися в текстах-рассуждениях; создавать текст-рассуждение.

165

Особенности текста – рассуждения

Наблюдать за текстом-рассуждением; сравнивать и различать описания, повествования и рассуждения.

наблюдать за синтаксическими конструкциями, употребляющимися в текстах-рассуждениях; создавать текст-рассуждение.

166

Описание. Повествование. Рассуждение.

Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования, рассуждения.

5.Резерв( 4ч)

167

Проверочная работа по теме «Лексика»

Проверить полученные знания по пройденному материалу

168

Итоговый контрольный диктант за 2 полугодие по теме: «Правописание изученных орфограмм»

Проверить полученные знания по пройденному материалу

169

Итоговая проверочная работа.

Проверить полученные знания по пройденному материалу

170

Итоговая диагностическая работа.

Проверить полученные знания по пройденному материалу

Материально - технические оснащение

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Компьютер

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Наглядные пособия:

Набор предметных картинок.

Индивидуальные пособия и инструменты.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)
  2. Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. Русский язык. Волгоград: Учитель. (CD)
  3. Русский язык. Цифровой образовательный ресурс для работы в классе (на CD) – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Учебные презентации
  5. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

6.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Лист корректировки рабочей программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс

рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...