Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих передо мной, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Целью этого материала является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка. Процесс обучения школьников я организую так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, морфологии, словообразованию, лексике и синтаксису.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sharapkina_o.v.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих передо мной, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Целью этого материала является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка. Процесс обучения школьников я организую так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, морфологии, словообразованию, лексике и синтаксису.
Фонетические упражнения.
- Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – слова с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, адрес, морковь, народ, пенал, арбуз , завтрак, портрет, багаж, карандаш.
- Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, пл.ток, з.мл.ника, в.кзал, ж.лезо, с.рень, к.пуста,
- Запишите слова. Начинающиеся на букву «П» ( «Т», «М», «О» и т. д.)
- Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударение: адр.с, ур.жай, г.рой, р.кета, ябл.ко, п.суда, т.пор, д.ревня.
- Запишите слова с мягким знаком в середине слова, в конце слова;
- Приведите примеры слов и запишите, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге;
- Игра «Какие гласные выпали из слов»
д…р…вн… п…ртф…ль
м…л…т…к т…л…ф…н
к…ньк… г…р…д
- Игра «Догадайся, что за слово»
…о…о… … (ворона)
…о…о… … (сорока)
…о…о… … (молоко)
…о…о… … (корова)
… о…о… … (солома)
- Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (горох, город, горизонт, гореть)
Можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.
… … суда, … …рёза, … …сква.
- Игра: «Собери слово»
пус, ка, та; роз, мо; же, ин. нер; тор, трак.
- Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
- Игра «Кто больше придумает слов». Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
С Г Л И О Т Ь А Р Е Я
- Игра «Расшифруй слово».
Замени цифры буквами алфавита и прочитайте слово
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 22 7 18
(билет) (шофёр) (яблоко)
Морфологические упражнения.
1.Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.
2.Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения,2-го склонения ,3-го склонения.
3.Составьте словосочетания: ребята (какие?)….,молоко (какое?)…..,комната (какая?)…..
4.Выпишите слова в три столбика, в первый столбик –слова женского рода, во второй –слова мужского рода ,в третий- среднего рода:
улица ,сахар, учитель, яблоко, молоко ,яблоня, береза, облако
5.Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Определите падеж существительного:
Береза росла …(дом).
Ребята читали книги …(космонавт).
Заяц быстро бежал … (лес).
6.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения имен существительных :
Аккуратный ученик. Интересный случай. Взъерошенный воробей.
7.Ответьте на вопрос одним словом из словаря. Просклоняйте это слово.
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет в огороде?
Лексические упражнения.
1.Выпишите слова на заданную тему из словаря: «Школа», «Птицы».
2. Найдите в каждой строке «лишнее» слово. Объясните.
Автомобиль ,трамвай, урожай, машина.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
3.Сгруппируйте слова по темам.
Лисица, земляника, тетрадь, пенал, заяц, малина, карандаш.
4.Назовите одним словом:
Декабрь, январь, февраль.
5.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Птицы», «Школа».
6.Подберите наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.
Медведи испугались и (пошли, побежали, понеслись) в лес .
Синтаксические упражнения.
1.Составьте предложения с данными словосочетаниями:
Детский рисунок, узкая лестница, цветные карандаши.
2.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте и запишите предложения:
Береза…………..в небе
Огурец………….в доме
Воробей……….в школе
Комната………..в лесу
Ученик…………..в огороде
3.Составьте предложение из слов
Огород, растет ,в, картофель.
Картинка, нарисовал, мальчик, альбом, в.
4.Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом предложение.
Комната для занятий в школе.
Край земли у водной поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....
Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....
Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Bспользование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспиты...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах...