Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

   Остапенко Вера Андреевна

учитель начальных классов

Русский язык  4  класс

Урок по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

Цель:

  1. Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов; умение обосновывать свое мнение.
  2. Развивать умение обосновывать написание окончание глаголов; развивать мышление, память, внимание.
  3. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

- Развивать воображение учащихся, их речь.

- Расширять кругозор учащихся.

- Отработать умение решать орфографические задачи, связанные с выбором безударной гласной в личных окончаниях глаголов.

Оборудование:

  1. Оргмомент

- Сегодня у нас присутствую гости. Давайте поприветствуем их.

- Итак, начинаем урок русского языка.

- Что возьмем с собой на урок? (ответы: знания, старания, аккуратность, трудолюбие, дружбу и … хорошее настроение).

        Интересная часть речи

        В русском языке живет.

         Кто что делает расскажет:

         Чертит, пишет иль поет.

          Вышивает или пашет.

          Или забивает гол,

           Варит, жарит, моет, чистит –

           Все расскажет нам …. глагол.

- О какой части речи будем говорить на уроке? (о глаголе)

- А для чего в нашей речи нужны глаголы? (ответы детей)

Подсказка: Вот снег. Теплый пар.

                       Кувшинчик. Журавли.

- Можно что-то понять без глаголов? (Без глаголов нет речи …)

Слова: жить, любить, учиться, заботиться …

Сопровождают нас всю жизнь.

  1. Минутка чистописания

На доске: Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь,

- Прочитайте данные слова. Вставьте пропущенные буквы. (пауза)

- Найдите в этих словах общее. (Это глаголы настоящего времени, 2-го лица, ед. ч. Все они пишутся с Ъ на конце).

- Внимание на окончания!

- Какие окончания у этих глаголов? (-ешь, ишь).

- На минутке чистописания мы уделили внимание буквосочетаниям – ешь, ишь.

- Перед тем, как начнете писать, выполните упражнения, которые активизируют весь организм на работу.

1. Растирание ушных раковин и пальцев рук.

2. «Перекрестные движения»

3. «Дыхательная гимнастика» (1,2 – вдох; 1,2,3,4 выдох).

- Теперь начинайте писать буквосочетания:

еи ие е е е и и еее иии ешь ишь ешь ишь ем им ети т сидишь пишешь

Обратите внимание, какие буквы повторяются? (е, и) – Почему?

- В каком спряжении пишется Е, И?

- Что означают соединения 2-ой строчки? (Это окончание глаголов 1,2,3 лица ед. ч.).

На доске предложение:

Ты сидишь на уроке, хорошо слушаешь и аккуратно пишешь.

- Нам, нужно определить и подчеркнуть известные орфограммы.

Работа у доски:

  1. ученик: ставит ударение
  2. ученик: называет орфограммы, подбирает проверочные слова
  3. ученик находит глаголы, подчеркивает главные члены предложения.

- Докажите, что верно определили глаголы. ( Глаголы отвечают на вопрос: что делаешь?)

- Запишите предложение в тетради.

- Выпишите словарное слово, подберите однократные слова, обозначьте корень.

(Хорошо, хороший, хорошенький).

- Подберите синонимы (прекрасно, замечательно); антонимы (плохо, гадко).

III. Орфографическая минутка.

- Послушайте, что я вам прочитаю:

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Волка ноги кормят.

Без беды друга не узнаешь.

Чужим умом в люди не выйдешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

- Что Я вам прочитала? (пословицы).

- Я еще раз читаю, объясняем и выписываем только глаголы. (Поспешишь, насмешишь, не вынешь, узнаешь, не выйдешь, посеешь, пожнешь, упустишь, потеряешь – б. в. 2л., ед.ч.)

Внимание!  Минутка чистописания – подсказка.

- Проверяем написание окончания глаголов. (Написать на обратной стороне доски).

- Для чего мы учились определять лицо, число глаголов? ( Чтобы уметь разделять глаголы на 2 группы? ( I и II спряжение).

- Что такое спряжение? (Правила по одному, хором).

Какие гласные буквы бывают в окончании глаголов I и II спряжений.

IV. Работа по теме

Игра «Юные актеры»

- Сейчас поиграем с вами (учащиеся изображают указанные действия)

Заготовка карточки с написанными глаголами.

(Рисует, стучит, прыгает, плавает, мечтает, плачет, гладит, пилит, едет, стирает, рубит, бежит).

- Записываем. Ставим ударение.

- У каких глаголов спряжение можно определить по окончанию (опираясь на 1 схему) ?

Проверка с помощью карточек. (Показ карточки: Е И)

V Физминутка

Вы немножечко устали?

Ну, тогда тихонько встали.

Дружненько попрыгали,

Ножками подрыгали.

В право в лево наклонились

И на месте закружились.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Все к друг другу повернулись.

И соседу улыбнулись.

За окошком посмотрели и на место тихо сели.

- Кто из вас самый внимательный: глаголы какого времени я назвала? (прошедшее время).

Глаголы прошедшего времени не спрягаются. Об этом вы узнаете позже.

VI. Продолжение работы по теме

Задание 1: Оживи текст (устно).

На доске: Весна. Приход весны.

Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы.

(Наступила долгожданная весна. Звенит весенняя капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы.)

- Придумываем распространенное предложение.

- Озаглавим текст.

Задание 2: работа в парах (по карточкам)

Алгоритм. Работа с опорой на подсказку.

К.2. В каких глаголах пишется Е?

А) команду.шь

Б) крут.шь

В) докладыва.шь

Г) вывод.т

К2. В кагих глаголах пишется И?

А) схват..шь

Б) дума..шь

В) стро..т

Г) бега..м

К.3. Найдите ошибку

А) горевать – II

Б) писал – II

В) напишет- II

Г) крутишь – II

К.4.Найдите глаголы прошедшего времени.

А) дышит

Б) писал

В) напишет

Г) заиграл.

Задание 3. Самостоятельная работа.

На доске: Белеет, выводит, гонит, делает, ищет, хватает, захватишь, слушает.

- Запишите глаголы в тетрадь, определите спряжение.

VII. Физминутка для глаз.

  1. Смотрим на карандаш, держа его на вытянутой руке перед собой.
  2. Поднимаем руку вверх, медленно перемещаем влево, опускаем вниз, вправо, вверх.
  3. Выполняем упражнение в обратном направлении.
  4. Продолжаем смотреть на карандаш, приближаем его к лицу, выпрямляем руку.
  5. Посмотреть на стену перед собой, на карандаш.

(Повторить, взяв карандаш в другую руку).

VIII. Продолжение работы по теме.

  1. Письмо под диктовку. Взаимопроверка.
  2. Игра «Да и нет»

– Глагол дружит с существительными? (да)

- Глагол является главным членом предложения? (даа)

- У глагола 3 спряжения? (нет)

- В 1-м спряжении у глагола – ить? (нет)

- Во 2-м спряжении у глаголов в окончании пишется И? (да)

- Спряжение можно определить по начальной форме? (да)

- Начальная форма не указывает на время и число? (нет)

Итог урока

- Наш урок подошел к концу.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- На какие группы делятся глаголы?

- Интересно было на уроке?

- А что нужно делать, чтобы хорошо знать русский язык и правильно писать?

Виды работы

  1. Орфографическая работа – правописание личных окончаний глаголов.
  2. Грамматическая работа – определение спр. глагола.
  3. Коррекц. работа – правописание глаголов.
  4. Лексическая работа- подбор синонимов.
  5. Развитие речи – составление предложений, объяснение пословиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»

Урок русского языка в 4 классе (учебник А.В. Поляковой) по системе Л.В. Занкова....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...