Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Остапенко Вера Андреевна
учитель начальных классов
Русский язык 4 класс
Урок по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени
Цель:
- Формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов; умение обосновывать свое мнение.
- Развивать умение обосновывать написание окончание глаголов; развивать мышление, память, внимание.
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
- Развивать воображение учащихся, их речь.
- Расширять кругозор учащихся.
- Отработать умение решать орфографические задачи, связанные с выбором безударной гласной в личных окончаниях глаголов.
Оборудование:
- Оргмомент
- Сегодня у нас присутствую гости. Давайте поприветствуем их.
- Итак, начинаем урок русского языка.
- Что возьмем с собой на урок? (ответы: знания, старания, аккуратность, трудолюбие, дружбу и … хорошее настроение).
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет.
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …. глагол.
- О какой части речи будем говорить на уроке? (о глаголе)
- А для чего в нашей речи нужны глаголы? (ответы детей)
Подсказка: Вот снег. Теплый пар.
Кувшинчик. Журавли.
- Можно что-то понять без глаголов? (Без глаголов нет речи …)
Слова: жить, любить, учиться, заботиться …
Сопровождают нас всю жизнь.
- Минутка чистописания
На доске: Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь,
- Прочитайте данные слова. Вставьте пропущенные буквы. (пауза)
- Найдите в этих словах общее. (Это глаголы настоящего времени, 2-го лица, ед. ч. Все они пишутся с Ъ на конце).
- Внимание на окончания!
- Какие окончания у этих глаголов? (-ешь, ишь).
- На минутке чистописания мы уделили внимание буквосочетаниям – ешь, ишь.
- Перед тем, как начнете писать, выполните упражнения, которые активизируют весь организм на работу.
1. Растирание ушных раковин и пальцев рук.
2. «Перекрестные движения»
3. «Дыхательная гимнастика» (1,2 – вдох; 1,2,3,4 выдох).
- Теперь начинайте писать буквосочетания:
еи ие е е е и и еее иии ешь ишь ешь ишь ем им ети т сидишь пишешь
Обратите внимание, какие буквы повторяются? (е, и) – Почему?
- В каком спряжении пишется Е, И?
- Что означают соединения 2-ой строчки? (Это окончание глаголов 1,2,3 лица ед. ч.).
На доске предложение:
Ты сидишь на уроке, хорошо слушаешь и аккуратно пишешь.
- Нам, нужно определить и подчеркнуть известные орфограммы.
Работа у доски:
- ученик: ставит ударение
- ученик: называет орфограммы, подбирает проверочные слова
- ученик находит глаголы, подчеркивает главные члены предложения.
- Докажите, что верно определили глаголы. ( Глаголы отвечают на вопрос: что делаешь?)
- Запишите предложение в тетради.
- Выпишите словарное слово, подберите однократные слова, обозначьте корень.
(Хорошо, хороший, хорошенький).
- Подберите синонимы (прекрасно, замечательно); антонимы (плохо, гадко).
III. Орфографическая минутка.
- Послушайте, что я вам прочитаю:
Поспешишь – людей насмешишь.
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Волка ноги кормят.
Без беды друга не узнаешь.
Чужим умом в люди не выйдешь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
- Что Я вам прочитала? (пословицы).
- Я еще раз читаю, объясняем и выписываем только глаголы. (Поспешишь, насмешишь, не вынешь, узнаешь, не выйдешь, посеешь, пожнешь, упустишь, потеряешь – б. в. 2л., ед.ч.)
Внимание! Минутка чистописания – подсказка.
- Проверяем написание окончания глаголов. (Написать на обратной стороне доски).
- Для чего мы учились определять лицо, число глаголов? ( Чтобы уметь разделять глаголы на 2 группы? ( I и II спряжение).
- Что такое спряжение? (Правила по одному, хором).
Какие гласные буквы бывают в окончании глаголов I и II спряжений.
IV. Работа по теме
Игра «Юные актеры»
- Сейчас поиграем с вами (учащиеся изображают указанные действия)
Заготовка карточки с написанными глаголами.
(Рисует, стучит, прыгает, плавает, мечтает, плачет, гладит, пилит, едет, стирает, рубит, бежит).
- Записываем. Ставим ударение.
- У каких глаголов спряжение можно определить по окончанию (опираясь на 1 схему) ?
Проверка с помощью карточек. (Показ карточки: Е И)
V Физминутка
Вы немножечко устали?
Ну, тогда тихонько встали.
Дружненько попрыгали,
Ножками подрыгали.
В право в лево наклонились
И на месте закружились.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Все к друг другу повернулись.
И соседу улыбнулись.
За окошком посмотрели и на место тихо сели.
- Кто из вас самый внимательный: глаголы какого времени я назвала? (прошедшее время).
Глаголы прошедшего времени не спрягаются. Об этом вы узнаете позже.
VI. Продолжение работы по теме
Задание 1: Оживи текст (устно).
На доске: Весна. Приход весны.
Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы.
(Наступила долгожданная весна. Звенит весенняя капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы.)
- Придумываем распространенное предложение.
- Озаглавим текст.
Задание 2: работа в парах (по карточкам)
Алгоритм. Работа с опорой на подсказку.
К.2. В каких глаголах пишется Е?
А) команду.шь
Б) крут.шь
В) докладыва.шь
Г) вывод.т
К2. В кагих глаголах пишется И?
А) схват..шь
Б) дума..шь
В) стро..т
Г) бега..м
К.3. Найдите ошибку
А) горевать – II
Б) писал – II
В) напишет- II
Г) крутишь – II
К.4.Найдите глаголы прошедшего времени.
А) дышит
Б) писал
В) напишет
Г) заиграл.
Задание 3. Самостоятельная работа.
На доске: Белеет, выводит, гонит, делает, ищет, хватает, захватишь, слушает.
- Запишите глаголы в тетрадь, определите спряжение.
VII. Физминутка для глаз.
- Смотрим на карандаш, держа его на вытянутой руке перед собой.
- Поднимаем руку вверх, медленно перемещаем влево, опускаем вниз, вправо, вверх.
- Выполняем упражнение в обратном направлении.
- Продолжаем смотреть на карандаш, приближаем его к лицу, выпрямляем руку.
- Посмотреть на стену перед собой, на карандаш.
(Повторить, взяв карандаш в другую руку).
VIII. Продолжение работы по теме.
- Письмо под диктовку. Взаимопроверка.
- Игра «Да и нет»
– Глагол дружит с существительными? (да)
- Глагол является главным членом предложения? (даа)
- У глагола 3 спряжения? (нет)
- В 1-м спряжении у глагола – ить? (нет)
- Во 2-м спряжении у глаголов в окончании пишется И? (да)
- Спряжение можно определить по начальной форме? (да)
- Начальная форма не указывает на время и число? (нет)
Итог урока
- Наш урок подошел к концу.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- На какие группы делятся глаголы?
- Интересно было на уроке?
- А что нужно делать, чтобы хорошо знать русский язык и правильно писать?
Виды работы
- Орфографическая работа – правописание личных окончаний глаголов.
- Грамматическая работа – определение спр. глагола.
- Коррекц. работа – правописание глаголов.
- Лексическая работа- подбор синонимов.
- Развитие речи – составление предложений, объяснение пословиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
Урок русского языка в 4 классе (учебник А.В. Поляковой) по системе Л.В. Занкова....
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Поляковой...
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.
Русский язык. 4 класс....