Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
2 класс
Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Тип урока: обобщающий.
Цель: повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков.
Задачи:
Обучающие:
продолжать учить писать слова с разделительными Ь, Ъ знаками; уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
Развивающие:
обогащение словарного запаса; развитие логического мышления, связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
интерес к предмету; уважительное отношение друг к другу (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению); самостоятельность.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
А сейчас, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всѐ ль на месте,
Всѐ ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
II. Формулирование темы и цели урока.
Посмотрите и определите, что случилось со словами?
Судя, вюга, житѐ, плате
отехать, обяснить, сѐжился.
Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чѐм будем говорить на уроке.
Кто может назвать тему урока?
А кто сможет сформулировать цель нашего урока?
(правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)
Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак?
III. Минутка чистописания.
Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!
Чистописание:
Ь Ъ ЬЬ ЪЪ ЬЬЬ ЪЪЪ.
Определите закономерность и пропишите в тетрадях.
Один ученик проговаривает стихотворение:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду ровно не согнусь
За работу я возьмусь.
IV. Немного из истории.
Ребята, а сколько букв в русском алфавите?
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лѐг в основу
современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графическиони не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твѐрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделѐн на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слѐзы.
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом.
Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
V. Словарная работа.
Выписать слова,в которых есть ь.(воробьи, коньки, тетрадь, учитель,пальто,морковь,картофель)
Устно придумать с этими словами предложения.
Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму.
1.Сообщить о чѐм-то. «объявить»
2.Приблизится к чему-либо на машине. «подъехать»
3.Весной вырастают, а осенью опадают. «листья»
4.Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. «свинья»
5.Он есть у каждого дома: крытый вход в здание. «подъезд»
6.Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей гурьбой строим дом себе горой. «муравьи»
7.Дом, родители, близкие родственники одним словом. «семья»
Составьте и запишите словосочетания с полученными словами. (Дружная семья, желтые листья, объявить конкурс, лесные муравьи).
VI. Работа по теме урока.
Учитель читает слова. Мальчики записывают услышанные слова с Ъ, а девочки с Ь.
Крылья, рысью, подъезд, жильѐ, съѐжился, счастье, серьѐзный, съесть, подъѐм, семья, объявление, предъявить, судья, разъезд.
VII. Физминутка.
Мы с товарищем вдвоѐм шли на лыжах на подъѐм,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъѐм, чтобы съехать вниз потом.
VIII. Игра «Замени одним словом».
Метель, пурга (вьюга)
Сжался, скорчился (съѐжился)
Товарищи, приятели (друзья)
Спуск с горы (съезд)
Животное, от которого произошѐл человек (обезьяна)
IX Задание для 1группы
Тест.
1.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ
а)от..езд
б)с..ел
в)в..юга
г)обез..яна
2.УКАЖИТЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ъ ЗНАКОМ
а)об..единение
б)вал..с
в)об..яснил
г)скам..я
3.УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ НЕ ПИШЕТСЯ Ь ЗНАК.
а)прачеч..ная
б) камен..щик
в)мурав..и
г)коч..ка
4. В КАКОМ РЯДУ ВО ВСЕХ СЛОВАХ БУДЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ Ъ ЗНАК:
а)под..езд, раз..езд, об..явление
б)б..ѐтся, об..ехать, кос..ть
в)ноч..ка, бел..ѐ, комп..ютер
5. УКАЖИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ:
а)пень
б)жильѐ
в)тьма
г)муравей
6. В КАКОМ РЯДУ СЛОВО ДЛЯ ПЕРЕНОСА ВЕРНО РАЗД ..
а) об – ъяв – лени - е
б) объ –явле - ни – е
в)о –бъяв – ле -ние
г)объ –яв – ле - ние
Задание для 2 группы.
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».
Разделительный
Мягкий знак Твѐрдый знак
Руж ѐ
Раз яснить
Тат яна
Под ѐм
Здоров е
Обез яна
Об единение
С едобный
Птич е
Об яснить
Задание для 3 группы
Слова записаны звуками. Вам нужно прочитать их и записать буквами.
[сй^эст]
[сй^ожылс^а]
[аб^й^ас^н^ил]
[абй^экт]
X. Закрепление изученного материала.
Образуйте словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма
«Разделительный Ъ или Ь знаки».
Следы, заяц (заячьи следы)
хитрость, лиса (лисья хитрость)
пасть, волк (волчья пасть)
голоса, птицы (птичьи голоса)
дом, ехать (подъехать к дому)
ехать, гора (съехать с горы)
XI. Рефлексия
Закончи предложения.
Сегодня на уроке…
• Я научился…
• Я узнал…
• Больше всего понравилось…
XII. Выставление оценок.
XIII. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...