Развитие навыков каллиграфического письма в 1 классе
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/4495927/edit | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков каллиграфического письма в 1 классе
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Введение
Проблема развития каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями ещё до школы. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.
Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказывается на формирование мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком. Формирование каллиграфических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.
Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.
Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?
Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.
Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.
Цель этой работы – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.
Формирование навыка письма
Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.
Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную намять и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).
На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.
Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.
Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля» (Краткий психологический словарь).
Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.
Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.
Цель и задачи работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков:
Цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.
Задачи:
- усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;
- усвоение графических и каллиграфических правил;
- обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;
- развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.
Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.
Психологические особенности формирования графических навыков письма
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличии от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность, либо в спортивную, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются.
Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма
В своей работе использую следующие приемы.
Показ
Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.
Копирование
Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.
Списывание с готового образца
Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.
Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.
Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.
Письмо под счёт или в такт счёту
Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.
Показ ошибочного написания
Спорным является приём показа ошибочного написания.
Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.
При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3-5 минут.
Этапы формирования навыка
Штриховка
Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Поэтому на уроке чтения рассказываю сказку, а на уроке письма составляем домики из геометрических фигур для героев сказки, а то и самих героев изображаем.
Развитие тактильной памяти
Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.
Учу детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие; рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Уделяется особое внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с деталями конструктора, работе с мозаикой, природным материалом на уроках труда.
Курсивное письмо – это связные, ритмические, тонко координированные движения, сформировать эти движения совсем не просто. Можно выделить два основных вида движений. Например, такие движения состоят из прямых линий и соединительных штрихов. Они лежат в основе начертания следующих букв: и, н, л, м, п, т, р, у, ц, ш, щ.
На первый взгляд овалы – это иной вид движения. Если приглядеться внимательнее к траектории движений при выполнении овалов, то увидим, что они очень схожи с написанием линий. Имеются буквы, включающие овалы как основу, или как элементы.
В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов; есть зеркальные полуовалы, есть буквы, не имеющие аналогов – з.
Ребёнок должен научиться свободно и чётко писать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы. В курсивном письме почти нет горизонтальных штрихов, но движения руки при написании горизонтальных штрихов имеют такой же характер движений, как при письме вертикальных.
Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
- 1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
- 2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
- 3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
- коснуться виска;
- 4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
- металлической части стержня – один пальчик;
- 5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Подготовка к письму и обучение графическим навыкам
Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:
- Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
- В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
- Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
- Замедленное движение «под диктовку».
- Повторение инструкции.
- Самостоятельное выполнение действия.
- Очень актуально применение физических упражнений на развитие мышц руки:
«ходьба пальчиками»;
«игра на пианино»;
«юла»;
«посолим суп»;
«человечек ходит»;
«дождик капает»;
«пилим дрова»;
«стреляем из лука»;
«рисуем в воздухе».
Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью
М.Р. Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.
Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
Каллиграфические ошибки:
- неумение придерживаться строки
- несоблюдение наклона и размеров букв
- устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
- «дрожащее письмо»
- крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
Графические ошибки:
Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар.
Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки.
Замена букв
По причине неразличения парных звонких и глухих согласных. Например: Жучка ---Шучка.
По причине диалектного произношения: Например: Взяла --- узяла.
По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)
Причины типичных ошибок письма у младших школьников:
- малый опыт чтения и письма;
- недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
- неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
- психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
- влияние просторечия и диалектного произношения.
От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.
Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.
Возрастные группы нарушений письма
Трудности в овладении письмом (диагностируется в 1 полугодии 1-го года обучения):
- нечёткое знание букв алфавита;
- сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную;
- трудности звукобуквенного анализа и синтеза;
- трудности в плавном чтении слов;
- трудности в письме отдельных букв.
Нарушение формирования процесса письма (Диагностируется во 2 полугодии 1 класса и в 1 полугодии 2-го класса):
- смешение печатных и письменных букв;
- трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова;
- затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова;
- побуквенное чтение;
- затруднения в письме на слух;
- написание слов без гласных;
- слияние или расщепление слов.
Тема, затронутая в данной работе, актуальна. С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность - учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
В полном объёме проблема обучения детей письму не решена. Остаются нерешенными вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. Возможно, введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приёмами поможет ускорить решение этой проблемы.
Остаётся проблема обучения наклонному или ненаклонному письму. Не исчерпаны и возможности упрощения письменного шрифта.
Использованная литература
- Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
- Безруких М.М. Обучение письму. М.: Просвещение, 1997.
- Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. М.: Просвещение, 1974.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
- Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. М.: Просвещение.
- Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987.
- Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания // Н.Ш. №3 за 1989. 17 с.
- Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
- Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под. ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. М.: Педагогика, 1977.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964
- Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Н.Ш. №4 за 1987. 20 с.
- Щирова А.Н., Прохорова Г.С. Воспитание положительного отношения к письму у первоклассников-шестилеток // Н.Ш. №5 за 1989. 10 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Дипломная работа...
Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письма
Использование интерактивной доски в начальной школе с целью формирования навыка каллиграфического письмаОсвоение ребенком письма — это сложный, многоступенчатый процесс. Современные прописи предлагают...
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Формирование навыков каллиграфического письма младших школьников
P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; } Данная работа затрагивает тему формирования устойчивых каллиграфических навыков у младших школьников.В работе рассматриваются вопро...
Формирование навыков каллиграфического письма
Формирование навыков каллиграфического письма...
«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...