Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Ларькина Вера Петровна

               Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе примерной  программы  Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Средняя общеобразовательная школа №5

г. Ершова Саратовской области"

«Рассмотрена»

на Педагогическом совете

МОУ «СОШ №5 г. Ершова»

Протокол № ____

от «___» __________ 20__ г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №5

г. Ершова»

__________/А.Н. Подоляко/

Приказ № ____

от «___» __________ 20__ г.

«Рассмотрена»

на заседании

МОУ «СОШ №5 г. Ершова»

________________

Протокол №___

от «___» ___________20___г

«Согласована»

с заместителем директора по

УВР МОУ «СОШ №5 г.

Ершова»

__________ /Г.Ф.Маслова/

Протокол № ____

от «___» __________ 20__ г

Рабочая программа 

по  «Русскому языку»

(«Обучение грамоте»)

уровень базовый

для 1 класса

(на 1 год)

Разработана:

Ларькиной Верой Петровной,

учителем 1 квалификационной категории

Ершов-2018

АННОТАЦИЯ

        Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе примерной  программы  Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и на основе нормативных документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253».

Цели и задачи курса

          Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «Русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

          Цель курса «Обучение грамоте» освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

         Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей; развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. Данная система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:

коммуникативном,

познавательном,

семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

- осознать язык как средство общения;

- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

- изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

I  Планируемые предметные результаты

       Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

• формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

      Обучающиеся должны знать:

все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

      Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;  

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)

и мягким знаком;

определять место ударения в слове;    

вычленять слова из предложений;   

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;   

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением; 

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

 устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;     

знать гигиенические правила письма;    

 правильно писать формы букв и соединения между ними;   

уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

II  Содержание учебного предмета

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. 

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

• употребление ъ и ь как разделительных знаков;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения.

Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

III  Тематическое планирование уроков

№ п/п

№ урока

Тема урока

Ко-во

часов

Вид контроля

1

1

«Новые друзья»

1

2

2

«Что в центре?»

1

3,

4

3,

4

«Сравни»

2

5

5

«Определи направление».

1

6

6

«Найди пару». «Лото»

1

7,

8

7,

8

«Целое и часть»

2

9,

10

9,

10

«Головоломки». «Весёлые превращения»

2

11,

12

11,

12

«Сравни дома». «В походе»

2

13,

14

13,

14

«На коньках». «На волнах»

2

15

15

«Мы рисуем». «Под грибом»

1

16

16

«Мы рисуем». «Под грибом»

1

17,

18

17,

18

«Мы спортсмены». «Кто построил домики?»

2

19,

20

19,

20

«Рассмотри и расскажи». «»В гости к бабушке»

2

21,

22

21,

22

«Прогулка в парке». «Знаки в городе»

2

23,

24

23,

24

«Подумай и сравни»

2

25

25

«Проверь себя»

1

26

1

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

1

27,

28

2,

3

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о

2

29

4

Заглавные (прописные) буквы А и О

1

30

5

Строчная и заглавная буква Уу

1

31

6

Строчные буквы и, ы

1

32,

33

7,

8

Заглавная буква И. Звук [э], буква Ээ

2

34,

35

9,

10

Повторение изученных букв

2

36,

37

11,

12

Строчная и заглавная буква Мм

2

38

13

Строчная буква с

1

39

14

Заглавная буква С

1

40

15

Строчная и заглавная буква Нн

1

41

16

Строчная и заглавная буква Нн

1

42,

43

17,

18

Строчная и заглавная буква Лл

2

44,

45

19,

20

Повторение изученных букв Мм, Сс, Нн, Лл

2

46,

47,

48

21,

22,

23

Строчная и заглавная буква Тт

3

49

24

Строчная буква к

1

50

25

Заглавная буква К

1

51,

52

26,

27

Повторение. Буквенная мозаика

2

53,

54

28,

29

Строчная и заглавная буква Рр

2

55

30

Строчная и заглавная буква Вв

1

56

31

Строчная и заглавная буква Вв

1

57,

58

32,

33

Повторение изученных букв

2

59,

60

34,

35

Строчная и заглавная буква Пп

2

61,

62

36,

37

Строчная и заглавная буква Гг

2

63

38

Буква Ее в начале слова и после гласных

1

64

39

Буква Ёё в начале слова и после гласных

1

65

40

Буквы е и ё после согласных

1

66

41

Повторение

1

67

42

«Узелки на память»

1

68,

69

43,

44

Строчная и заглавная буква Бб. Парные звуки [б] и [п]

2

70

45

Строчная и заглавная буква Зз

1

71

46

Парные звуки [з] и [с]

1

72

47

Буквы Бб, Зз. Повторение

1

73,

74,

75

48,

49,

50

Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] и [т]

3

76,

77

51,

52

Строчная и заглавная буква Жж. Слог «жи»

2

78

53

Повторение изученных букв Зз, Бб, Дд, Жж

1

79

54

Буква Яя в начале слова и после гласных

1

80

55

Буква я после согласных

1

81,

82

56,

57

Повторение

2

83

58

Строчная и заглавная буква Хх

1

84,

85

59,

60

Буква ь – показатель мягкости согласных

2

86,

87

61,

62

Строчная и заглавная буква Йй

2

88

63

Буква Юю в начале слова и после гласных

1

89,

90

64,

65

Буква ю после согласных. Повторение

2

91,

92

66,

67

Строчная и заглавная буква Шш. Парные звуки [ж] и [ш]

2

93

68

Строчная и заглавная буква Чч

1

94,

95

69,

70

Строчная и заглавная буква Щщ

2

96,

97

71,

72

Строчная и заглавная буква Цц

2

98,

99

73,

74

Строчная и заглавная буква Фф

2

100

75

Разделительный твёрдый знак (ъ)

1

101,

102

76,

77

Разделительный мягкий знак (ь). Повторение букв ь и ъ

2

103,

104,

105

78,

79,

80

Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит

3

106

1

Алфавит. Письмо основных элементов букв

1

107

2

Письмо плавных линий с точкой

1

108

3

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

1

109

4

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

1

110

5

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями

1

111,

112

6,

7

Письмо прямых линий с петлёй вверху и внизу

2

113

8

Письмо овалов и полуовалов

1

114,

115

9,

10

Повторение изученного

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык. Обучение грамоте» домашнее обучение 1 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 1 класса...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку период "Обучение грамоте" в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ( обучению грамоте) " Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте). 1 класс. "Перспектива"

Рабочая программа включает в себя подробное календарно-тематическое планирование, четко распределен учебный материал, указаны основные элементы содержания, предметные, метапредметные и личностные резу...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология». Программа определяет ряд практических задач, реше...