"Дом в старину: что как называлось"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
конспект урока по родному русскому языку 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dom_v_starinu_chto_kak_nazyvalos.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: Родной (русский) язык 1 класс
Тема урока: «Дом в старину: что как называлось."
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные: через историю русской избы показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла изба и предметы быта; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами, с названиями предметов быта и частями избы.
Ход занятия:
Орг. момент.
Добрый день, дорогие ребята!
Объявление темы и целей урока.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - изба и внутреннее убранство русских хоромов.
Изучение нового материала
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям.
Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.
Физкультминутка
Продолжение изучения нового материала
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей ). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Закрепление изученного материала.
Итак, вы познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание.
Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!
Приложение
Пословицы о доме и семье
- Без хозяина дом – сирота.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
- Мир в семье любовью держится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему берёзу называют Зелёным символом России.
Презентацию приготовили мои ученицы в ходе работы над проектом "Моё дерево" . Девочки успешно выступили с ней на научно-практической конфереции для младших школьников "Я познаю мир". Эту презентацию м...
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает свой цвет, отвечает на вопрос. К...
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....
Старину мы помним, старину мы чтим.
Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....
Технологическая карта урока по Родному русскому языку. Тема урока: Дом в старину, что как называлось.
Урок получения новых знаний....
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры...