Урок русского языка "Приставка как часть слова" 2 класс программа XXI века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баранова Марина Николаевна

конспект урока , презентация, самоанализ урока по ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 а класс программа «Начальная школа XXI века»

Слайд 3

С…рока , в… рона , в …робей, к… рова . о о о о

Слайд 4

Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей.

Слайд 5

школь при а н ый ник школ

Слайд 6

школа, школьник , школьный, пришкольный

Слайд 7

Как называется эта часть? Где находится? Как обозначается? Для чего служит?

Слайд 8

V – уже знал + - новое ? – не понял, есть вопрос

Слайд 9

Проверка: 1,2,3,4 – V 5 - +, ?

Слайд 10

Тема : Приставка как часть слова пришкольный

Слайд 11

с при присесть с по подняться и немного покачаться с под подпрыгнуть, подмигнуть с вы вытягиваем руки с о опустим их опять Вот и всё. Настало время с за зарядку завершать!

Слайд 12

За от в ы пере при

Слайд 13

да (+) - нет(-) 1 .Приставка –это часть предложения. 2.Приставка – это часть слова. 3.Приставка стоит после корня. 4.Приставка стоит перед корнем. 5.Приставка пишется отдельно. 6.Приставка пишется слитно. 7.Приставка – это главная общая часть родственных слов. 8.Приставка служит для образования новых слов. 9.Приставка имеет своё значение.

Слайд 14

Оценим свою работу: Урок полезен, все понятно Лишь кое-что еще не ясно

Слайд 15

Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 а классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов: Баранова М.Н.

Тема урока: Приставка как часть слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования у учащихся представлений о приставе как части слова

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные УУД:

обеспечить усвоение учащимися умения находить приставку среди других частей слова и образовывать новые слова с помощью приставки; помочь осознать практическую и личностную значимость изучаемого материала.

ЛичностныеУУД:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

познавательные: 

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; делать выводы

коммуникативные: 

формировать умение сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса; работать в паре; участвовать в диалоге; обосновывать свое мнение

регулятивные: 

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу; решать учебную задачу; осуществлять контроль по результату; оценивать свою деятельность .

Средства урока:

Презентация, раздаточный материал, карточки с приставками, учебник «Русский язык» 2 класс С.В. Иванов, А.О.Евдокимова  

Ход урока:

  1. Организационный этап

          1 слайд

Вот опять звенит звонок

Он зовёт нас на урок.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости - посмотрите на них. Дайте поздороваемся.

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.

А) Чистописание.

- Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте ее:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)

- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы.

 

2 слайд Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание – оро -

- Что мы знаем про это буквосочетание?  В каких  словах  оно встречается?

 (в словарных).

  Б) Словарная работа

- Какие словарные  слова с этим буквосочетанием мы можем назвать? (ворона, корова, сорока, мороженое, скоро, воробей, дорога, мороз, хорошо)

3 слайд

- Запишем слова, которые обозначают названия животных?

(сорока, ворона, воробей, корова)

- Проверим правильность написания: ударение, безуд.гл.

2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

А) - В какой части слова находится буквосочетание - оро-?

(в корне).

- Что такое корень?

- А какие части слова слов мы знаем? (суффикс, окончание)

- Что такое суффикс, окончание?

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

Вывод: слова делятся на части.

4 слайд

-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

5 слайд

Игра «Слова рассыпались» - Составьте из данных частей слова и запишите их в тетрадь.

Школ                            при               а

Школь    школь  н            ый

Школь н                 ник                             ый

6 слайд

-Какие слова у нас получились?

(школа, школьник, школьный, пришкольный)  

- Что мы можем сказать об этих словах? (однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? Общая часть – корень, близкие по смыслу.  Выделим в словах корень.

- Какие ещё части слова есть? Отметьте. Проверим .

 - В каком слове выделены не все части? Почему? ( мы не знаем что это за часть слова)

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

( познакомиться с этой новой частью слова) Что мы должны узнать о частях слова?

7 слайд

Как называется эта часть?

Где находится?

Как обозначается?

Для чего служит?

8 слайд

Б) Приём ТРКМ «Инсерт»

-Ответы на некоторые из вопросов мы можем получить из текста на карточке № 1, лежащей у вас на столе.  Но мы не просто должны его  прочитать. Наши задачи:

  • Определить , что нам хорошо знакомо, а с чем мы встретились впервые.
  • С помощью специальных значков, сделать в тексте пометки:

V- уже знал

+ - новое

?- не понял, есть вопрос

9 слайд

Проверим, что у вас получилось. Проверку будем осуществлять по абзацам:

1,2,3,4-знал

5-новое. Есть вопросы

С чем вы уже были знакомы? Какая информация стала для вас новой?

10 слайд -Назовите тему урока. ( Приставка как часть слова)

  1. Изучение нового учебного материала.

10 слайд - Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у нас вопросы и разберите оставшееся слово.

- Как называется не выделенная нами часть слова? Как её можно обозначить? Где она находится?

Обобщим полученные знания, что же такое приставка? Приставка – часть слова, стоит перед корнем и обозначается так…

  1. Закрепление

Первичное закрепление

Проверим, как звучит правило в русском языке. Правило с. 144

11 слайд

Физминутка.

С при- приставкою присесть

С по- приставкою- подняться и немного покачаться

С под – подпрыгнуть, подмигнуть

С вы –вытягиваем руки

С о –опустим их опять

Вот и всё. Настало время

С за –зарядку завершать.

- Какое значение имеет приставка, мы узнаем, выполнив упражнение 1.

-Что нужно сделать? Какие приставки нам даны?

12 слайд - Проверим, что у вас получилось?

- Какую часть слова мы дописывали?

-Так для чего нужна приставка?( для образования новых слов)

-Какое общее  значение у этих слов? ( движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? ( нет)

- Какая  часть слова изменила смысл каждого слова? ( приставки)

- Какое значение придаёт  слову каждая приставка?

Вы – указывает на движение изнутри

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Пере – направление действия через предмет

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения                       От – удаление на небольшое расстояние

Правило с. 145

- Какой вывод можно сделать? ( Приставка имеет значение, придает значение слову)

Вторичное закрепление

- Я вам приготовила слово – шла. Сейчас я буду выполнять действия, а вы используя знания полученные на уроке, образуйте и запишите новые слова с помощью приставок.

 Я что сделала – подошла, какую приставку использовали, отметили приставку

Я что сделала – отошла, …

Я что сделал – вышла…

Я сделала – зашла

Я что сделала – вошла

Я что сделала – нашла

 

Вывод: Что обозначают все слова? Движение

А значение слов одинаковы? Нет

Какая часть слова помогает определить значение слова?  Приставка.  

5. Итог урока.

-Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой)

-Чему мы учились на уроке? Находить и отмечать приставку.  

 

13 слайд - Давайте проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

Приём ТРКМ «Игра да - нет».  

1.Приставка –это часть предложения.

2. Приставка- это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка- это главная общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.

9. Приставка имеет своё значение

  1. Домашнее задание выполните на карточках, выберете то задание,  которое вам больше понравится, выучить правило о приставке как части слова.
  2. Оценивание своей работы (с помощь светофора) 

Слайд 14 - Молодцы, сегодня все хорошо усвоили тему урока.

Слайд 15 Спасибо за урок.

 ( приложение № 3)

Приложение 1.

Части слова

Слова состоят из частей.

Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так              .

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так       .

Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       .

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

Части слова

Слова состоят из частей.

Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так              .

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так       .

Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       .

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

Приложение 2.

карточка 2

Как найти приставку.

       Обозначь корень.

      Найди часть слова перед корнем, которой               различаются слова.

       

Подбери однокоренные слова.

       

Назови приставку. Выдели её.

Приложение 3.

«Вставь приставку»: 


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


«Выдели  приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

«Вставь приставку»: 


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


«Выдели  приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

«Вставь приставку»: 


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


«Выдели  приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

C:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpgC:\Users\moon\Desktop\ш.jpg

11.  Рефлексия

-Заканчивая, я хочу вернуться к фразе, которая прозвучала в начале урока.

Трудно узнавать новое?

- Мы с вами трудились  (слово на доске) целый урок.

- Используя новые знания, определим степень оценки своей работы и своё настроение.

Трудились (всё понравилось, но было трудно)

-Трудились на славу, с пользой, всё понравилось, как сказать? Добавьте приставку.

Потрудились

И трудились, но было скучно, трудно, устали. Какую приставку добавить?

Перетрудились

 

-Определите своё настроение и приготовьтесь его обозначить.

Время отдыхать, поэтому отправляемся на полянку, и первую очередь предоставим тем, кто перетрудился. Есть такие?

-Теперь тем, кто трудился.

- А теперь выйдут те, кто потрудился на славу.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Характеристика класса

Урок русского языка.

Тема – Приставка как часть слова

Тема урока соответствует рабочей программе.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о приставке как части речи.

Согласно типологии уроков в современной школе и поставленных задач, тип урока – урок открытия новых знаний.

Вид урока по ФГОС – комбинированный, так как в нем сочетаются различные задачи и виды учебной деятельности, в частности работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы.

Структура урока:

1 этап – организационный момент. 

Его цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Решаемая задача: положительно настроить  на дальнейшую деятельность

2 этап 

Минутка чистописания дана с целью формирования аккуратности и  усердия.

На данном этапе учащиеся совершенствуют свои каллиграфические навыки.

3 этап актуализация опорных знаний, постановка цели урока

Цель данного этапа: актуализация изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

С помощью словарных слов учащиеся обобщили знания, полученные на предыдущих уроках. Впоследствии была создана проблемная ситуация приемом игры «Рассыпались слова». Использование проблемной ситуации способствовало возникновению познавательного интереса к предмету, такие задания создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Через игру мы пришли к проблеме урока. Для ее решения использовался прием Технологии развития критического мышления «Инсерт», добывая новые знания, учащиеся работали в парах. Дети определили цель и задачи урока.

Задачи данного этапа: искать и выделять необходимую информацию, развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, проводить сравнение, делать обобщение, формировать умение работать в паре.  

4 этап Изучение нового материала

Цель: ознакомить с приставкой как частью слова

Задачи: принимать и сохранять учебную задачу, находить и отмечать приставку, участвовать в диалоге, уметь обосновывать свое мнение, развивать орфографическую зоркость.

Для решения данных задач была организована самостоятельная работа по страницам учебника. По каждому выполненному заданию делался вывод.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

На данном этапе была проведена тематическая физкультминутка, что способствовало снятию физического и психологического напряжения у детей.

5 этап Закрепление учебного материала.

Цель этого этапа: организовать выполнение учащимися заданий на применение новых знаний.

Решаемые задачи: умение образовывать новые слова с помощью приставки, осуществлять контроль по результату, осознавать практическую и личностную значимость изучаемого материала.

Была создана ситуация для практического применения, полученных знаний.

Работа проводилась фронтально. Данная работа стимулировала познавательную активность, способствовала развитию речи учащихся и умению применять полученные знания на практике.

6 этап Итог урока

Цель: организация оценивания учебной деятельности учащимися

Задачи: осуществить контроль по результату, умение работать над самооценкой, организация домашнего задания.

На данном этапе подведен итог урока, проверка усвоения новых знаний проведена с помощью приема технологии критического мышлении «Да-нет». Домашнее задание предполагается разного уровня, каждый ученик может выбрать задание по своим способностям, т.е я использую разноуровневую дифференциацию, которая учитывает индивидуальные способности каждого ребенка.

Рефлексия – оценивание деятельности учащихся провели по игре «Светофор». Учащиеся высказали свое мнение. Получили настрой на последующие уроки.

Работоспособность учащихся обеспечивалась сменой видов деятельности с применением различных технологий: проблемного обучения, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающей, информационно- коммуникативной. Все учащиеся были вовлечены в активную познавательную деятельность. Соблюдались нормы и правила письма на уроке.

Этапы урока были логически связаны. После каждого этапа учащиеся совместно с учителем делали выводы. Темп ведения урока оптимальный.  

Я, считаю, что цель и задачи поставленные к уроку достигнуты.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе по программе «Начальная школа 21 века» /С.В. Иванов, А.О.Евдокимова…/

Урок русского языка во 2-м классе  по программе «Начальная школа 21 века» /С.В. Иванов, А.О.Евдокимова…/Тема: « Текст. Признаки текста». К уроку прилагается презентация...

Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».

Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографи...

урок русского языка "Корень слова",3 класс, программа "Школа России"

Итоговый урок по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка «Словообразовавние глаголов» (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, 2 часть).

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление усвоенных знаний о словообразовании глаголов.  Задачи урока: Дидактические:1. Совершенствовать умение определять способы словообразования гла...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...