Конспект урока русского языка «Язык средство общения. Средство общения» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: понятия «средства», «средства общения»;
- уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение;
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27.09.2019 | ФИО учителя: Нестерова Л.А. | |
Школа: 104 | ФИ студента: Лунькова Д. | |
Класс: 4 «Б» | ФИО методиста: Солопова Т.В. | |
Кабинет: 210 |
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Язык средство общения. Средство общения»
Цель деятельности учителя: формирование представления о средствах общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: понятия «средства», «средства общения»;
- уметь: различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения, обосновывать своё мнение;
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: презентация Power Point, учебник Климановой Л.Ф «Русский язык» 4 класс 1 часть, раздаточный материал.
Челябинск, 2019
Этапы урока, методы, приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя. Психологический настрой. | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Дмитриевна. - Давайте поприветствуем, друг друга: с помощью мимики – улыбнитесь, с помощью жеста – наклон головы, с помощью слов родного языка – поздоровайтесь! Садитесь. -Проверьте, все ли готово у вас к уроку? -А теперь, сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». | Здороваемся Проверяют готовность Повторяют слова | Л: самоопредение к деятельности. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: словарная работа Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | -Сегодня мы откроем некоторые тайны Его величества Языка. -Но многие комнаты дворца Его величества Языка закрыты на огромные замки, и лишь знания, самостоятельность и сплочённость помогут подобрать к ним ключи. Готовы к работе? - Стража распахнёт ворота к дворцу для тех, кто хорошо знает словарные слова. Покажем знания? -Ребята, откройте свои тетрадки, чтобы аккуратно и красиво прописать словарные слова, сначала проведем минутку чистописания. -Запишите сегодняшнее число и «Классная работа». -А теперь приступим к работе со словарными словами. Я задаю вопрос, вы отвечаете на него и записываете это слово в тетрадь. 1. Используя, какое средство, цветы привлекают насекомых? 2. Используя, какое средство, одуванчик разбрасывает свои семена? 3. Какое средство использовала колдунья, чтобы отравить Белоснежку? 4. Какое средство часто используем, чтобы пообщаться с собеседником, находящимся очень далеко? 5. Перечислите средства массовой информации. 7. Средство передвижения пассажиров под землёй. 8. Орудие труда, средство для копки земли. -Сравните с ответами на слайде и поставьте оценку. -Почему мы уделили этим словам время? -А можем ли мы проверить, как правильно пишутся эти слова? -Правильно, т.к. эти слова словарные, что мы должны сделать? -Молодцы! Вы отлично справились. Создание проблемной ситуации, поиск решений. -Ребята, стражники оставили нам вопросы, на которые нам нужно найти ответы. 1)Какие средства общения вы знаете? 2)Какое место занимает среди них язык? 3)В чем состоит великий секрет языка? -Я вижу, ваши мнения разделились. Нам предстоит разобраться в этом. | -Да -Да Записывают число и классная работа -Аромат -Ветер -Яблоко -Телефон -Газета, радио, телевидение -Метро -Лопата Сравнивают -Потому что это словарные слова -Нет, т.к. они словарные -Запомнить, как они пишутся Высказывание детей | П: поиск и выделение необходимой информации. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: учет разных мнений. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог. Практический: работа с учебником | 4-5 мин | -Какое одинаковое слово я использовала для формулировки заданий? -Откройте учебник на странице 35 и прочитайте, что означает это слово? -Для выполнения любого действия человек использует разные средства. Например: чтобы вскопать грядку люди изобрели … Какое же орудие ,средство человек создал чтобы общаться друг с другом на расстоянии? А чтобы общаться друг с другом, человек использует язык. -Так как же вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? -Какая же цель нашего урока? | -Средство -Средство - это приём или способ действия для достижения какой-либо цели -Лопату -Язык -Телефон, компьютер, интернет -Средство общение/ Язык средство общения - | П: поиск и выделение необходимой информации. К: учет разных мнений. Р: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение упражнения | 7-8 мин | -Ребята, как вы понимаете значение словосочетания «средства общения»? (Средства общения – это разные приёмы и способы, благодаря которым мы можем общаться: передавать друг другу информацию, делиться чувствами, мыслями.) - Как вы думаете, как человечество шло к созданию того языка, которым мы пользуемся сейчас? - Что использовали люди до того, как появился звуковой язык? - Откройте страницу 35 в учебнике и найдите задание 49, выполним его устно. - Давайте с вами сделаем вывод. Какое общение будет самым успешным? -А теперь прочитайте обращение Самоварова с.36. Что сказал Самоваров? -Выполним упражнение 50(устно), на след. Странице. (читают по абзацам) Внимательно следите и вдумывайтесь в текст. В чем секрет языка? Видите, некоторые предположения ребят в начале урока были верными. | Высказывание детей -Жестами, рисунками, звуками -Использовали жесты, рисунки и звуки Выполняют задание устно -Устное и письменное общение Читают и анализируют Читают и анализируют -Обозначать предметы окружающего мира звуками | Р: принятие, сохранение цели и следование ей в учебной деятельности. К: учет разных мнений. П: поиск и выделение необходимой информации. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 4-5 мин | -Сейчас выполним упражнение 51. Составляем устно ответы на вопросы и записываем с комментированием на доске (по 1 предложению), остальные записывают в тетради. 1 предложение: В древние времена люди общались друг с другом жестами, мимикой, рисунками. 2 предложение: Жестами можно изобразить предмет, но нельзя его описать. Такой метод не пригоден в темноте. 3 предложение: Звуками речи можно передавать сообщения, описывать предметы окружающего мира, выражать свои мысли. 4 предложение: Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками все предметы окружающего мир. Все предметы и мысли люди научились обозначать звуками, словами. | Устные ответы 1 предложение: В древние времена люди общались друг с другом жестами, мимикой, рисунками. 2 предложение: Жестами можно изобразить предмет, но нельзя его описать. Такой метод не пригоден в темноте. 3 предложение: Звуками речи можно передавать сообщения, описывать предметы окружающего мира, выражать свои мысли. 4 предложение: Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками все предметы окружающего мир. | П: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Практический: самостоятельная работа. | 4-5 мин | -Ребята, а сейчас у нас будет самостоятельная работа. -Вставьте пропущенные слова, опираясь на подсказки под текстом, и у вас получится красивейшее высказывание о русском языке А.Н. Толстого.
Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь. -Так же у вас есть второе задание, выполните его, соединив слово с его характеристикой. -Сравните свои ответы с ответами на экране, если все верно, то поставьте +, если нет , то -. | Выполняют упражнение Выполняют упражнение Проверяют самостоятельную работу | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации. |
VII. Включение в систему знаний, повторение. Практический: выполнение упражнений | 7-8 мин | -Ребята, а как называется раздел, который мы начали изучать? -А общаются ли в современном мире с помощью языка жестов? | - Язык как средство общения Глухонемые люди, к которым мы должны относиться с сочувствием и пониманием. А также люди некоторых профессий: моряки, инспекторы ГИБДД | К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. К: учет разных мнений. |
VIII. Рефлексия деятельности. Словесный: беседа. | 2-3 мин | -Итак, какую цель мы поставили в начале урока? -Мы ее достигли? Сегодня на уроке я узнал… Я понял… Теперь я смогу сам… Я легко справился… Мне было трудно… Самое интересное для меня было… -Так же на ваших партах лежат листочки, на каждое предложение вам нужно подчеркнуть свой вариант. | Высказывания детей Подсчет плюсов, выставление оценок за активность на уроке | Л: самооценка, взаимооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе "Имя существительное", УМК "Перспектива"
Урок с использованием технологии - работа в сотрудничестве....
Конспект урока русского языка "Приставка и её роль в слове". 2 класс. УМК "Перспектива".
Урок по всем требованиям ФГОС НОО с использованием ЦОР...
Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.
Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....
Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс
Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...
Технологическая карта урока русского языка «Язык - главный помощник в общении» 3 класс (УМК: "Перспектива")
Тема урока: «Язык - главный помощник в общении» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представления о значимости языка, как о главном средстве общения...