Использование художественной литературы о Санкт-Петербурге на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку

 Горбачёва Елена Олеговна

 Методическая разработка  содержит материалы краеведческого характера, предназначенные для уроков русского языка в начальной школе.В пособии представлены отрывки поэтических произведений отечественных авторов разных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_hudozhestvennoy_literatury_o_sankt.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  художественной литературы  о Санкт-Петербурге на уроках русского языка.

Когда ребёнок начинает овладевать письмом  на своем родном языке, ему важно почувствовать, что это очень красивый, яркий,  многообразный язык.   Именно через чтение произведений поэтов, прозаиков маленький человек постигает всю прелесть языка. А если эти произведения написаны о его родном городе, то подключается еще и  ненавязчивое воспитание в маленьком человеке великого чувства патриотизма.

Я предоставляю подборку стихов, которые можно использовать на уроках русского языка  при изучении различных орфограмм.  

 

Безударные гласные в корне слова.

« Глядел я, стоя над Невой ,

    Как Исаака –великана

    Во мгле морозного тумана

    Светился купол золотой.»

                        Федор Тютчев

«Опять однажды, всё во сне,

Я ночью по Неве катался,

Между роскошных островов

Летел прозрачною рекою;

И вид красивых берегов,

Дач, рощей, просек и садов,

Осеребряемых луною,

И озарённый божий храм,

И царский дом, и мост чрез волны,

Легко так брошенный,- всё там

Пленяет взор.»

                                Иван Козлов

«Перед дворцом помост сосновый,

На невском ледяном ветру

Здесь второпях возводят новый

Холодный памятник Петру.

Должно быть в пику  Фальконету

В нём будет всё наоборот:

В проекте памятника нету

Руки , протянутой вперёд.

Ни змея, ни скалы отвесной-

Он грузно станет на плите,

Казённый и тяжеловесный.»

             Константин Симонов

« По Лебяжьей по канавке,

По небесной синеве,

Тихо вёсла поднимая.

Лодка движется к Неве.»

             Николай Браун

« То было триста лет назад…
Царь Пётр к Н
еве привёл солдат.

Шёл по болотам и лесам-

И этот остров выбрал сам;

«Стеною прочной окружён,

Твердыней грозной будет он,

Неву закроем на замок.

Чтоб враг пройти сюда не смог!»

                    Евгений Ефимовский

Безударные окончания прилагательных.

«Я Петербург люблю с его красою стройной,

С блестящим поясом роскошных островов,

С прозрачной ночью-Дня соперницей беззнойной,

И свежей зеленью младых его садов.»

                                        Пётр Вяземский

Глядел я, стоя над Невой ,

Как Исаака- великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Всходили робко облака

На небо зимнее, ночное,

Белела в мертвенном покое

Обледенелая река

                  Фёдор Тютчев.

Безударные окончания глаголов.

« Над перилами чугунными

«Перегнись и посмотри:

Вдоль реки цепями лунными

Зыбко пляшут фонари.

Свищет снег по дальним линиям,

Стынет, шепчется вода,

И, окутанные инеем,

Глухо плачут провода.»

                  Вильгельм Зоргенфрей

Быстро нагрянет и осень дождливая.

В поле желтеет трава.

Жизнь городская в свои хлопотливые

 Снова вступает права…..

С жалобным стоном волной обливается
Берег гранитной Невы

В ранние сумерки газ зажигается.

Бродят по невскому львы…»

                       Алексей Иванов-Классик

«Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра….

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь великого Петра.

Ветер душный и суровый

С чёрных труб сметает гарь…

Ах, своей столицей новой

Недоволен государь.

                   Анна Ахматова

«Мне нравится осенний Летний сад

В погожий день, когда уже тревожит

Начавшийся весенний листопад

И равнодушной быть душа не может.

                 Анатолий Краснов.

Непроизносимые согласные в корне слова.

«Радостно сегодня мне на улице,

Веселей смеются бубенцы,

Бронзовые юноши не хмурятся,

Лошадей хватая под уздцы.»

                             Олег Воинов                  

«Люблю я осени пурпурный пламень

И в увяданьи Летний сад,

И павловских казарм фасад,

И плавный бег Невы, гранитный камень,

Простор гигантский Марсового поля,

Екатерининский канал

И черный статуи металл

Героя странного - Барклай де-Толли...»

                                 Олег Воинов

« По Лебяжьей по канавке,

По небесной синеве,

Тихо вёсла поднимая.

Лодка движется к Неве.»

             Николай Браун

«Растоптав змею копытом,

Вздыбив грозного коня,

К подвигам ,в бою добытым,

Всадник властно звал меня.»

«На болотах топких и опасных

Шумные столицы не растут.

Но наш город, как цветок прекрасный,

Словно в сказке, появился тут.

Сколько мастера над ним не спали:

Украшали, укрепляли град.

Ангел осенил его крылами!

Тысячи врагов поумирали

У его заговоренных врат!»

             Ярослав Кондрашевич

Мягкий знак –показатель мягкости и разделительный  мягкий знак.

«Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы ,и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь

                     Давид Самойлов

«В нашем городе портовом

Ровно в полдень пушка бьёт.

В нашем городе «Аврора»

Знаменитая живёт.»

                               С. Скаченко

Заглавная буква в именах собственных.

«Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад-Онегина глава.

О блоке вспоминают острова.

А по Разъезжей бродит Достоевский.»

                         Самуил    Маршак

«Вечерний сумрак вымарал все тени

На Мойке, на Неве и на Фонтанке.

Стоит , устало горбясь ,мост Литейный

Дредноутом на якорной стоянке.»

                                В Кузнецов.

Падежные окончания существительных

С Петропавловской крепости

Над великой Невой

Полный веры и верности 

Ангел взмыл золотой.

И в безмолвном молении

Сильны, строги, чисты

В полумраке сиреневом

Поднялися  мосты.

А Нева быстротечная ,

Ударяясь в гранит,

Тайны древние, вечные

В волнах синих хранит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...