Конспект по русскому языку «Краткая форма имен прилагательных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лепехина Наталья Сергеевна

Класс: 4 

Тип урока: Урок открытия новых знаний                  

Тема: «Краткая форма имен прилагательных»

Цель: создать условия для знакомства учащихся с признаками краткой формы имён прилагательных и формирования умения ее образовывать от полной формы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_24.01.docx115.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Студент: Лепехина Н.С.                                                Дата: 24.01.20
Тип урока: Урок открытия новых знаний                   Класс: 4 А
Тема: «Краткая форма имен прилагательных»
Цель: создать условия для знакомства учащихся с признаками краткой формы имён прилагательных и формирования умения ее образовывать от полной формы.
Задачи урока:
Дидактические:
   - познакомить с понятием « краткая форма прилагательных»;
  - научить отличать полную и краткую формы прилагательных по морфологическим признакам.

Развивающие:
развивать:
- устную речь; орфографическую грамотность.
Воспитывающие:
воспитывать:
- интерес к родному языку; ответственность, умение работать в парах.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,
интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Словесные (рассказ, беседа).

Ф

Самоконтроль

ПУУД: научатся проводить анализ учебного материала. КУУД: научатся выражать свои мысли.

Научатся проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Минутка чистописания.

Подведение к теме урока с помощью загадки.

Работа у доски.

Оформление классной работы в тетради.



Работа у доски                 (2 человека)



Закрепить знания об имени прилагательном и познакомить с краткой формой имени прилагательного.

Словесные (рассказ, беседа), наглядный.

Ф

Карточки с заданием

Словесное оценивание

Обучающиеся закрепят знания об имени прилагательном.

РУУД: научатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
ПУУД:
научатся ориентироваться в учебнике и отбирать нужную информацию.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

III. Выявление места и
причины затруднения.

Работа по вопросам.
Выявление затруднений при выполнении задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепить знаний об имени прилагательном.

Словесные (беседа).

Ф

Обучающиеся закрепят знания об имени прилагательном.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

IV. Построение проекта
выхода из затруднения.

Вопросы с целью постановки темы и цели урока.

С помощью учебника и учителя формулируют тему и цель урока.

Закрепить знаний об имени прилагательном.

Словесный (беседа).

Ф

Учебник.

Словесное оценивание, самоконтроль

Обучающиеся закрепят знания об имени прилагательном.

РУУД: научатся определять и формулировать тему и цель на уроке.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

V. Реализация
построенного проекта.

 Работа с таблицей.

Физкультминутка.

Парная самостоятельная работа по карточкам.

Научить различать полную и краткую форму имен прилагательных по определенным признакам.

Словесные (рассказ, беседа, учебник) метод.

Ф
П

Карточки (таблица).

Самоконтроль, самооценивание, словесное оценивание

Обучающиеся научатся находить признаки, по которы отличается краткая и полная форма имен прилагательных.

ПУУД:
научатся ориентироваться анализировать материал и отбирать нужную информацию.

КУУД: научатся работать в парах.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседник, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.

Работа с учебником.

Работа с учебником.

Научить правильно образовывать краткую форму прилагательных и ставить ударение.

Словесные (беседа)

Ф
С

Учебник.

Взаимопроверка.

Обучающиеся закрепят и углубят знания об краткой форме имени прилагательного.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по карточкам.

Самостоятельная работа по карточкам.

Научить правильно писать краткую форму имен прилагательных.

Словесные (инструктаж, беседа)

Ф
И

Карточки с заданием

Оценивание самостоятельной работы учащихся.

Обучающиеся закрепят и углубят знания об краткой форме имени прилагательного.

ПУУД: научатся анализировать материал и предвосхищать результат. 

Научатся проявлять уважительное отношение к сверстникам

VIII. Включение нового
знания в систему
знаний и повтор-ие.

Работа с учебником.

Работа у доски.

Работа с учебником. Индивидуальная работа у доски (3 человека).

Закрепить знания об имени прилагательном и его формах.

Словесные (беседа, рассказ)

Ф
И

Учебник

Фронтальная проверка, словесное оценивание.

Обучающиеся закрепят и углубят знания об имени прилагательном.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению сверстников

XIX. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.

Подведение итогов. Оценка работы на уроке с помощью оценочных листов.

Оценка своей деятельности на уроке.

Обобщить знания по изученной теме.

Словесные (беседа, рассказ), наглядный.

Ф
И

Цветные карточки

Самооценивание.

Обучающиеся обобщат знания по изученной теме.

РУУД: обучающиеся научатся давать оценку деятельности на уроке.

Продолжать формир-ть полож-ое отношение к изучению русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Сергеевна,  и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. Погладьте голову, чтобы она хорошо работала. Погладьте правую руку, чтобы она хорошо писала, а теперь  улыбнитесь друг другу, желаю вам хорошего настроения. Присаживайтесь!

- Сегодня на уроке я предлагаю работать под таким девизом:

«Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся».
Объясните, как вы его понимаете.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Какие орфограммы встречаются в словах этого девиза?

Теперь записываем число классная работа, списываем девиз урока и подчеркиваем встречающиеся орфограммы.

- Слушайте внимательно! Я буду читать описание одной части речи, о которой сегодня пойдет речь, а вы должны понять, что это за часть речи.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?...  (прилагательное)

- На какие признаки может указывать прилагательное?

Как вы думаете, без прилагательного наша речь была бы такой живой и красочной?

- Обратите внимание на доску. Здесь представлены слова, но все они перепутались, поэтому нам необходимо разделить их на 2 столбика.
Красивый, добр, ласковый, красив, ласков, добрый.

Слова в первом столбике – какая это часть речи? (имя прилагательное)

- «Добр, ласков, красив» - какая же это часть речи? Это тоже имя прилагательное, только в другой форме. И называется она – краткая форма.

- «Не» с глаголами, жи/ши пиши с буквой «и», безударная гласная в корне слова.

-  Оно характеризует предмет с разных сторон: это размеры, форма, цвет, качество и т.д.

3. Выявление места и причины затруднения

- Какой вопрос можно задать к этим именам прилагательным?

Отвечают на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Так давайте сформулируем тему нашего урока.

Сможете ли вы определить морфологические признаки этих имен прилагательных?
Тогда какие задачи поставим перед собой?

Формулируют тему урока и ставят задачи.

5. Реализация построенного проекта

- И начнем мы с определения  признаков краткой формы имен прилагательных.

Посмотрите у вас на партах лежат таблицы. В них заполнена первая часть –  признаки полной формы имени прилагательного. Нам с вами необходимо заполнить вторую часть –  признаки краткой формы имени прилагательного.

Чтобы узнать на какие вопросы отвечает краткая форма имени прилагательного, обратимся к учебнику на стр. 17. Здесь они  представлены в рамочке. Давайте прочитаем.

- Как изменяется? Краткие прилагательные не склоняются, то есть не изменяются по падежам, с существительными они согласуются только в роде и числе.

Теперь немного отдохнем:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

дядя высо́к,

яблоня высока́,

дерево высоко́,

горы высоки́.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Теперь выполним задание №10. Прочитаем, что здесь необходимо сделать.

Открой Обратный словарь на -Й, на -гий. Выпиши прилагательные. Рядом запиши краткие формы ед.ч., м.р., ж.р., с.р., и мн.ч. каждого из них. Поставь в них знак ударения. Слова с подвижным ударением подчеркни одной чертой.

Выполняем самостоятельно, потом проверим, что у вас получилось.

стрóгий – строг, строгá, стрóго, строги́;
упрýгий – упруг, упрýга, упрýго, упрýги.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу.

Образуйте от полных форм имен прилагательных краткую форму                                ж. р., м. р. и ср. р.

Полн.ф.

Кр.ф. ж. р.

Кр.ф. м. р.

Кр.ф. ср. р.

Хитрый

Злой

Вкусный

- Оцените свою работу сами. Теперь сверьте свои ответы с образцом и рядом поставьте еще одну отметку.

Полн.ф.

Кр.ф. м. р.

Кр.ф. ж. р.

Кр.ф. ср. р.

Хитрый

хитер

хитра

хитро

Злой

зол

зла

зло

Вкусный

вкусен

вкусна

вкусно

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Задание №11
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выпиши в столбик выделенные краткие прилагательные в той форме, в какой они стоят в тексте. Рядом напиши форму ед.ч. ж.р., с.р. и форму мн.ч.
Сделай вывод: подвижное или неподвижное ударение в этих словах?

ЛЕСНОЙ РОДНИК

Л…сной родник к з…мле приник,
Он не 
ш...рок, он не велик,
Но 
чист, как ра(н/нн)…й птахи песня.

(В. Степанов)

- Теперь немного поработаем устно. Я буду называть краткую форму имени прилагательного, а вам необходимо образовать полную форму. В этом вам помогут метки, развешенные по классу.

Горяч, румяна, стройна, богаты.

- Теперь поработаем у доски. Для этого мне нужно 3 человека.
Я буду называть прилагательное,
первому человеку и первому ряду необходимо образовать от него краткую               форму м. р.,
второму – краткую форму ж. р.,

третьему – краткую форму мн. ч.

Умный, красивый, резкий, румяный, маленький.

Лесной родник к земле приник,
Он не 
широк, он не велик,
Но 
чист, как ранней птахи песня.

Ширóк, широкá, ширóко, широки́;
чист, чистá, чи́сто, чисты́.


- Горячий, румяная, стройная, богатые.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ну что ж, наш урок подходит к концу!

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задачи мы ставили вначале урока? Выполнили ли мы их?

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью оценочных листов.

- Ребята, все встали. Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке с помощью оценочных листов..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию....

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного», Школа России, 3 класс

Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.               Планир...