Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Занимательный русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР
МАОУ «Средняя школа №8»
___________________
«_____» _________2019- 2020 г.
Рабочая программа
«Занимательный русский язык»
Составила:
учитель начальных классов
Комолова Елена Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательный русский язык»
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Занимательный русский язык». Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи программы:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности изучается 1 ч. в неделю ( 34 часа в год)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Занимательный русский язык»
4 класс
1 час в неделю, 34 за год
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного за 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование «Занимательный русский язык»
(4 класс)
1 час в неделю, 34 за год.
Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | Корректировка | ||
1 | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. | ||||
2 | Фразеологизмы. | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. | ||||
3 | Фразеологизмы | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | ||||
4 | Диалектизмы. | Значение диалектизмов в литературном языке. | Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке. | ||||
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. | ||||
6 | Метафора. | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | Роль метафоры в художествен- ном тексте. | ||||
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Умение уместного употребления пословиц в речи. | ||||
8 | Сочинение по пословице. | Составлять текст по заданной пословице. | Умение раскрывать смысл пословицы. | ||||
9 | Анализ сочинений по пословицам. | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. | ||||
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Умение составлять текст в художественном стиле. | ||||
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | Подбор образных средств для написания сочинения. | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. | ||||
12 | Рифма. | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Умение определять стихи, определенный ритм. | ||||
13 | Диалог и монолог. | Определение в тексте диалогов, монологов. | Диалог и монолог как форма речи. | ||||
14 | Драматические импровизации. | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | ||||
15 | Драматические импровизации. | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | ||||
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | Знакомство с элементами композиции текста. | Уметь определять все части текста. | ||||
17 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Уметь определять элементы композиции текста. | ||||
18 | Творческая работа. | Письмо сочинения на определенную тему. | Писать сочинение на определенную тему. | ||||
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | Письмо сочинения в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | ||||
20 | Творческая работа. | Письмо сочинения «наоборот». | Сочинение сказки по опоре. | ||||
21 | Публицистический стиль. | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. | ||||
22 | Газетно – публицистический стиль. | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. | ||||
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Формирование умения выпускать стенную газету. | ||||
24 | Официально – деловой стиль. | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Формировать умение написания деловых документов. | ||||
25 | Тезисы. Конспект. | Составления конспекта. | Формировать умение написания конспектов статей. | ||||
26 | Аннотация. | Написание аннотации к любимой книге. | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. | ||||
27 | Я пишу письмо. | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Формирование умения оформления адреса на письме. | ||||
28 | Личный дневник. | Важность ведения личного дневника. | Умение вести записи в личном дневнике. | ||||
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. | ||||
30 | Сочини сценарий для мультфильма. | Придумать тему, каждому герою роль. | Формирование навыка составления мультфильма. | ||||
31 | Конкурс на лучшее название конфет. | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | Оформление своих исследований в виде презентации. | ||||
32 33 34 | Обобщение. Проверочная работа. Творческий отчет. | Лингвистический турнир. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации | ||||
Итого: | 34 часа |
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 2011г;
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,2012г.;
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 2000г.;
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,2012г.;
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 2012.г.;
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,2015г.;
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,2000г.;
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Просвещение2000г.;
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. М: - Просвещение,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"
Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы....
Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....