Презентация. Нарушение письменной речи у младших школьников.
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Харченко  Татьяна Александровна

Нарушение письменной речи у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение письменной речи у младших школьников. Учитель начальных классов Харченко Татьяна Александровна

Слайд 2

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева)

Слайд 3

Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается у детей, имеющих или имевших нарушения звукопроизношения. Вследствие этого в письме детей встречаются ошибки в виде смешений и пропусков букв. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания связывается с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса различения и выбора фонем. В письме детей это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза неполноценны операции: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме эта дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов). Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически сходных букв, искажений в написании букв, зеркальном написании.

Слайд 4

1. Списывание слов и предложений с рукописного образца 2. Списывание слов и предложений с печатного образца 3. Письмо под диктовку (строчные буквы, слоги, предложения, слуховой диктант) 4. Самостоятельное письмо

Слайд 5

1. Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены, смешения, перестановки, вставки) Ошибки на уровне слова. (слитное, раздельное написание, аграмматизмы) 2. Ошибки на уровне предложения (словосочетания). Нарушение согласования слов в предложении в роде, числе, падеже («наступило ночь»). Пропуск слов в предложении . Нарушение порядка слов. Многочисленны случаи нарушения управления слов («по дорожках сада»). 3. Ошибки на уровне текста. Пропуск смысловых частей. Необоснованное расширение границ, смысловых частей текста. Нарушение логической последовательности внутри какой-нибудь смысловой части.

Слайд 6

I этап — восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи II этап — восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой III этап — восполнение пробелов в формировании связной речи

Слайд 7

Устранение дефектов звукопроизношения Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов Пополнение и обогащение словарного запаса Развитие и совершенствование грамматического строя речи Развитие связной речи. Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений

Слайд 8

1 . Уточнение произношения звуков (артикуляционная гимнастика, игры на подражание, чистоговорки, скороговорки, игры) 2. Развитие мелкой моторики рук (песочная терапия, пальчиковые игры)

Слайд 9

дифференциация сходных по звучанию звуков (шипящих и свистящих , глухих и звонких, твердых и мягких) преобразование слов слоговой анализ работа над интонационной выразительностью

Слайд 10

1. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово а) ав томобиль, тор моз – ав-тор б) ко лос, ро та, ва за – ко-ро-ва в) ко ра, ло то, бок сер – ко-ло-бок 2. Возьмите только вторые слоги а) зме я , ра ма – я-ма б) пу го вица, мо ло ток, ла ва – го-ло-ва в) у кор , бу зи на, ти на – кор-зи-на

Слайд 11

Преобразование слов путем наращения звуков и букв, перестановки звуков а) в начале слова: рот – к рот, мех – с мех, Оля – К оля, дочка – у дочка б) в конце слова: шар – шар ф , бок – бок с , стол – стол б , лис – лис т , лиф – лиф т ; в) перестановка звуков: пила – липа палка – лапка карп – парк гора – рога Игра «Заколдованные слова» Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.

Слайд 12

Введение новых слов Работа над однокоренными словами Знакомство с синонимами и антонимами Работа с омонимами и фразеологизмами Развитие смысловых догадок на материале пословиц, поговорок

Слайд 13

Игра «Третий лишний Смелый, храбрый, смелость Печурка, печать, печка Диван, диванный, удивлённый Лев, левый, налево « Вставь слова» Скоро сказка сказывается, да не скоро дело -…… . Не впервой волку зиму……… . Всё живое хочет ………. . Хвати тебе, молодцу, горе …….. . «Поставьте ударение» Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе. Придумайте слова, в состав которых входит какое-нибудь число: 1 – единица, единство, одинокий, однажды; 2 – вторник, двойник, двойка, двойняшка, двушка, двустволка. 3 - … 4 - …

Слайд 14

«Найди пару» В час по чайной ложке. Мало Рукой подать. Медленно Повесить нос. Много Раз, два и обчелся. Близко Куры не клюют. Худой Кожа да кости. Грустить Найдите глаголы, употреблённые в переносном значении. Солнышко запело на свободной воле, Поле засопело – пробудилось поле. Ветерок очнулся, заморгал спросонок, Тополь отряхнул ся шумно, как телёнок. Море почему – то всё ещё зевает . Вот какое утро раннее бывает

Слайд 15

1. Формирование у детей функций словообразования и словоизменения 2. Установление связи в предложении при помощи вопросов

Слайд 16

Исправь предложения. а) Дед в печи, дрова на печи. б) На столе сапожки, под столом лепешки. в) Овечки в печке, караси у речки. г) Под столом портрет, над столом табурет. Исправь логические ошибки и запиши предложение верно. Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Весной луга затопили речку. После лета пришла долгожданная весна. Распространи предложение, постепенно наращивая количество слов. Оля читает. Оля читает книгу. Оля читает интересную книгу. Оля читает интересную книгу бабушке.

Слайд 17

Игра «Путаница» Составьте два предложения: «Стоят, вазе, в, цветы, орехи, в, белка, дупло, прячет». Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Черные … затянули солнце. Умолкли … Вот-вот начнется … . Игра «Закончи предложение» Пуфик залез на дерево, которое …….. Пуфик залез на дерево, потому что …… Пуфик залез на дерево, где …………. Пуфик залез на дерево, когда ……….

Слайд 18

Обучение полным развернутым ответов на вопросы Построение сложносочиненных и сложноподчиненные предложений Работа над умением связно изложить смысл услышанного или прочитанного Составление плана и формирование умения правильно оформить текст на письме.

Слайд 19

Составь подписи к картинкам. Записи по наблюдениям. Изложение повествовательного характера. Изложение описательного характера. Сочинение.

Слайд 20

«Придумай сказку, зная начало (конец)» «Закончи рассказ» «Собери текст» «Составь вопросы» «Напиши рассказ по опорным словам»

Слайд 21

1. Понимание пространственных предлогов; 2. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; 3. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; 4. Анализ нелепых картинок; 5. Конструирование фигур из спичек, палочек; 6. Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные»)

Слайд 22

У некоторых учащихся полностью исчезли отдельные виды дисграфии У всех учащихся повысилось качество обучения по русскому языку и литературе (мониторинг качества общей успеваемости по русскому языку и литературе) Повысилась речевая активность детей. Устные ответы детей стали более полными, развернутыми, точными, правильными. Усилилось регулирующая и направляющая роль речи Улучшилась общая и мелкая моторика у детей. Можно отметить, что у детей появились навыки планирования учебной деятельности и самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Презентация "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников"

Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников....

Презентация. Нарушение письменной речи у младших школьников.

Нарушение письменной речи у младших школьников....