Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта по русскому языку по теме: " как делаются слова. Снова суффиксы, называющие предметы -ник, -ниц-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx | 319.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: изучение нового материала
УМК: «Перспективная начальная школа»
Авторы учебника: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс
Тема: Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы -ник –ниц-.
Цели: - формирование механизма образования слов;
- учить образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов –ниц.
Задачи:- продолжить работу над формированием умения выделять корень и окончание;
- обратить внимание на местоположения суффикса и понять его значение;
- развитие умения образовывать новые слова из основы другого слова;
- учить работать с Обратным словарем;
- развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов.
Личностные УУД: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.
Познавательные УУД: использование знаково-символической записи при разборе слов и образовании новых слов; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при поиске способа образования слов;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при поиске способа образования слов;
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану;
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при проверке представленных способов образования слов..
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, в парах, фронтальная.
Оборудование: учебник русского языка по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс; рабочие тетради; презентация урока; сигнальные кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный) для рефлексии.
Этапы урока | Форма организации урока | Учитель | Обучающиеся | Формирование УУД |
I Организационный момент. | Фронтальная беседа | Прослушайте внимательно: Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок Начинаем наш урок. - Назовите мне родственные слова из стихотворения. - Как правильно мне их записать? - Какой корень в этих слова? Почему? - Что стоит после корня в слове снежок? - Какие суффиксы вы еще знаете? | Снег-снежок снег-снеж, чередование согласных в корне суффикс -ок- - ок ек ик ёк к их иц, | Личностные УУД: -проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время беседы; -проявление устойчивого познавательного интереса к словообразованию Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
Минутка чистописания: II Актуализация знаний. | - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. На доске: ок ек ик ёк к их иц - Суффиксами каких слов являются данные суффиксы? -На какие 2 группы вы можете разделить данные суффиксы? - Запишите суффиксы, разделив их на данные группы, чередуя их. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Эта тема для вас новая? - А что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, какие задачи мы с вами будем решать? - Итак, мы ставим перед собой следующие задачи: продолжить изучение суффиксов слов-предметов, научиться образовывать новые слова с помощью данных суффиксов, научиться находить суффиксы, выделять их, повторить состав слова. | - Суффиксами слов, обозначающих предмет Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и суффиксы, указывающие на принадлежность к ж.р. Дети записывают в тетрадь - Мы будем говорить о суффиксах - Нет. - Узнаем новые суффиксы. - Будем учиться образовывать новые слова и т.д. | Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные УУД: постановка задач урока самими учащимися Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. | |
Теоретическая минутка | Индивидуальная работа у доски одного ученика Фронтальная беседа с классом, работа в парах. | На доске записаны слова: Ежиха, голубка, речка, львица, дубок (один ученик их самостоятельно разбирает по составу) (Задание для 1 ряда) Расскажите друг другу, что такое окончание слова, основа слова. Спрашиваю одного ученика. (дети сигнальными карточками реагируют на ответы товарища (красный – неправильно, зеленый – правильно), а потом проверяем вместе, глядя на экран) (Слайд ) (Задание для 2 ряда)- что мы знаем о суффиксе, о корне слова - Проверка с экраном. Фронтально проверяем разбор слов. записанных на доске Если есть ошибки, то исправляем. | Регулятивные УУД: целеполагание.. Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; | |
III Повторение пройденного IV Проблемное объяснение нового материала | Фронтальная | - Я добавляю слово дубок в группу других слов и прошу вас составить предложение. (Слайд) - Составьте из них предложение и запишите. - Найдите основу предложения. - Есть ли здесь неглавный предмет? - Поставьте его в начальную форму. - От какого слова произошло это слово? - Объясните, как образовалось слово дубок? - Если мы будем работать дружно и увлеченно, то найдем ответ на главный вопрос: - Для чего нужны суффиксы? -Давайте обратимся к учебнику. Работа по учебнику с.47 Упр.50. -Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? - Кто не может ответить на этот вопросы? - Кто может объяснить? - Какой общий суффикс у всех этих слов? - Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе, запишите их столбиком. Выделите в них суффикс. - Кто не смог написать все слова? - Кто запишет на доске? - Что означает суффикс –ник? | Снежная шапка укрыла дубок. дуб дубок дуб Дуб / + ок + = дубок Открыть обратный словарь на –к, найти слова на –ник. Ответить на вопросы: они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные). Они мужского или женского рода? (Мужского). -ник-. Первоклассник, второклассник, троечник, отличник, школьник. Суффикс –ник- показывает, что слово – мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола | Познавательные УУД: структурировать знания при выполнении образования слов Регулятивные УУД: - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при поиске способа образования новых слов.. Познавательные УУД: работа с несколькими источниками информации: учебником и словарем (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
VФизкультминутка и первичное закрепление материала VIСамостоятельная работа VII Физминутка для глаз VIII Включение в систему знаний и повторение. IX Подведение итогов X Рефлексия XI Домашнее задание | Работа в парах Самостоятельная работа | -А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие? - Запишите их рядом - С помощью какого суффикса образовались новые слова? Выделите его. (Проверка по слайду) - Что же этот суффикс показывает? - Найдите сложные слова. - Почему они так называются? Подчеркните соединительные гласные и выделите корни. (Проверка по слайду) Я называю слова с –ник- и с –ниц- (сели-встали-мальчики-девочки): если я называю слово с –ник-, садятся мальчики, если с –ниц-, садятся девочки: художница, охотник, колхозница, дачник, дворник, озорница, волшебник, отличница, отличник. Молодцы! - На ваших партах лежат карточки. Прочитайте задание. - Вы будете работать в парах. Рядом пишите новые слова и выделяйте суффикс. - Прочитайте слова, которые у вас получились. - Что общего в этих словах и чем они отличаются? - Что же обозначают слова, образованные при помощи суффиксов - ник и - ниц? Составьте и запишите предложение с одним из новых слов. Игра «Угадай слово» - Ребята, на лепестках этого цветка написаны предложения. Вы должны отгадать зашифрованные слова, и с помощью изученных ранее вами суффиксов образовать новые родственные слова-предметы.
- Найдите и подчеркните орфограммы в данных словах. - Устно подберите к данным словам слова - признаки. Разберите эти слова по составу, можете использовать памятку. Проверка по слайду. - Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке? - Что нового узнали? - Что вам понравилось на уроке? - Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока и узнаем, с какими из них мы справились? А теперь оцените свои достижения. Заполните Лесенку успехов. Обозначьте смайликом ту ступеньку, на которую вы поднялись, работая на уроке. - Было ли тебе интересно? -Сумел ли ты закрепить свои знания? -Сумел ли ты показать свои знания? - Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Придумать и записать 5 слов с суффиксами -ник-, -ниц-. Или упр 52, стр 48. | Первоклассница, второклассница, троечница, отличница, школьница. - С помощью суффикса –ниц- Принадлежность к ж.р. Первоклассник, второклассник Состоят из двух основ и соединяются гласными буквами –о и –е. - Образуйте новые слова при помощи суффиксов –ник и –ниц. 1 карточка: хлеб-хлебница ель-ельник мыло – мыльница суп – супница память –памятник Общее: все слова отвечают на вопрос что? Отличие: м. р. и ж.р. 2 карточка: лес- лесник двор – дворник учитель - учительница гриб - грибник писатель – писательница Общее: отвечают на вопрос кто? Отличие: слова м.р. и ж.р - Предметы женского и мужского рода, Профессии людей или род их занятий. медведь- медведица шуба- шубка лось- лосиха луч- лучик звон- звонок Медведица, шубка, лосиха, лучик, звонок. Серая шубка, солнечный лучик, веселый звонок, бурая медведица, больная лосиха и др. Помни: при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка впереди. | Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, класса). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта по русскому языку "Школа 2100", тема "Определение глагола как часть речи".
Урок "Определение глагола как часть речи" 3 класс....
Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение определять типы тексто...
Технологическая карта по русскому языку: "Повторение по теме: «Текст» " 2 класс УМК Школа России
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Текст», полученные на предыдущих уроках, умения различать виды текстов.Задачи урока Дидактические:...