Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpada_po_russkomu_yazyku_4klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Олимпиада школьников по русскому языку

4 класс

Максимально возможный балл – 26

Время на выполнение заданий – 60 мин.

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

КЛЮЧИ

Максимально возможный балл – 26

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого — 2 балла.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.

Итого — 3 балла.

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Ответ:

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.

Итого — 4,5 балла.

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Ответ:

Рукой подать — рядом, близко.

Работать не покладая рук — работать усердно.

Легкая рука — о том, кто приносит удачу.

Правая рука — надежный помощник.

Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.

Итого — 5 баллов.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.

Итого — 4,4 балла.

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Ответ:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого — 3 балла.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого — 2 балла.

8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого — 2,1 балла.Общая сумма баллов — 26 баллов.

Олимпиада по русскому языку . 4 класс.

1) Подчеркни слово, в котором все согласные твердые:

тема, скотч, сложит, лось, мед.

2)    Прочти слова: жить, цифра, шип, сторожит, песчинка, щипчики. В скольких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове «сыр»? Обведи ту букву, где правильный ответ.

А – 0; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 4; Е – 5; Ж – 6.

3) В каком местоимении два звука, но одна буква?

4) Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных? Подчеркни его.

Буран, ураган, вьюга, метель, пурга.

5) В каждом из этих слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

А) палисадник;      г) поселок;

Б) камыш;             д) укротитель.

В) заслонка;

6) Какими частями речи могут быть эти слова? Составь с ними

словосочетания.

Простой, пила, покрывало, стекло.

7) Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки.

8) От данных слов образуйте при помощи суффиксов или приставок новые слова, содержащие удвоенные согласные.

Путешествие - ________________

Длина - ______________________

Окно - _______________________

След - _______________________

Срок -_______________________

Сторона - ____________________

Звук - _______________________

Сказать - ____________________

9) Запиши слова по данным транскрипциям. Укажи, какими частями речи могут являться эти слова.

[л, эс, т,]___________________

[с й, э с т]__________________

[п, а т,]____________________

10) Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедини их линией.

Сидеть сложа руки.                     Воды в рот набрать.

Держать ухо востро.                   В руки взять.

От рук отбиться.                        Ворон считать.

Во всю ивановскую (кричать).    Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                Не покладая рук.

11) Разбей имена существительные с суффиксом –ец на группы по значениям:

А) уменьшительно-ласкательное

Б) название лица по действию

В) название лица по признаку

Г) название лица по месту жительства или народности

1) Хлебец

2) Хитрец

3) Кавказец

4) Гонец

5) Любимец

6) Испанец

7) Столбец

8) Борец

9) Красавец

10) Канадец

12) Запиши восемь сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

Мир                    Строить

Единый                Хранить

Любить               Жить

Общий                Знать

Взаимный            Убирать

Машина             Любить

Вода                  Помощь

Хлопок              Душа

13) Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

14) Шарады.

А) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

15) В каком падеже в слове «сердце» произносится [д,]

Ответы к олимпиаде по русскому языку. 4 класс.

1. Сложит

1 балл

2. Д - 4

1 балл

3. Я

1 балл

4. Ураган.

1 балл.

5. А – лиса, В – слон, Г – осел, Д – крот, Б - мыш

2 балла

6. Простой (прил.) карандаш. Простой (сущ.) в работе. Тупая пила (сущ.). Пила (глагол) воду. Теплое покрывало (сущ.). Покрывало (глагол) землю. Чисто стекло (сущ.). Стекло (глагол) в ручей.

4 балла

7. Пора΄, по΄ра; па΄хнуть, пахну΄ть; тру΄сить, трус΄ить; вы΄читать, вычита΄ть; стре΄лки, стрелки΄.

3 балла

8. Путешественник, длинный, оконный, расследовать, бессрочный, посторонний, беззвучный, рассказ.

3 балла

9. Лесть – сущ.; лезть – глагол; съезд – сущ., съест – глагол; пять – числительное, пядь – сущ.

3 балла

10. Сидеть сложа руки. – Не покладая рук.

От рук отбиться. – Не покладая рук.

Во всю ивановскую (кричать). – Воды в рот набрать.

На чужой шее сидеть. – Своим горбом жить.

Держать ухо востро. – Ворон считать.

 

5 баллов

11. а) 1, 5, 7; б) 4, 8; в) 2, 9; г) 3, 6, 10.

5 баллов

12. Миролюбие, единодушие, любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

5 баллов

13. следит загадки прелестный

Утащили редька известный

Затрещали овражки чувство

Заплясались беседка

Звонок

5 баллов

14. а) склонение, б) прилагательное

2 балла

15. Род. падеж, мн.ч. - сердец

2 балла

Итого: 46 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...