Единственное и множественное число имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Единственное и множественное число имён существительных. Урок русского языка во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Единственное и множественное число имён существительных. | 525.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственное и множественное число имён существительных
Урок русского языка во 2 классе
Румянцева
Мария
Михайловна
учитель начальных классов,
участник школьного конкурса педагогического мастерства «Зажги свою звезду»,
номинация «Надежда года» (2016г.).
Тип урока: знакомство с новой темой.
Цель:- научить изменять имена существительные по числам.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии;
- учить изменять имена существительные по числам;
2. Воспитательная:
-воспитывать доброе отношение друг к другу, толерантность
3. Развивающая:
- развивать речь;
- интерес к предмету.
-способствовать развитию внимания.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, задавать вопросы;
- познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки существительного.
- регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно, и то, что ещё подлежит усвоению.
Оборудование и технические средства обучения: мультимедиа проектор, ПК.
Наглядные пособия и рабочие материалы: раздаточный материал (карточки), сигналки (у каждого), «шкала знаков», задание к уроку в электронном виде, презентация к уроку, тетради, учебники.
Ключевые слова: число имён существительных, единственное число, множественное число.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание условий для мотивации к деятельности.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А поможет его нам создать самое простое средство – улыбка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. От ваших улыбок даже светлее и теплее стало в классе!
СЛАЙД
- Покажите, какое настроение у вас сейчас.
(Если у вас прекрасное настроение, то покажите зелёную сигналку, если среднее – желтую, если плохое, то красную.)
-( тренинг «Соприкосновение и пожелание успеха»)
2. Актуализация знаний
а) Минутка чистописания.
Теперь запишите в тетрадях число и «классная работа».
б) Работа с таблицей (на доске).
к | а | о | р | в | и |
х | в | р | п | н | ш |
м | б | п | з | т | х |
-Зачеркните гласные буквы.
-Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки .
-Зачеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки
-Какие буквы у вас остались?
-Запишите буквосочетания: крв, врн, птх
Слайд:
КРВ ВРН ПТХ |
-Какое задание можете предложить? (Добавить гласные буквы, чтобы получились слова)
Корова, ворона, петух
-Что общего в этой группе слов? (Что можете сказать об этих словах?) (Это имена существительные)
-Что мы называем именем существительным? (Составление таблицы) (Имя существительное обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? и что?)
…часть речи |
которая обозначает … |
и отвечает на вопросы … |
-Что вы узнали о нём на прошлых уроках? О:(одуш. и неодуш, собственные и нарицательные)
- Назовите общие признаки этих слов. (Одушевлённые, нарицательные)
По ходу ответов заполняется таблица, последняя графа которой остаётся пустой.
б) Определение темы урока.
- На предыдущих уроках мы с вами вели разговор об имени существительном и многое о нем узнали. А теперь попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
(Мы продолжим изучение темы «Имя существительное» и узнаем о нем что - то новое.)
- Как это определили?
(Последняя графа таблицы осталась незаполненной)
- Вы правильно рассуждаете, ребята, поэтому мы должны узнать что – то новое об имени существительном. И эти знания вы попробуете открыть для себя сами в ходе наблюдения за этой частью речи, а я вам немного помогу в этом.
3. Постановка учебной проблемы.
- Внимание на экран.
СЛАЙД:
Лес, сугроб, дерево, шапка. |
- Что можете сказать об этих словах?
-Что общего между этими словами? (Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.)
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения
Слайд:
Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … . |
4. Поиск решения, открытие нового знания.
- Все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
( Мы не можем использовать существительные «сугроб», «дерево», «шапка» в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.)
- Как нужно поступить?
( Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.)
СЛАЙД:
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки. |
- Что мы сделали со словом? (Изменили).
- Значение слова изменилось? (Нет)
- Какое новое знание об имени существительном мы обнаружили?
( Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.)
СЛАЙД:
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе |
.
Работа по учебнику
С.61 Обратимся к нашей сове-«помощнице» для подтверждения правильности наших ответов. (Самостоятельное чтение)
-Правильно? (О единственном и множественном числе имен существительных)
-Теперь мы сможем закончить таблицу? (Да)
- Верно. Назовите тему нашего урока. (Единственное и множественное число имен существительных)
-Продолжаем. Внимание на экран.
СЛАЙД:
Сугроб- сугробы, дерево – деревья, шапка- шапки. |
- В каком числе стоят слова первого столбика? Второго?
(Слова первого столбика в единственном числе , второго- во множественном.)
-Что изменилось?
(Изменилось число существительных.) Изменилось окончание
- Обратимся к «помощнику» с.62. (Самостоятельное чтение)
СЛАЙД:
Имена существительные изменяются по числам |
Сделать общий вывод.
-Давайте поставим цель к нашему уроку. Чему будем учиться?
(Научимся определять единственное и множественное число и изменять по числам имя существительное)
- Как же мы сможем определить число имени существительного? ( Если один, то единственное число. Если много, то множественное число).
5. Первичное закрепление.
а) Словарная работа. Игра «Согласен – не согласен» Слайд критерии – «согласен», «не согласен», «сомневаюсь».
На доске слова.
(Дети выходят по 1 к доске, ставят ударение и подчеркивают орфограмму. А ребята оценивают сигналками)
карандаш
пенал
береза
картина
лопата
коза
- Нет ли среди этих слов «лишних»? (Коза)
- Почему вы так считаете?
(Это слово с безударной гласной, проверяемой ударением, а остальные слова – с непроверяемым написанием)
- Что общего во всех этих словах?
(Обозначают один предмет, т. е стоят в единственном числе).
-Какое задание можете предложить?
- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик, поставьте ударение и подчеркните орфограмму в словах
(1ученик работает у доски, остальные в тетради, затем сверяют с доской, оценивают при помощи «сигналок», "волшебной линеечкой».) – самооценка
Слайд: Оценивание успехов
- Чему учились мы, выполняя это задание? ( Изменять имена существительные по числам).
Физминутка-разминка
- воробей-воробьи, дерево-деревья, крыло-крылья, мяч- мячи, пингвин –пингвины,
б) Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Упр. 109(с. 63)
-Сможете ли выполнить задание?
- Трудно ли оно для вас? В чём именно заключается трудность?
- С чего начнёте? Составим алгоритм (план)
- Как будем проверять? (по слайду: оценивание успехов)
- Что нам может помочь? (Образец, правила, учитель, товарищ).
В ходе выполнения упражнения задаются вопросы
- Смогу ли я выполнить его?(«сигналки»)
Взаимопроверка (Дети обмениваются тетрадями и сверяют по учебнику. Проверяющий пишет на полях тетради свое имя и оценивает работу по шкале «+», «-«) «волшебные линеечки»-«сигналки» (ошибки)
-Трудным ли было задание?
- В чём его трудность?
-Успешно ли вы с ними справились?
-Трудно ли было проверять соседа?
- Оказалось ли полезным для вас выполнение этого задания? Чем?
6. Включение нового знания в систему знаний и повторения. Закрепление изученного
Работа в парах – раздаются карточки.
- Как работают в паре?
Слайд:
косы уточки |
- В словах «спрятаны» ещё слова. Найдите их и запишите
-Сможете ли выполнить задание?
- Трудно ли оно для вас? В чём именно заключается трудность?
- Что нам может помочь? Правила, учитель, товарищ.
Проверка Слайд.
Осы точки Стол дочки Лев зуб Лица щель |
- Как вы думаете, что мы здесь сделаем? (Какое задание можно предложить?)
- (В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе).
Самопроверка. Слайд.
1 вар. 2 вар. |
В ходе выполнения упражнения задаются вопросы
Проверка по эталону (документ камера) «волшебные линеечки»-«сигналки» (ошибки)
-Трудным ли было задание?
- В чём его трудность?
-Успешно ли вы с ними справились?
- Оказалось ли полезным для вас выполнение этого задания? Чем?
7. Рефлексия учебной деятельности
Учитель читает имена существительные, учащиеся определяют их число. Если существительное в форме единственного числа, то дети поднимают вверх руки, если существительное во множественном числе – хлопают в ладоши 3 раза.
Дождь, малыши, чайник, груши, лиса, торты, столяр, директора, шофёр, шофёры, арбузы, договора.
8. Подведение итогов урока. Слайд
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- В форме какого числа могут употребляться имена существительные?
- Чем они различаются?
- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на этом уроке русского языка? Как? Где?
- Какое задание (или момент урока ) было для вас самым интересным?
- Какое задание было трудным?
- Оцените свою работу на уроке (с помощью «сигналок»)
- Изобразите свое настроение в конце урока (см. начало урока).
- Что помогло вам быть успешными на этом уроке? (внимательность, старательность, воспитанность, сдержанность, аккуратность, дружба, взаимопомощь и т.д.)
Д/З. Карточки с заданиями разной степени сложности (уровневая дифференциация)
Уровень 1 Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено - поленья Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … . |
Уровень 2 Образуйте из данных слов слова во множественном числе . Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … . |
Уровень 3 Образуйте из данных слов слова во множественном числе . Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … . Допишите два своих слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"
Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"
данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...
Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс. "Школа России"
Открытый урок во 2 классе с презентацией....
Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.
Открытый урок по русскому языку для 2 класса по УМК "Школа России" . Урок изучения нового материала и пер...
Единственное и множественное число имён существительных.
Русский язык, "Школа России", 2 класс, презентация "Единственное и множественное число имён существительных"....
Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...