Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_russkomu_yazyku.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
К основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2017 № 620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 1 класса
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов:
Денгизовой Аминат Мурзаевны
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.Г. Рамзаевой (УМК «РИТМ» М., Дрофа – 2011г..Рекомендовано Министерством образования и науки РФ), основной общеобразовательной программы МБОУ «НШ №24».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
2. Цели программы
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Данный курс придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе автора Т. Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 165 часов в год.
В 1 классе (после изучения курса обучения грамоте) из расчета 5 часов в неделю, всего - 50 часов.
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Русский язык» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- первоначальные представления о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
- умение ориентпроваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Содержание учебного предмета
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Учебный курс русского языка в 1 классе состоит из 8 разделов.
Важными в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».
«Звуки и буквы» Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период обучения грамоте. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции.
Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подготовка к изучению частей речи начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится и понятие предлог, а также понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).
В 1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении.
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
- Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающегося, оборудование | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
1 | Слово – единица речи | Знакомство с учебным предметом, учебником и тетрадью. Проверка умения учащихся по пересчету предметов. Назывная функция слова (слово что-то или кого-то называет, является названием действий или признаков предметов). Уметь списывать слова, диктуя себе по слогам, проверять свою запись по книге. | ||
2 | Связь слов в предложении | Первоначальное ознакомление со связью слов по смыслу как подготовка к пониманию функций словосочетаний и предложений в общении людей. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. | ||
3 | Предложение и текст как единицы речи | Первоначальное ознакомление с основной функцией предложения и текста (сообщать, о чем – либо или о ком- либо) Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему. Уметь оформлять предложения на письме: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения. | ||
4 | Основные функции предложений в речи. | Предложения сообщают о ком – либо или, о чем – либо. Разновидности предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Уметь четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова. | ||
5 | Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте. | Наблюдение за связью слов в предложении и связи предложений в тексте. Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему. | ||
6 | Главные члены предложения | Первоначальное ознакомление с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения; формирование умения распознавать главные члены, устанавливать по вопросам связь слов в предложении. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом | ||
7 | Текст как единица речи | Связь по смыслу предложений в тексте как одной из его особенностей Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему | ||
8 | Предложение и текст как единицы речи. Закрепление | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Предложение и текст – единицы речи. Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему | ||
9 | Имена собственные. Заглавная буква в словах | Уточнение представлений об употреблении заглавной буквы в письменной речи. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Уметь находить имена собственные в предложениях, текстах. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы | ||
10 | Заглавная буква в словах- кличках животных | Уточнение представлений об употреблении заглавной буквы в письменной речи. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Уметь находить имена собственные в предложениях, текстах. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы | ||
11 | Предлог | Уметь находить предлоги в предложениях, употреблять подходящий по смыслу предлог при составлении предложений. | ||
12 | Раздельное написание предлогов со словами | |||
13 | Раздельное написание предлогов со словами | Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом, находить главные члены. | ||
14 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. Уметь вычленять звуки из слова, правильно произносить их, различать и сравнивать: буквы и звуки; правильно называть буквы. | ||
15 | Звуки и буквы. Закрепление. | Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки в ударных слогах. Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы; выделять в слове ударный слог. | ||
16 | Различие гласных и согласных звуков и букв. | Гласные и согласные звуки и буквы. Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы | ||
17 | Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами | Гласные и согласные звуки и буквы. Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы | ||
18 | Гласные и согласные звуки. Закрепление. | Гласные и согласные звуки и буквы. Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы | ||
19 | Азбука или алфавит | Азбука и ее роль в общении людей. Использование алфавита на практике. Знать все буквы русского алфавита и правильно называть их. | ||
20 | Азбука или алфавит | Азбука и ее роль в общении людей. Использование алфавита на практике. Знать все буквы русского алфавита и правильно называть их. | ||
21 | Слово и слог. Уточнение представлений о слоге. | Слог как часть слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Уметь делить слова на слоги | ||
22 | Деление слов на слоги. | Деление слов на слоги с опорой на количество в нем гласных звуков. Уметь делить слова на слоги, списывать слова, диктуя себе по слогам. | ||
23 | Слово и слог. Ударение. | Различие в слове ударных слогов с опорой на лексическое значение слова. | ||
24 | Слово и слог. Закрепление. | Различие в слове ударных слогов с опорой на лексическое значение слова. | ||
25 | Перенос слов | Ознакомление с трем правилам переноса слов. Уметь переносить слова по слогам. | ||
26 | Перенос слов. Закрепление. | Ознакомление с трем правилам переноса слов. Уметь переносить слова по слогам. | ||
27 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё,ю,я,и | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами е, е, и, я, ю. Уметь называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне его; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, и, я, ю. | ||
28 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме | Обозначение на письме мягкость согласных звуков, уметь называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне его; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, и, я, ю и ь в конце слов. Списывание текста. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами | ||
29 | Шипящие согласные звуки. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши. | Правописание сочетаний жи-ши Уметь писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами | ||
30 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу. | Правописание сочетаний ча-ща чу-щу Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща чу-щу | ||
31 | Правописание гласных после шипящих. Закрепление. | Правописание сочетаний чк, чн. Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями чк, чн | ||
32 | Сочетания чк, чн Правописание слов с сочетаниями чк, чн | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных, знать парные и непарные согласные звуки и буквы. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные. Списывание текста. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами | ||
33 | Парные звонкие и глухие согласные. | Ознакомление с проверяемыми и проверочными словами, сопоставление произношения и написания слов. Уметь правильно записывать слово с парным согласным звуком на письме, используя проверочное слово. | ||
34 | Обозначение парных согласных звуков на конце слова. | Ознакомление с проверяемыми и проверочными словами, сопоставление произношения и написания слов. Уметь правильно записывать слово с парным согласным звуком на письме, используя проверочное слово. | ||
35 | Обозначение парных (по звонкости и глухости) согласных звуков на письме. | Проверяемые и проверочные слова. Способ проверки парных согласных звуков на конце слова путем изменения формы слова. Уметь записывать слово с парной согласной на конце слова, проверяя его написание путем изменения формы слова. | ||
36 | Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме | Распознавание в словах ударных и безударных гласных звуков. Сравнение в словах ударных и безударных гласных звуков различных формах одного и того же слова. Уметь выделять в слове ударные и безударные гласные звуки. | ||
37 | Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме. Правописание. | Имя существительное (без терминологии), значение и употребление Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета | ||
38 | Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? | Представление о функции в речи слов, обозначающих признаки предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. | ||
39 | Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? | Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||
40 | Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? | Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||
41 | Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? | Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||
42 | Слова – названия признаков предметов. | |||
43 | Слова, которые отвечают на вопросы что делает?, что делают? | Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||
44 | Слова, которые отвечают на вопросы что делает?, что делают? | Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | ||
45 | Закрепление изученного. Составление рассказа по картинке. | |||
46 | Итоговая контрольная работа. | |||
47 | Контрольное списывание. | |||
48 | Работа над ошибками. Закрепление. | |||
49 | Защита проектов «Страна Словария» | |||
50 | Обобщение изученного. | Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Формирование навыка работы над ошибками. Формирование умений работы над проектом. |
7. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Печатные пособия:
1. Русский язык. Рамзаева Т.Г. – учебник для 1 класса. М., «Дрофа», 2016г.
2. Диагностика результатов образования. Русский язык. М. «Дрофа», 2011г.
3. Методическое пособие для учителя. 1 класс. Рамзаева Т.Г. – М. «Дрофа», 2016г.
4. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс Лебедев, Мишуринская – М. «Дрофа», 2016г.
5. Тесты. Русский язык 1 класс 1 класс. Рамзаева Т.Г. – М. «Дрофа», 2016г.
2. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
1. Ресурсы сети интернет:
http://www.proshkolu.ru/
http://pedsovet.org/register/
http://nsportal.ru/
http://login.dnevnik.ru/
http://pochemu4ka.ru/
http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy3.html
2. Компьютерные программы по русскому языку.
3. Тематические презентации.
4. Комплекты плакатов.
5. Компьютер.
6. Интерактивная система.
7. Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....