Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Склонение имён прилагательных женского рода | 200.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.
Цель урока: различать именительный и винительный падежи имен
прилагательных женского рода единственного числа.
Задачи урока:
Образовательные: учить грамотно употреблять окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; учить детей выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах; научить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными
женского рода в именительном и винительном падежах.
Развивающие: развивать умение в определении именительного и
винительного падежа имён прилагательных; совершенствовать орфографическую зоркость; обогащать речь и словарный запас учащихся.
Воспитательные: воспитывать учебную активность и интерес к предмету.
Ход урока
- Организационный момент
Организация рабочего места. Приветствие.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Каждый из вас получает оценочный лист, где вы должны указать, что на уроке у вас получилось, а что вызвало затруднение.
- А в конце урока с помощью карточек и оценочных листов мы узнаем, как вы старались и как справлялись с заданиями.
Мои учебные достижения | Степень трудности | |||
Легко справляюсь | Возникают трудности, но я справляюсь | Мне нужно ещё поработать | ||
Чистописание | ||||
Домашнее задание | ||||
Письмо по памяти | ||||
Словарная работа | ||||
Орфографическая минутка | ||||
Кроссворд (имя прилагательное) | ||||
Составление предложений с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах | ||||
Написание окончаний имен прилагательных женского рода, определение падежей | ||||
Тест |
- Эмоциональный настрой на рабочий лад
Дорогие гости, коллеги, дети! Представьте, что мы с вами, все вместе, дружной компанией отправились в зимний лес. И попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием мы катаемся на лыжах, правда упали раз десять…. С ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые мы пришли сегодня на урок…
Вот с таким отличным настроением давайте продолжим нашу работу.
- Минутка чистописания
ая яя
ое ее
ой ый ий
В какой части речи встречаются подобные окончания? А как определить род по данным окончаниям? Назовите окончания прилагательных множественного числа. (ые, ие)
- Проверка домашнего задания.
1. Выполнение упражнения в тетрадях.
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
- Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
- Какие окончания у имен прилагательных женского рода?
- Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
- Часть речи, обозначающая признак предмета.
Слайд (прилагательное)
- Что такое имя прилагательное?
(Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос
какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).
- Письмо по памяти.
- Для письма по памяти я сегодня взяла отрывок из произведения великого русского поэта. Могу дать вам подсказку - отрывок подходит вот к этой картинке.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
А. С. Пушкин
- Назовите орфограммы в словах.
- Как проверить непроизносимые согласные в корне?
- Запишите текст по памяти.
- Подчеркните непроизносимые согласные в корне слова.
(Взаимопроверка)
- Словарная работа
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
В дальн.. дорогу, син.. лента, в зимн.. стужу, пушист.. снежинку, мехов.. шапка, через узк.. тропинку.
— Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)
— На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в именительном и в винительном падежах)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже?
- Какие окончания они будут иметь? Почему?
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже?
- Какие окончания они будут иметь? Почему?
-Мне хочется вас поздравить. Вы такие молодцы, даже сами не заметили, как объяснили новую тему урока.
- Предлагаю вам сформулировать и четко проговорить ее.
- Сообщение темы урока
- Сформулируйте цели урока.
(Научиться распознавать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания этих имён прилагательных.)
- Как определить падеж имени прилагательного женского рода? Конечно, по падежу имени существительного, с которым связано это прилагательное. Но именительный и винительный падежи можно определить и по окончанию имени прилагательного. Только надо научиться верно писать эти окончания. Этому и будем учиться, ребята, вместе с Красавицей-Зимой и Снежной Королевой
Физминутка
Но для начала…
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
- Работа по теме урока
- Составление схемы «Снеговички»
На доске разбросаны карточки. Составить схему.
- Работа с учебником
- Самостоятельная работа
Под симфоническую мелодию о зиме.
- Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах, выделите окончания.
(Используется кластер «Зима»)
- Индивидуальная работа у доски.
Двум детям предлагается составить предложение с одним из словосочетаний, выполнить синтаксический разбор.
- Закрепление и обобщение изученного материала
- Работа в паре. Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, определить их род, число и падеж.
За окном стояла холодн… погода.
Заяц бежал через лесн… дорогу.
Папа читал утренн… газету.
Белобок… сорока села на березу.
Мальчику купили игрушечн … машину.
(используются карточки)
2. Алгоритм определения падежа имени существительного.
- Как же определить род, число, падеж имени прилагательного?
Памятка:
1. Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.
2. Определим род, число и падеж существительного.
3. По данным существительного узнаем данные прилагательного.
3. Групповая работа. Задания от Красавицы-Зимы.
Слово учителя:
Самые северные страны мира - это не толщи льда, простирающиеся до горизонта. Это не безлюдные равнины снега, на которых резвятся белые медведи. Они также прекрасны, как и экзотические страны юга. Они обладают своей красотой, порой суровой и холодной, но такой же притягательной и колоритной.
1 группа:
Исландия - это самая фантастическая страна на земном шаре с самой неповторимой и удивительной природой. Нигде в мире не встретишь такое скопление гейзеров, вулканов, ледников, водопадов, лавовых полей и утесов. Белоснежные туманы окутывают Исландию пеленой, как тончайшим пуховым платком. Северное сияние раскрашивает горизонт буйством красок. Здесь самый большой гейзер, который каждые 10 минут выбрасывает пар на высоту 60 метров. А водопад Богов, расположенный рядом, низвергает каскады бирюзовой воды.
Исландия - фантастическая северная страна с гейзерами и вулканами.
2 группа:
Финляндия Сказочная страна Снежной Королевы, Санта Клауса, северных оленей, взмывающих в небо в рождественскую ночь. Это мир белых ночей и удивительного северного сияния. Это голубые озера с зеркальной гладью и быстрые реки, несущие потоки воды среди затейливо извитых берегов. Здесь леса изумрудно-зеленые, а воздух прозрачный и блестящий.
Финляндия - страна Снежной Королевы
3 группа:
Норвегия - страна полуночного солнца. Королевство, треть которого находится за полярным кругом. С мая по июль на небосводе сияет солнце, не давая вступить в права ночным сумеркам. Это страна сказок и легенд. Здесь все наполнено волшебством. Огромная Сена троллей, которые по поверьям обитают в этих местах, достигает в высоту 850 метров, открывая с вершины потрясающий вид.
Норвегия - еще одно северное европейское государств
Задание:
Прочитать о стране, выбрать словосочетание существительное с прилагательным, определить падеж прилагательного, используя памятку.
Резервное время: Задание от Снежной Королевы
Тест.
Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?
3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным
4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в именительном падеже?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее
5. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в винительном падеже?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ую, -юю
|
|
(Взаимопроверка)
- Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Посмотрите свои оценочные листы и сигнализируйте с помощью карточки, насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная – были успешными, зеленая возникали трудности, но справлялся, желтая – мне нужно ещё поработать.)
- Наш урок подходит к концу.
- Вспомните тему нашего урока.
- Какую цель мы перед собой ставили?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном падеже? Какие имеют окончания?
- Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?
- Что понравилось?
Потрудились вы не зря-
Вам спасибо от меня!
- Домашнее задание
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.
Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...
Склонение имён прилагательных женского рода.
Рабочий урок в 3 классе по теме " Склонение имён прилагательных женского рода" по программе "Школа России". Разноуровневые задания....
"Склонение имён прилагательных женского рода"
Урок русского языка в 4 классе по образовательной программе "Школа России". Урок проходит в виде путешествия в зимний лес. Индивидуальные, фронтальные формы учебной деятельности способствуют достижени...
УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи" 4 класс
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Цели: развивать умение определять падеж имён прилагательных женског...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи" 4 класс
Цель: развивать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания имён прилагательных женского рода....