Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гиенко Виктория Леонидовна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

Цель урока: различать именительный и винительный падежи имен

прилагательных женского рода единственного числа.

Задачи урока:

Образовательные: учить грамотно употреблять окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; учить детей выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах; научить  составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными

женского рода в именительном и винительном падежах.

Развивающие: развивать умение в определении именительного и

винительного падежа имён прилагательных; совершенствовать орфографическую зоркость; обогащать речь и словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать учебную активность и интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация рабочего места. Приветствие.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Каждый из вас получает оценочный лист, где вы должны указать, что на уроке  у вас получилось, а что вызвало затруднение.

- А в конце урока с помощью карточек и оценочных листов  мы узнаем, как вы старались и как справлялись с заданиями.

Мои учебные достижения

Степень трудности

Легко справляюсь

Возникают трудности, но я справляюсь

Мне нужно ещё поработать

Чистописание

Домашнее задание

Письмо по памяти

Словарная работа

Орфографическая минутка

Кроссворд (имя прилагательное)

Составление  предложений с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах

Написание окончаний имен прилагательных женского рода, определение падежей

Тест

  1. Эмоциональный настрой на рабочий лад

Дорогие гости,  коллеги, дети! Представьте, что мы с вами, все вместе, дружной компанией отправились в зимний лес. И попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием мы катаемся на лыжах, правда упали раз десять…. С ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые мы  пришли сегодня на урок…

Вот с таким отличным настроением давайте продолжим нашу работу.

  1. Минутка чистописания

ая яя

ое ее

ой ый ий

В какой части речи встречаются подобные окончания? А как определить род по данным окончаниям? Назовите окончания прилагательных множественного числа. (ые, ие)

  1. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение упражнения в тетрадях.

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

 - На какой вопрос отвечают  прилагательные мужского рода?

- Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

- Какие окончания у имен прилагательных женского рода?

- Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?

- Часть речи, обозначающая признак предмета                                                         

Слайд (прилагательное)

- Что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос

   какой?  какая?  какое? какие?

Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

  1. Письмо по памяти.

- Для письма по памяти я сегодня взяла отрывок   из произведения великого русского поэта. Могу дать вам подсказку - отрывок подходит вот к этой картинке.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

                                         А. С. Пушкин

-  Назовите орфограммы в словах.

-  Как проверить непроизносимые согласные в корне?

-  Запишите текст по памяти.

-  Подчеркните непроизносимые согласные в корне слова.

(Взаимопроверка)

  1. Словарная работа
  2. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте словосочетания.

В дальн.. дорогу, син.. лента, в зимн.. стужу, пушист.. снежинку, мехов.. шапка, через узк.. тропинку.

—  Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)

—  На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в именительном и в винительном падежах)

—  На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже?

-  Какие окончания они будут иметь? Почему?

—  На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже?

- Какие окончания они будут иметь? Почему?

-Мне хочется вас поздравить. Вы такие молодцы, даже сами не заметили, как объяснили новую тему урока.

- Предлагаю вам сформулировать и четко  проговорить ее.

  1. Сообщение темы урока

- Сформулируйте цели урока.

(Научиться распознавать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания этих имён прилагательных.)

- Как определить падеж имени прилагательного женского рода? Конечно, по падежу имени существительного, с которым связано это прилагательное. Но именительный и винительный падежи можно определить и по окончанию имени прилагательного. Только надо научиться верно писать эти окончания. Этому и будем учиться, ребята, вместе с Красавицей-Зимой и Снежной Королевой 

Физминутка

Но для начала…

Вы, ребятки, отдохните,

 силы новой наберите.

  1. Работа по теме урока
  1. Составление схемы «Снеговички»

На доске разбросаны карточки. Составить схему.

 

  1. Работа с учебником
  2. Самостоятельная работа

Под симфоническую мелодию о зиме.

Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном  падежах, выделите окончания.

(Используется кластер «Зима»)

  1. Индивидуальная работа у доски.

Двум детям предлагается составить предложение с одним из словосочетаний, выполнить синтаксический разбор.

  1. Закрепление и обобщение изученного материала 
  1. Работа в паре. Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, определить их род, число и падеж.

За окном  стояла  холодн… погода.

Заяц бежал  через лесн…  дорогу.

Папа  читал  утренн… газету.

Белобок…  сорока села на березу.

Мальчику купили игрушечн … машину.

(используются карточки)

2. Алгоритм определения падежа имени существительного.

- Как же определить род, число, падеж имени прилагательного?

Памятка:

1.        Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.

2.        Определим род, число и падеж существительного.

3.        По данным существительного узнаем данные прилагательного.

3. Групповая работа. Задания от Красавицы-Зимы.

Слово учителя:

Самые северные страны мира - это не толщи льда, простирающиеся до горизонта. Это не безлюдные равнины снега, на которых резвятся белые медведи. Они также прекрасны, как и экзотические страны юга. Они обладают своей красотой, порой суровой и холодной, но такой же притягательной и колоритной.

1 группа:
Исландия - это самая фантастическая страна на земном шаре с самой неповторимой и удивительной природой. Нигде в мире не встретишь такое скопление гейзеров, вулканов, ледников, водопадов, лавовых полей и утесов. Белоснежные туманы окутывают Исландию пеленой, как тончайшим пуховым платком. Северное сияние раскрашивает горизонт буйством красок. Здесь самый большой гейзер, который каждые 10 минут выбрасывает пар на высоту 60 метров. А водопад Богов, расположенный рядом, низвергает каскады бирюзовой воды.


Исландия - фантастическая северная страна с гейзерами и вулканами.

2 группа:

Финляндия Сказочная страна Снежной Королевы, Санта Клауса, северных оленей, взмывающих в небо в рождественскую ночь. Это мир белых ночей и удивительного северного сияния. Это голубые озера с зеркальной гладью и быстрые реки, несущие потоки воды среди затейливо извитых берегов. Здесь леса изумрудно-зеленые, а воздух прозрачный и блестящий.

Финляндия - страна Снежной Королевы

3 группа:

Норвегия - страна полуночного солнца. Королевство, треть которого находится за полярным кругом. С мая по июль на небосводе сияет солнце, не давая вступить в права ночным сумеркам. Это страна сказок и легенд. Здесь все наполнено волшебством. Огромная Сена троллей, которые по поверьям обитают в этих местах, достигает в высоту 850 метров, открывая с вершины потрясающий вид.


Норвегия - еще одно северное европейское государств

Задание:

Прочитать о стране, выбрать словосочетание существительное с прилагательным, определить падеж прилагательного, используя памятку.

Резервное время: Задание от Снежной Королевы

Тест.

Выберите правильный ответ.

   1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

     2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?

    б) какой? какая? какое? какие?

в) что делает? что сделал? что сделала?

    3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом

б) с существительным

    4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в именительном падеже?

а) -ой, -ый, -ий

б) -ая, -яя

в) -ое, -ее

    5. Какие окончания имеют прилагательные женского  рода в винительном падеже?

а) -ой, -ый, -ий

б) -ая, -яя

в) -ую, -юю

  1. а
  2. б
  3. б
  1. б
  2. в

(Взаимопроверка)

  1. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Посмотрите свои оценочные листы и сигнализируйте с помощью карточки, насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная – были успешными, зеленая возникали трудности, но справлялся,  желтая – мне нужно ещё поработать.)

- Наш урок подходит к концу.

 - Вспомните тему нашего урока.            

 - Какую цель мы перед собой ставили?    

 - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?

 - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном  падеже? Какие имеют окончания?

- Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?          

  - Что понравилось?    

Потрудились вы не зря-            

 Вам спасибо от меня!

  1. Домашнее задание

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Склонение имён прилагательных женского рода.

Рабочий урок в 3 классе по теме " Склонение имён прилагательных женского рода" по программе "Школа России". Разноуровневые задания....

"Склонение имён прилагательных женского рода"

Урок русского языка в 4 классе по образовательной программе "Школа России". Урок проходит в виде путешествия в зимний лес. Индивидуальные, фронтальные формы учебной деятельности способствуют достижени...

УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи" 4 класс

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Цели: развивать умение определять падеж имён прилагатель­ных женског...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи" 4 класс

Цель: развивать умения определять падеж имён прилагатель­ных, правильно писать падежные окончания имён прилагатель­ных женского рода....