разработка урока по русскому языку, 4 класс
консультация по русскому языку (4 класс)

Брюханова Инна Сыреновна

Урок-ярмарка в 4 классе по теме  "Обобщение знаний о частях речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЧАСТЯХ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ
(
урок-ярмарка)

Оборудование: раздаточный материал – напечатанные на листах задания; выставка рисунков «Ярмарка»; выставка посуды хохломской росписи; самовар, вязка сушек; яркая, цветастая шаль; написанные на плакате пословицы; рисунки к «Сказке о царе Салтане»; вывеска «Ярмарка» (над доской); плакат с изображением девушки на ярмарке.

Музыкальное оформление. Песни: В. Леонтьев – «Ярмарка», «Золотое кольцо» – «Коробейники».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.  Добрый день,

Гости званые и желанные!

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

1-й коробейник. Вы, купцы российские,

 Люди торговые!

 Собрались мы на ярмарку,

 На веселую, на старинную.

2-й коробейник. Давай подходи и других приводи!

 Я сам пригож и товар мой хорош!

1-й коробейник. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая про язык наш могучий.

2-й коробейник. А ты думаешь, что, сидя в этом классе, много о русском языке сказать можно?

1-й коробейник. Все – не все! Мало или много!

           На ярмарке все можно.

           Покупайте! Продавайте! И товары набирайте!

2-й коробейник. Здесь у нас аукцион –

           Подведет итоги он.

           Тот, кто больше, лучше знает,

           Тот награду получает.

1-й коробейник. Тогда с аукциона и начнем.

Всем, кто подходит, и всем, кто есть, объявляем важную весть.

Приехали к нам купцы торговые – части речи продавать.

Учитель. Ребята, а какие части речи вы знаете?

Ученики.  Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

– Встали мы местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Не и ни у нас частицы, 

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

– После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

2-й коробейник.

Сегодня на аукционе удивительный товар!

Его вы можете приобрести за свои знания.

Итак, продажа товара начинается.

Товар первый – имя существительное!

Ответы детей. Учащиеся рассказывают все об этой части речи.

II. Работа по заданиям.

Задание 1.

Задания напечатаны на листах для каждого учащегося и выполняются на этих же листах.

Подчеркните имена существительные, укажите род, склонение. Объясните значение имён существительных. Ярмарка, покупать, коробейники, заморочка, карусель, купец, российские.

1-й коробейник. Ярмарка! Ярмарка! Веселись, народ!

                   Ну-ка, Бабушка-загадушка, выходи вперед!

2-й коробейник. Глядите, не моргайте!

  Рты не разевайте!

  Ворон не считайте,

  Побыстрее покупайте!

1-й коробейник. Ну что за товар! И этот хорош!

  И другой хорош!

  Выбирай, который хошь!

Бабушка-загадушка. Сяду рядышком на лавку,

          Вместе с вами посижу,

          Загадаю вам загадки,

          Кто смышлёней, погляжу.

Загадывает загадки.

1. На странице я стою,

    Всем вопросы задаю.

    Согнут я всегда в дугу –

    Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак.)

2. На крохотное ушко

    Похожа завитушка.

    Велит нам постоять чуть-чуть

    И отправляться дальше в путь.

(Запятая.)

3. На странице вверх тормашками

    Торчу!

    Восхищаюсь,

    Возмущаюсь и кричу!

(Восклицательный знак.)

4. Я – минус в математике,

    Но знак другой в грамматике.

    Знаком я детворе,

    Меня зовут….

                                (Тире.)

5. Я маковой крупинкой

    Упала на тропинку,

    Остановила вас –

    Закончила рассказ.

                                (Точка.)

6. Что находится между рекой и берегом?

(Союз «и».)

В процессе отгадывания загадок карточки выставляются на доске.

Учитель. Ребята, как называются эти знаки?

– Что здесь лишнее? (И – буква, и – часть речи, союз).

Задание 2.

– Расставьте в предложениях знаки препинания. (Это же задание выполняется у доски.)

Какой чудесный весенний день

С  голубого  неба  льются  лучи  яркого  солнышка  согревают  холодную землю

Вы уже видели прилетевших птиц

2-й коробейник. Балалайка звонкая,

  Тульский самовар!

  Праздник на ярмарке –

  Праздничный базар!

– А вот к нам и гости пожаловали – купцы заморские. (2 человека.)

1-й коробейник. Ой, вы, гости-господа,

           Долго ль ездили? Куда?

           Ладно ль за морем, иль худо?

           И какое в свете чудо?

1-й купец.  Мы объехали весь свет;

  За морем житье не худо;

  В свете ж вот какое чудо:

2-й купец.  Остров на море лежит,

  Град на острове стоит

  С … церквами,

  С теремами да садами;

1-й купец.  Ель растет перед дворцом,

  А под ней … дом;

  Белка там живет … ,

  Да затейница какая!

2-й купец.  Белка песенки поёт

  Да орешки все грызёт,

  А орешки не простые,

  Всё скорлупки …  .

Учитель. Ребята, вы узнали, откуда пожаловали к нам эти купцы заморские? (Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.)

– Долог  был  их  путь,  и  поэтому  некоторые  слова  из  сказки  они позабыли.

– К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)

– Что вы знаете об имени прилагательном?

– Давайте поможем купцам вспомнить забытые слова.

На доске –  рисунки к «Сказке о царе Салтане», под ними записаны словосочетания с пропущенными прилагательными.

Задание 3.

Вставьте пропущенные прилагательные, определите  род, падеж.

С _______ церквами; _________ дом;

Белка ________ ; скорлупки __________ .

2-й коробейник. Тары-бары, растабары,

  Есть хорошие товары!

1-й коробейник.  Не товар, а сущий клад,

   Забирайте нарасхват!

2-й коробейник. Подходи, не зевай!

  Заморочки покупай!

1-й коробейник. Что ты кричишь во всю Ивановскую?

2-й коробейник. Что значит «во всю Ивановскую»?

1-й коробейник. А давай ребят спросим. Ребята, что значит «кричать во всю Ивановскую»?

– «Кричать во всю Ивановскую» – это фразеологический оборот.  Раньше  для  всенародного объявления  царских  указов  глашатаи  выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском указе. Отсюда и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую», значит кричать очень громко.

– Подходи, не зевай!

Заморочки покупай!

Дети берут из короба коробейника  «заморочки» и объясняют значение фразеологических оборотов.

– «Зарубить на носу». Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками – резами – делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли носами. Отсюда и пошло выражение: «зарубить на носу», значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

– «Бить баклуши». Что же такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками.  Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть чурбачки липового дерева, служащие  в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» – бездельничать.

Учитель.  С существительным он дружит

И надежно ему служит.

Что без него предметы?

Лишь названия.

А он придёт –

Все в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

(Речь идет о глаголе.)

– Ребята, что вы знаете о глаголе?

Задание 4.

– Соедините начало пословицы с её концом. Найдите глаголы, дайте характеристику.

Терпенье и труд                все перетрут.

Кто много читает,                тот много знает.

Труд кормит,                        а лень портит.

Поздно встанешь,                мало сделаешь.

2-й коробейник. У нас на ярмарке – раздолье:

  Неси, что хочешь, – все продашь.

  А покупатели довольны?

  Распутай этот ералаш!!!

Задание 5.

– Кто больше составит слов из слова ярмарка. Объясните значение новых слов.

Яр – крутой берег, обрыв.

Ярка – молодая козочка.

Марка – оплата письма.

Рак – речное животное.

Рама – оконный переплет.

Мрак – темень.

Ар – единица площади.

Мак – цветок.

Яма – углубление в земле.

Кара – наказание.

Маяк – башня с сигнальными огнями.

Як – крупное жвачное животное.

1-й коробейник. К нам сюда скорее просим!

  Выходи, честной народ!

  Вы частушки запевайте,

  Всех нас ярмарка зовет!

Учащиеся исполняют частушки.

1. Все смеются, все шумят!

    Все несутся в пляске…

    Ярмарка! Ярмарка!

    Все кругом – как в сказке!

2. Эх, топни, нога,

    Топни, правенькая.

    Я плясать пойду,

    Хоть и маленькая.

3. Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялася.

    А гармошка заиграла –

    Я не удержалася.

4. По деревне я шла

    И Ванюшу видела –

    Под кустом сидел и плакал:

    Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги –

    Потеряла сапоги,

    Оглянулася назад:

    Сапоги мои лежат.

6. Если б не было воды,

    Не было б и кружки,

    Если б не было девчат,

    Кто бы пел частушки?

7. У торговца, у торговки

    Покупали мы обновки,

    Щупали и мерили,

    Глазам своим не верили.

8. Пыль клубится по дорожке,

    Едут с ярмарки матрешки.

    На баранах, на быках,

    Все с гостинцами в руках.

2-й коробейник. Сверху пар, снизу пар,

  Кипит наш русский самовар.

  Милости просим на чашку чая,

  Эй, подходи, и млад, и стар…

1-й коробейник. Крендели румяные,

  До того духмяные,

  Мы не сразу их съедим,

  Гостей сначала угостим.

Коробейник угощает всех кренделями.

III. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...