разработка урока по русскому языку, 4 класс
консультация по русскому языку (4 класс)
Урок-ярмарка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_o_chastyah_rechi_urok-yarmarka_v_4_klasse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЧАСТЯХ РЕЧИ В 4 КЛАССЕ
(урок-ярмарка)
Оборудование: раздаточный материал – напечатанные на листах задания; выставка рисунков «Ярмарка»; выставка посуды хохломской росписи; самовар, вязка сушек; яркая, цветастая шаль; написанные на плакате пословицы; рисунки к «Сказке о царе Салтане»; вывеска «Ярмарка» (над доской); плакат с изображением девушки на ярмарке.
Музыкальное оформление. Песни: В. Леонтьев – «Ярмарка», «Золотое кольцо» – «Коробейники».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Добрый день,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
1-й коробейник. Вы, купцы российские,
Люди торговые!
Собрались мы на ярмарку,
На веселую, на старинную.
2-й коробейник. Давай подходи и других приводи!
Я сам пригож и товар мой хорош!
1-й коробейник. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая про язык наш могучий.
2-й коробейник. А ты думаешь, что, сидя в этом классе, много о русском языке сказать можно?
1-й коробейник. Все – не все! Мало или много!
На ярмарке все можно.
Покупайте! Продавайте! И товары набирайте!
2-й коробейник. Здесь у нас аукцион –
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
1-й коробейник. Тогда с аукциона и начнем.
Всем, кто подходит, и всем, кто есть, объявляем важную весть.
Приехали к нам купцы торговые – части речи продавать.
Учитель. Ребята, а какие части речи вы знаете?
Ученики. Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
– Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
– Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
– После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
2-й коробейник.
Сегодня на аукционе удивительный товар!
Его вы можете приобрести за свои знания.
Итак, продажа товара начинается.
Товар первый – имя существительное!
Ответы детей. Учащиеся рассказывают все об этой части речи.
II. Работа по заданиям.
Задание 1.
Задания напечатаны на листах для каждого учащегося и выполняются на этих же листах.
Подчеркните имена существительные, укажите род, склонение. Объясните значение имён существительных. Ярмарка, покупать, коробейники, заморочка, карусель, купец, российские.
1-й коробейник. Ярмарка! Ярмарка! Веселись, народ!
Ну-ка, Бабушка-загадушка, выходи вперед!
2-й коробейник. Глядите, не моргайте!
Рты не разевайте!
Ворон не считайте,
Побыстрее покупайте!
1-й коробейник. Ну что за товар! И этот хорош!
И другой хорош!
Выбирай, который хошь!
Бабушка-загадушка. Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу.
Загадывает загадки.
1. На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.) | |
2. На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь. (Запятая.) | |
3. На странице вверх тормашками Торчу! Восхищаюсь, Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.) | |
4. Я – минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут…. (Тире.) | |
5. Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас – Закончила рассказ. (Точка.) | |
6. Что находится между рекой и берегом? (Союз «и».) |
В процессе отгадывания загадок карточки выставляются на доске.
Учитель. Ребята, как называются эти знаки?
– Что здесь лишнее? (И – буква, и – часть речи, союз).
Задание 2.
– Расставьте в предложениях знаки препинания. (Это же задание выполняется у доски.)
Какой чудесный весенний день
С голубого неба льются лучи яркого солнышка согревают холодную землю
Вы уже видели прилетевших птиц
2-й коробейник. Балалайка звонкая,
Тульский самовар!
Праздник на ярмарке –
Праздничный базар!
– А вот к нам и гости пожаловали – купцы заморские. (2 человека.)
1-й коробейник. Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
1-й купец. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
2-й купец. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С … церквами,
С теремами да садами;
1-й купец. Ель растет перед дворцом,
А под ней … дом;
Белка там живет … ,
Да затейница какая!
2-й купец. Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки … .
Учитель. Ребята, вы узнали, откуда пожаловали к нам эти купцы заморские? (Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.)
– Долог был их путь, и поэтому некоторые слова из сказки они позабыли.
– К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)
– Что вы знаете об имени прилагательном?
– Давайте поможем купцам вспомнить забытые слова.
На доске – рисунки к «Сказке о царе Салтане», под ними записаны словосочетания с пропущенными прилагательными.
Задание 3.
Вставьте пропущенные прилагательные, определите род, падеж.
С _______ церквами; _________ дом;
Белка ________ ; скорлупки __________ .
2-й коробейник. Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
1-й коробейник. Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
2-й коробейник. Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
1-й коробейник. Что ты кричишь во всю Ивановскую?
2-й коробейник. Что значит «во всю Ивановскую»?
1-й коробейник. А давай ребят спросим. Ребята, что значит «кричать во всю Ивановскую»?
– «Кричать во всю Ивановскую» – это фразеологический оборот. Раньше для всенародного объявления царских указов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском указе. Отсюда и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую», значит кричать очень громко.
– Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!
Дети берут из короба коробейника «заморочки» и объясняют значение фразеологических оборотов.
– «Зарубить на носу». Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками – резами – делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли носами. Отсюда и пошло выражение: «зарубить на носу», значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
– «Бить баклуши». Что же такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть чурбачки липового дерева, служащие в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши» – бездельничать.
Учитель. С существительным он дружит
И надежно ему служит.
Что без него предметы?
Лишь названия.
А он придёт –
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
(Речь идет о глаголе.)
– Ребята, что вы знаете о глаголе?
Задание 4.
– Соедините начало пословицы с её концом. Найдите глаголы, дайте характеристику.
Терпенье и труд все перетрут.
Кто много читает, тот много знает.
Труд кормит, а лень портит.
Поздно встанешь, мало сделаешь.
2-й коробейник. У нас на ярмарке – раздолье:
Неси, что хочешь, – все продашь.
А покупатели довольны?
Распутай этот ералаш!!!
Задание 5.
– Кто больше составит слов из слова ярмарка. Объясните значение новых слов.
Яр – крутой берег, обрыв.
Ярка – молодая козочка.
Марка – оплата письма.
Рак – речное животное.
Рама – оконный переплет.
Мрак – темень.
Ар – единица площади.
Мак – цветок.
Яма – углубление в земле.
Кара – наказание.
Маяк – башня с сигнальными огнями.
Як – крупное жвачное животное.
1-й коробейник. К нам сюда скорее просим!
Выходи, честной народ!
Вы частушки запевайте,
Всех нас ярмарка зовет!
Учащиеся исполняют частушки.
1. Все смеются, все шумят!
Все несутся в пляске…
Ярмарка! Ярмарка!
Все кругом – как в сказке!
2. Эх, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла –
Я не удержалася.
4. По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
5. Я плясала в три ноги –
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
6. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
7. У торговца, у торговки
Покупали мы обновки,
Щупали и мерили,
Глазам своим не верили.
8. Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
2-й коробейник. Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая,
Эй, подходи, и млад, и стар…
1-й коробейник. Крендели румяные,
До того духмяные,
Мы не сразу их съедим,
Гостей сначала угостим.
Коробейник угощает всех кренделями.
III. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Звуки русского языка"
Разработка урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»
Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"
Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...