Мастер-класс "Минутка чистописания в начальных классах"
методическая разработка по русскому языку
Мастер-класс "Минутка чистописания в начальных классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_masterklassa.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса по теме
«Минутка чистописания в современной школе»
Цель: расширить представление педагогов о возможностях минутки чистописания, научить использовать новые приемы.
Задачи:
- Создать проблему перед педагогами по необходимости изменения формы проведения минутки чистописания.
- Осветить теоретические основы методики проведения минутки чистописания.
- Структурировать методы подачи информации в процессе минутки чистописания.
- Показать приемы организации минутки чистописания в современной школе.
- Научить педагогов использовать полученные знания на практике. Провести практикум.
- Сделать выводы, подвести итоги.
Материалы: доска, тетради, ручки, учебники, карточки с заданиями.
Сценарий мероприятия:
1. Создание проблемной ситуации.
-Здравствуйте коллеги! Сейчас всего на несколько минут вы превратитесь в учеников. Итак, дети, открыли тетради, записали число и классная работа, открыли учебники на стр.44, делаем самостоятельно упражнение №2. (учитель открывает телефон и погружается в соцсети)
-Коллеги, вернитесь! Вы думаете такого не бывает сегодня в школе? Ошибаетесь! Какие ошибки мною допущены?
-Хорошо. Вы – снова ученики! Дети, открыли тетради, записали число, классная работа. На доске написаны буквы, которые вам нужно красиво списать в тетрадь.
-Коллеги, вернитесь! Теперь все этапы урока в наличии. Вам понравилось начало урока? Проявился ли в вас познавательный интерес? Захотелось ли вам учиться? Заинтересовались ли вы получением новых знаний? Именно!
2. Теоретические основы, методика преподавания урока.
- Какова же цель написания минуток чистописания: формирование навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкое безотрывное письмо. Занятия по чистописанию проводятся ежедневно, согласно требованиям программы.
-Еще К. Д. Ушинский в свое время писал: «Сделать серьезное занятие занимательным – вот основная задача обучения». А нас, знаете ли в педучилищах и пединститутах не учили, что минутку чистописания можно провести занимательно. В методических пособиях не особенно много информацию по методике проведения чистописания на уроке. Понятно, что это этап урока и он обязательно должен быть! Ясно одно – МЕХАНИЧЕСКИ ПИСАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, СОЕДИНЕНИЯ, БУКВЫ – НЕДОПУСТИМО!
Вывод: с этим что-то надо делать! В зависимости от темы урока готовим заранее минутки чистописания. Они составляются таким образом, чтобы при ответе на ряд вопросов учащиеся могли сами сделать вывод по следам своих рассуждений, какую букву или соединение они будут писать или сформулировать новое понятие, правило, тему урока.
Кроме того, в современной школе деятельность учителя была направлена на среднего ученика. Образования в современной школе направлено и на решение проблем детей с высоким потенциалом. В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с сильными учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить их а активный творческий поиск. Я обобщила весь собранный опыт и структурировала задания по их цели.
3. Структура заданий:
Задания для минутки чистописания | |||||
На поиск буквы для написания | На поиск звука (на развитие фонематического слуха) | На поиск орфограммы, правила | На поиск темы урока, нового знания | На развитие логики | Самостоятельная творческая деятельность |
Какую именно букву сегодня будем тренироваться писать? | Какой звук услышали, запишите букву, обозначающую этот звук на письме. | Какое правило заметили? Какую орфограмму увидели? | Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься, какая тема урока, какое новое словарное слово будем изучать? | В чем загадка? Найдите закономерность. | Ученики сами придумывают здания |
4. Приемы организации минутки чистописания
А) На поиск буквы для написания:
Пример №1: на доске записаны слова стар…сть, п…шёл, н…винки, заварн…й и предлагается детям задание: «Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания.
1. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква?
Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошёл, в корне нов- существительного новинки во множественном числе, в суффиксе –ость существительного старость в единственном числе и окончании –ой прилагательного заварной
Пример №2 Осуществление неполного фонетического разбора. Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове гиря и обозначает в нем парный звонкий мягкий согласный звук».
Пример № 3 Осуществление разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы напишем на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска, голосок, мясистый.
Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок; в корне мяс слова мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц, каждая из которых имеет одну-две составные части. Постепенно увеличивается количество слов и усложняется их состав.
Пример №4 –
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- Какой звук обозначает эта буква? (гласный) - Спишите, найдите закономерность А а А аа А ааа
Пример №5 - Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок. Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено! Похожа буква на топор! Расколет непременно! - Найдите одинаковые элементы в написании этих букв. - Спишите. Ргр // рр // грг // гг
Пример №6 Какая буква потерялась?
… ышка, …узей, гро …, ра … ка.
- Сегодня мы будем работать над написанием букв М,м.
мМм МмМ, продолжи закономерность
Пример№7 Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие: В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Правильно, это буква О.Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами всвоих тетрадках. Как вы думаете, какое соединение будет следующим? Ооа Ооб Оов … (Оог)
Б) На поиск звука:
Пример №1. На доске записаны слова: нос, лак, лён
- Определите букву, которую будем писать. Она обозначает непарный, звонкий, мягкий, согласный звук.(звук Л).
Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю..
Во втором классе усложняем задание.
- Составьте предложение, где все слова начинаются с этой буквы.
Пример №2 :На доске слова: шумный, робко, захочу, цапля.
– Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает твердый глухой непарный звук. Как называется эта буква? (х)
Хх Хх ах ох ух Хл Хв Хо
Пример №3
- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах Гусеница, крыльцо, цифра. - Спишите. Продолжив закономерность Цц Ццц Цццц
Пример № 4 - Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании Груз, мороз, арбуз, глаз. - Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится? - Назовите буквы, которые обозначают эти звуки. - Спишите с доски, продолжив закономерность сзс З зсз С сзс З
Пример №5 Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эту букву столько раз, сколько вы ее услышите: окно, сосна, морской, садовый, костер, кастрюля, домовой, столовая – 9 раз. С какими орфограммами вы встретились? Какие словарные слова вы услышали, запишите их, определите род, разделите их на слоги.
В) На поиск орфограммы, правила:
Пример №1.в..р..бьи, т..традь,п..льто, уч..тель, к..ньки,к..рабль.
- Цепочку букв составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.(ВЬКЬ)
Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.
- что объединяет эти слова (словарные)
-составьте предложение, используя эти слова (творческое задание).
Пример№2 Проведение словарного диктанта в нетрадиционной форме усложненного характера. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами: праз…ник, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, н…зина, звез…ный, л…цо . Задание: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы?» Предполагаемый ответ: «Сегодня мы будем писать три буквы: д, о, и. Буква д является непроизносимой согласной в словах праздник, сердце, звездный. Буква о представляет собой непроверяемую безударную гласную в словах столица, урожай, собака. Буква и является безударной гласной в корнях слов лицо, чинил, низина. Слова разделены на три равные группы по орфограммам».
Пример №3 Букву «А» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эту букву столько раз, сколько вы ее услышите: окно, сосна, морской, садовый, костер, кастрюля, домовой, столовая – 4 раз. С какими орфограммами вы встретились? Какие словарные слова вы услышали, запишите их, определите склонение.
Пример№4
Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах отгадках. Соблюдайте правильные соединения. . 1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс верхнее соединение) 2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это запредмет? Догадались или нет? (ванна) 3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп) 4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесьвеселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж
Г) На поиск темы урока, нового знания:
Пример №1. мину..ка, моне…ка, гря…ка, конфе..ка
-Эта буква в лишнем слове (Д, в слове грядка)
-Сформулируйте тему урока (Написание парных согласных в середине слова)
Пример №2. т…жёлый, пр…мой, в..сёлый, гл…дит.
-определите лишнее слово, какую букву вставим в остальные слова (буква Я)
-какая орфограмма объединяет эти слова, найдите проверочные.
- сформулируйте тему урока ( Безударная гласная в слове).
Пример №3 - Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы «ша»). - Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы? (Параллельность наклонных палочек). - Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради. Шш // Шш // Шш // Шш // - Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой. Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке. - Запишите предложение в тетрадь. - Какое слово нельзя проверить? (шелест). - Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.
Пример №4 Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания: • Назовите и напишите парную согласную буквы Ф • Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза. • Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л] • Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила (В ООЛС) • Теперь попробуйте собрать все эти буквы, чтобы получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая каллиграфию. Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок!
Пример №5.
Что записано на доске: ик, еньк, ок, иц, ость, тель, ов, ёк
Суффиксы! Верно это и есть тема сегодняшнего урока.
Д) На развитие логики:
Пример №1 : «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, ориентируясь на данный ряд: П, В, С, Ч, П, С …. Ответ обоснуйте».
Возможный ответ: «В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: понедельник – П , вторник – В и т. д. После субботы идет воскресенье. Слово воскресенье начинается на букву В . Значит, сегодня мы будем писать букву В ». Равным образом можно зашифровывать названия цифр, месяцев, составлять ряды, состоящие только из гласных букв в прямом алфавитном порядке и обратном; состоящие из согласных букв в прямом и обратном алфавитном порядке; состоящие из букв алфавита, идущих через одну, две, три и т. д.; состоящие из букв алфавита, идущих то с его начала, то с конца и т. д.
Пример №2 Спишите с доски, продолжив закономерность, вспомните по два словарных слова на эти буквы
сзс З зсз С сзс З
Пример №3 Спишите с доски, продолжив закономерность, вспомните по два словарных слова на букву К
ка К кб К кв
Пример №4 Спишите буквосочетания, продолжив закономерность
Срв Вср Рвс
Е) Самостоятельная деятельность:
Пример №1 Ученик предложил найти «лишнюю букву»
п,т,ш,к,р (р- не имеет парной глухой);
е,ю,я,и (и-лишняя);
и,а,е,ю,ь(а- не обозначает мягкость)
Пример №2 Ученик предложил определить последовательность в данном ряду: Ааб Аав Ааг …(заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита).
- Практикум для педагогов: имея исходный материал составить минутку чистописания (раздаются карточки с материалом)
1.Толя, Надя, язык, ямка, земля, якорь
2. Коньки, пью, большой, кольцо, келья, капелька, вьюга, тень
3. Гриб, снег, дождь, завод, короб, нож, мороз
4. Ст…пной, з..леный, в..сной, б…рега, зв…рьки, л..сной
5. Кастрюля
6. Ф, Ф, И, К, С, С, У
- Выводы. Подведение итогов.
Таким образом, постепенно минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса. У ребят повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой ,который в свою очередь, способствует актуализации познавательной деятельности.
Обобщая опыт работы, я отметила следующие параметры результативности:
- Повышение качества обучаемости;
- Создание сплочённого коллектива учащихся;
- Личностный рост учащихся
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутки чистописания в 4 классе
Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб...
Минутка чистописания для 3 класса.
Минутка чистописания для 3 класса...
Минутки чистописания в начальной школе
Задания по чистописанию...
Материал для чистописания в 1 классе.
Тренажер для учащихся 1 класса....
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА МИНУТКАХ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ
На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению ...
Минутки чистописания в 1 классе
Материал разработан в соответствии с ФГОС и программным материалом 1 класса...
Презентация "Минутки чистописания в начальной школе"
На каждом уроке отводится минутка для чистописания. Использовать этот материал можно с 1 по 3 класс....