РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА МИНУТКАХ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ
статья по русскому языку (1 класс)

Сарначева Анастасия Качаевна

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Основной целью работы при формировании графического навыка письма является автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика «Определения уровня сформированности навыка письма в первом классе» включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования навыка и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей учеников первого класса. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx97.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА МИНУТКАХ ЧИСТОПИСАНИЯ В 1 КЛАССЕ

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования определено требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: «Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [1, с.7]. Примерной основной общеобразовательной программой в разделе обучение грамоте по русскому языку предусмотрены следующие задачи: развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски, овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв; письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм; овладение разборчивым, аккуратным письмом; письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением; усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста[3, с.137].

В общеобразовательной школе предмет «русский язык» является одним из важнейших. Благодаря родному языку человек может усвоить опыт прошлых поколений, стать образованным человеком и социализироваться, поэтому целью занятий чистописанием (каллиграфией) является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Иными словами, на уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Основной целью работы при формировании графического навыка письма является автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

В каждом классе имеется своя специфика минуток чистописания. Цель их проведения в первом классе -  закрепление умения писать буквы и соединения. Объем работы первоклассника не должен превышать одной строки. Задания должны быть направлены на тренировку безотрывного ритмического письма.

Также нужно учитывать рекомендации к составлению и проведению минуток чистописания такие, как:

  1. осуществление связи со звуко-буквенным анализом, правописанием, грамматикой, развитием речи. Доминирующим являются задачи каллиграфии и скорописи;
  2. логическая связь со всеми этапами урока;
  3. формирование графического навыка не прерывается в течение всего урока;
  4. Разумно сочетать следующие методические приемы:
  • отбор материала для каллиграфических заданий с опорой на логическую группировку письменных букв;
  • прописывание специальных упражнений для развития руки, свободы ее движения, штриховка;
  • проведение пальчиковой гимнастики;
  • аналитическое восприятие;
  • практическое конструирование формы буквы;
  • копирование;
  • тактирование процесса написания буквы.
  1. При проведении минуток чистописания четко объяснять порядок написания и показывать образец, контролировать работу всего класса, анализировать ошибки.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей, и учителю надо организовать свою работу так, чтобы при минимальных временных затратах получить желаемый результат у каждого ученика. Достичь этого позволяет внедрение в учебный процесс принципов личностно-ориентированного обучения.

В условиях современного мира личностно-ориентированный подход актуален для реализации требований, сформулированных во ФГОС и в Законе РФ «Об образовании». Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. Применение разноуровневых заданий при обучении каллиграфии весьма актуально.  Учащиеся имеют разные способности. Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Исходя из вышесказанного, разноуровневые минутки чистописания идеально подходят для реализации требований ФГОС и индивидуального развития навыка письма у учащихся. Но для грамотного составления разноуровневых заданий нужно провести входную диагностику. Представленная ниже методика «Определения уровня сформированности навыка письма в первом классе» является модификацией авторской оценки навыка письма учащихся в первом классе Безруких М.М [2, с.42 – 47].

В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика «Определения уровня сформированности навыка письма в первом классе» включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования навыка и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей учеников первого класса. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).

Задание 1. Слуховой диктант (4 предложения).

У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.

Инструкция. Учитель читает весь текст. Каждое предложение диктуется отдельно по синтагмам. Внимательно послушай предложение, запомни, напиши и проверь. Учитель читает еще раз весь текст, учащиеся проверяют.

Задание 2. Списывание предложений.

  • С печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);
  • С письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).

Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания каждого слова.

Задание 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).

Инструкция. К каждой картинке придумай одно предложение и запиши его в тетрадь (на листок), проверь правильность написания.

Характер нарушений почерка позволяет выявить как специфические, так и неспецифические причины трудностей формирования навыка письма. Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:

  • Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.
  • Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно недописывает).
  • Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.
  • Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.

В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.  

В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок. Таким образом выделяются доминирующие типы ошибок учащегося. Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения, что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.

Виды ошибок при письме

Возможные пути исправления

Ошибки правильного написания букв

Уделить внимание формированию зрительной памяти и зрительно-пространственного восприятия

Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента

Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо

«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор), сильный нажим

Уделить внимание формированию моторных функций, координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), снятие функционального напряжения (физминутки, гимнастика для пальцев)

Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывание слов

Уделить внимание звуко-буквенному анализу, тренировке внимания, оперативной памяти, контролю деятельности

Персеверации

Уделить внимание планированию, регуляции и контролю деятельности

Редуцированное написание

Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова

Работать над звуко-слоговой структурой слова, выделением речевых единиц, повторением правил орфографии, сформированностью планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности

Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы

Повторение правил орфографии и синтаксиса, тренировка внимания, контроля деятельности, разбор графической и смысловой части письма

Нарушения словообразования

Неправильное употребление слов, предлогов

Ошибки согласования и управления слов

Работа над развитием речи, тренировка внимания, слухо-речевой памяти

Несоблюдение границ строки при письме

Тренировки работы в строке, повторение слоговой структуры слов, формирование пространственных (метрических) представлений, снятие утомляемости

Таким образом, мы можем разделить учащихся на «подвижные» группы и составлять задания для данных групп. Как только мы видим прогресс у определенного учащегося, можно переводить его в другую группу.  Благодаря этому мы реализуем личностно-ориентированный подход.

Примеры разноуровневых заданий:

Первая группа учащихся, которые допустили ошибки, связанные с неправильным написанием букв, соединений, ошибками в пространственном расположении элементов, нарушениями соотношения элементов буквы, так же с неустойчивым почерком. Задание: обведите сочетания и напишите их самостоятельно: C:\Users\Админ\YandexDisk\Скриншоты\2018-03-01_12-40-19.png

Вторая группа учащихся, которые допустили ошибки, связанные с пропусками, вставками, перестановками букв, недописыванием слов, слитным написанием слов или раздельным написание одного слова, неправильным переносом слова, персеверациями, редуцированным написанием. Задание: обведите слова, разделите их на слоги и напишите их самостоятельно:  C:\Users\Админ\YandexDisk\Скриншоты\2018-03-01_13-11-18.png

Третья группа учащихся с ошибками, связанными с пропуском запятых, точек, ненаписанием заглавной буквы, ошибками согласования и управления слов, несоблюдением границ строки при письме. Задание: обведите предложения и напишите их самостоятельно: C:\Users\Админ\YandexDisk\Скриншоты\2018-03-01_13-17-51.png


Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: офиц. текст. – В ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357. – 29 с.
  2. Безруких М.М «Трудности обучению письму и чтению в начальной школе» http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/02/Trudnosti_obuchieniia_pismu_i_chtieniiu.pdf
  3. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования. Режим доступа:

http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/10.07.20-Примерная_ программа_НОО.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по русскому языку. 2 класс

Разноуровневые задания по русскому языку. 2 класс...

Дидактический материал к минуткам чистописания 2 класс

Данный материал позволит учителю проводить минутки чистописания. Позволит закреплять правописание словарных слов, работать над фонетическим составом слов, уточнять смысл пословиц и поговорок, работать...

Минутки чистописания. 2 класс

Разработка чистописания для уроков русского языка во 2 классе...

Презентация "Минутки чистописания 3 класс"

В презентации в игровой форме даютсяч правильные написания заглавных и строчных букв. В ходе написания дети сами могут проверить себя....

Минутки чистописания 1 класс

Минутки чистописания с заданиями в 1 классе...

Минутки чистописания 2 класс

Разработки занятий...

минутка чистописания 1 класс

материал для проведения чистописания на уроках русского языка в 1 классе...