Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Цура Наталья Алексеевна

Программа соответствуе УМК "Школа России" по русскому языку авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной издательства "Просвещение". Программа включает: 1. Пояснительную записку. 2.Содержание учебного предмета. 3. Календарно-тематическое планирование. 4. Планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку в 4 классе

(УМК «Школа России»)

    Составитель: Цура Н.А.

2019 г

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова».

Программа соответствует УМК «Школа России» по русскому языку для 1-4 классов авторской  программы  В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной, издательства «Просвещение».

Программа включает:

  1. Пояснительная  записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Планируемые результаты изучения курса «Русский язык».

  1. Содержание учебного предмета.

(5ч в неделю, всего 170 ч)

Повторение (12 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (8 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (20ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (42 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (31ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен

прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (33 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (17ч)

3.Календарно-тематическое планирование.

170 ч (5ч в неделю)

урока

Дата

проведения

Тема урока

план

факт

Первая четверть (40ч)

ПОВТОРЕНИЕ (12 ч )

Наша речь и наш язык (2 ч) 

1

Наша речь и наш язык.

2

 Язык и речь. Формулы вежливости

Текст (3 ч)

3

Текст и его план.

4

Р/ р. Изложение повествовательного текста «Первая вахта».

5

Анализ изложения. Типы текста.

Предложение. (5ч)

6

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

7

Виды предложений по интонации.

8

Диалог. Обращение.

9,10

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание (2 ч)

11

 Словосочетание.

12

Диктант с грамматическим заданием.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ч)

Однородные члены предложения (4 ч)

13

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

14

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

16

Р/р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Простые и сложные предложения (4 ч)

17

Работа над ошибками. Как отличить сложное предложение от простого предложения?

18

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

19

Р/р. Обучающее изложение.

20

Контрольная работа  по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания»

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (20ч)

Лексическое значение слова (4 ч)

21

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

22

Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

23

Синонимы, антонимы и омонимы.

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

Состав слова (10 ч)

25

Состав слова. Значимые части слова.

26

Состав слова. Однокоренные слова.

27

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

28

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

29

30

Упражнение в написании приставок и суффиксов.

31

Разделительные твёрдый и мягкий знаки..

32

Диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова»

33

Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

34

Р/р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста.

Части речи (6ч)

35

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи.

36

Грамматические признаки частей речи.

37,

38

Наречие как часть речи.

39

Р/р. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

40

Контрольный диктант по теме «Части речи».

2 четверть (40 ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ(42ч)

Изменение по падежам имен существительных (6 ч)

41

Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных.

42

Признаки падежных форм имён существительных

43

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных родительном и  винительном, дательном падеже.

44

Упражнение в распознавании имен существительных в дательном и творительном падежах.

45

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных.

46

Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имен существительных (9 ч)

47

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

48

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

49

Р/р. Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».

50

2-е склонение имен существительных. Работа над ошибками.

51

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

52

3-е склонение имен существительных.

53

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

54

 Алгоритм определения склонения имени существительного.

55

Р/р. Обучающее изложение.

Склонение и правописание окончаний им. существительных в ед. числе (19 ч)

56

Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения ед. числа.  Способы проверки безударных окончаний им.существительных.

57

Именительный и винительный падежи.

58

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

59

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

61

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

62

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

63

Упражнение в правописании  имен существительных в родительном и дательном падежах.

64

Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

65

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

66

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном  падеже.

67

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

68

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

69

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

70

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

72

Р/р. Сочинение по репродукции картины  В. А. Тропинина «Кружевница».

73

Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

74

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». 

Склонение и правописание окончаний им. существительных во мн.числе (8 ч)

75

Работа над ошибками.  Множественное число имён существительных.

76

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

77

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

78

 Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа.

79

Дательный, творительный, предложный падежи  имен существительных множественного числа.

80

Контрольный работа по теме «» Правописание безударных падежных окончаний

2 четверть (50 ч)

81

Работа над ошибками.  Проект «Говорите правильно!».

82

Р/р. Обучающее изложение. 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31ч)

Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч)

83,

84

Имя прилагательное как часть речи.

85

Род и число имен прилагательных.

86

Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имён прилагательных. Выборочное списывание. Р/р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

Склонение имен прилагательных (2 ч)

87

Падеж имени прилагательного.

88

Р/р. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»».

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч)

89

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

90

Способ проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

91

Правописание падежных  окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном  падеже.

92

Правописание падежных  окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном  падеже.

93

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном  падежах и правописание их падежных окончаний.

94

Упражнение в распознавании имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном   падежах.

95

Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

96

Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода.

97

Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина 

98

 Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

99

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.

100

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

101

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

102

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

103

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия текста.

104

Работа над ошибками.  Склонение имен прилагательных множественного числа.

105

Р/р. Сочинение по репродукции  картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

106

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падеж.

107

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

108

Правописание  окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

109

Р/р Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

110

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

111

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

112

Работа над ошибками. Повторение.

113

Р/р Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

МЕСТОИМЕНИЕ.(7ч)

Личные местоимения. (7ч)

114

Местоимение как часть речи.

115

Личные местоимения первого, второго и третьего лица.

116, 117

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание  местоимений  1-го и 2-го лица единственного и множественного числа..

118, 119

Склонение  личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

120

Контрольная работа по теме «Местоимение».

.

ГЛАГОЛ (33ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч)

121, 122

Роль  глаголов в языке и речи.

123

  Изменение глаголов по временам.

Неопределенная форма глагола (4 ч)

124

Неопределенная форма глаголов.

125

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.

126

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

127

Р/р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Спряжение глаголов (6 ч)

128

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

129

Контрольный диктант.

130

Работа над ошибками. Распознавание лица и числа глаголов

4 четверть (40 ч)

 131

Упражнение в правописании глаголов во 2 лице единственного числа.

132

Упражнение в правописании глаголов во 2 лице единственного числа и правописание не с глаголами

133

Р/р. Сочинение по репродукции  картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

I и II спряжения глаголов (3 ч)

134

Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

135

Спряжение глаголов в сложном будущего времени. Окончание глаголов  I и II спряжения.

136

Наши проекты «Пословицы и поговорки».

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч)

137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

138

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

139-141

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

142

Диктант по теме « Правописание безударных личных окончаний глаголов.»

143

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

144

Возвратные глаголы.

145

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

146

Упражнение в правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

147

Правописание глаголов в прошедшем времени.

148

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

149

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему.

Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)

150

Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.

151

Упражнение в правописании глагольных форм и распознавание морфологических признаков глагола

152

Р/р Подробное изложение повествовательного текста.

153

Контрольная работа по теме «Глагол».

Повторение.(17ч)

154

Работа над ошибками. Повторение.

155

Язык. Речь.

156

Текст. Типы текстов.

157

Предложение и словосочетание.

158

Главные и второстепенные члены предложения.

159

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

160

Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

161

Слово и его  лексическое значение слова. Р/р Составление текста по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». 

162

Контрольный диктант за год.

163

Работа над ошибками. Значимые части слова. Словообразование

164

Правописание гласных и согласных в корне слова.

165

.Части речи. Морфологические признаки частей речи.

166

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

167

Игра «По галактике Частей речи».

168

Звуко-буквенный и звуковой разбор слов.

169

Звуко-буквенный и звуковой разбор слов.

170

Повторение.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык».

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•  осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•  практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•  выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•  овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•  практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•  овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•  пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

•  письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•  сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•  составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

•  письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•  проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•  пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•  различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•  создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•  анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•  оформлять результаты исследовательской работы;

•  редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

•  произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•  характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

•  пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•  различать звуки и буквы;

•  классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•  знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;

•  пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•  выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•  осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•  выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•  распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•  подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•  понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•  находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•  пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•  иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•  работать с разными словарями;

•  приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

•  различать изменяемые и неизменяемые слова;

•  различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•  находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

•  находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•  узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•  сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•  соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•  понимать значения, вносимые в слово суффиксами  и  приставками  (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•  образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•  понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•  узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

•  разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•  подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

•  определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•  распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

•  пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•  выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

•  определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

•  определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•  распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•  иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

•  различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•  понимать роль союзов и частицы не в речи;

•  подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•  сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•  различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•  склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•  различать родовые и личные окончания глагола;

•  наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•  проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•  находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•  находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

•  различать предложение, словосочетание и слово;

•  устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•  составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

•  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•  классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•  выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•  распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•  составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•  находить в предложении обращение;

•  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

•   применять ранее изученные правила правописания:

– раздельное написание слов;

– сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

– сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

– перенос слов;

– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

– проверяемые безударные гласные в корне слова;

– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

– непроизносимые согласные;

– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

– разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

– мягкий знак (ь) после  шипящих  на  конце  имён  существительных  (речь, брошь, мышь);

– соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

– безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

– раздельное написание частицы не с глаголами;

– мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

– мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

– безударные личные окончания глаголов;

– раздельное написание предлогов с другими словами;

– знаки препинания в конце предложения: точка (.),  вопросительный  (?) и восклицательный (!) знаки;

– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•  подбирать примеры с определённой орфограммой;

•  пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

•  безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);

•  писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

•  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  применять правила правописания:

– соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек-, -ик-;

– запятая при обращении;

– запятая между частями в сложном предложении;

•  объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•  объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;

•  объяснять правописание личных окончаний глагола;

•  объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

•  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

•  обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);

•  определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

•  применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

•  при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....