Адаптированная рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Александр Возраст ребенка: 9лет Класс: 2 «А» | |
Ф.И.О. родителей: отец – ФИО мать – ФИО | |
Ф.И.О. учителя: Жердецкая Н.Д. | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: ФИО Педагог-психолог: ФИО | |
Заключение и рекомендации ЦПМПК №19 от 28.08.2019 | 1. Рекомендовано обучение по АОП для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). 2. Занятия с педагогом-психологом с целью развития саморегуляции, мышления. 3. Занятия с учителем-логопедом с целью развитии устной и письменной речи. 4.Занятия с учителем-дефектологом по развитию операций мышления и учебных навыков 5.Рекомендовано повторное обследования на ТПМПК при устойчивых трудностях в овладении АОП |
Продолжительность обучения по АОП | 1 учебный год (2019-2020 уч.г.) |
Основная программа класса | ООП НОО (2 класса) |
Модель/форма обучения | Инклюзивный класс |
Срок реализации АОП: | 2019 – 2020 учебный год |
Наличие инвалидности | Нет |
Анамнез | |
Цель АОП | Корректировка развития ребенка |
Задачи |
II. Заключение и рекомендации ПМПк образовательного учреждения
1. Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка) | ||||||
Характер деятельности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Продуктивность, целенаправленность уровня ниже среднего; не способен выдержать урок продолжительностью 45 мин.; не способен непрерывно заниматься одним видом деятельности 10-15 минут (вне зависимости от настроения и самочувствия и др.); утомляемость ярко выражена; в основном наступает на фоне деятельности, связанной с письмом, другими видами ручной деятельности; темповые характеристики деятельности снижены значительно. Отмечается низкая скорость письма, как букв, так и цифр; | |||||
Особенности речи | понимание обращённой речи не нарушено; трудности восприятия вербальной инструкции (как в устной, так и в письменной форме); звукопроизношение не нарушено; в отдельных многосложных словах со стечением согласных отмечаются нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов (например, «архитектура» - «апититура); пассивный словарь по объёму незначительно превышает активный, можно отметить недостаточность предикативного и атрибутивного словаря. Отмечается наличие лексических замен. Выражены трудности в актуализации слов; грубого нарушения фонематического слуха нет; навыки звуко-слогового анализа в стадии формирования; грамматический строй сформирован недостаточно: отмечаются ошибки в окончаниях существительных, прилагательных при изменении по числам, падежам. Навыки использования сложных предлогов сформированы неустойчиво. Навыки словообразования недостаточны: отмечаются трудности образования новых слов префиксальным, суффиксальным способом; способен устанавливать причинно-следственные связи. При составлении рассказа по сюжетной картине требуется дополнительная стимуляция и организация в виде наводящих вопросов, опорных слов; может пересказать прочитанное; понимание скрытого смысла доступно. | |||||
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | трёхпальцевый хват сформирован нечётко; мелкая моторика сформирована недостаточно, мышцы руки слабые; нажим при письме слабый, линии нечёткие; испытывает частичные трудности в предметно-практической деятельности: двуручные действия при работе ножницами сформированы, пластилин самостоятельно мнёт, форму колбаски, шара пластилину придаёт; при закрашивании нажим слабый, быстро устаёт, может отказываться от деятельности; графический образ отдельных букв не сформирован . Соединения букв специфические. Скорость письма низкая. | |||||
2. Особенности формирования УУД (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистов сопровождения) | ||||||
Личностные УУД | ||||||
1. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание. | Частично замечает эмоциональное состояние других людей. Не всегда проявляет сочувствие к окружающим. Может смеяться, когда другой ребёнок, например, упал. Неконгруэнтное (неоднозначное) восприятие определенных ситуаций (нейтральные ситуации могут восприниматься как негативные, либо наоборот). Частично способен объяснить поведение и эмоциональное состояние людей. Индифферентное отношение к другим людям (не проявляет сочувствия и заботы, не может в полной степени дифференцировать эмоциональные состояния) Повышенный уровень тревожности свидетельствует о присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Не чувствует ответственности ученика, посещают школу для общения и игры с одноклассниками. Преобладают инфантильные установки. | |||||
2. Восприятие оценки учителя и одноклассников. | Не всегда адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников. Мотивирован на получение хорошей отметки. | |||||
3. Мотивация к учебной деятельности. | С удовольствием выполняет те задания, в которых чувствует себя успешным. На фоне не успешности на уроках математики, русского языка, ИЗО, окружающего мира, чтения отмечаются протестные реакции в виде отказа от деятельности. Также на фоне не успешности может «выходить из себя»: не реагирует на обращение учителя, отказывается выходить из класса или заходить в него. Может спрятаться под стол. В еде - избирателен. При этом не всегда может сформулировать, что его расстроило. Не переживает, если что-то не доделал. Не доводит работу до конца. | |||||
4. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места). | Наблюдается склонность к нарушению правил поведения в школе. На перемене в ходе игр с одноклассниками может толкнуть, обидеть другого ребёнка. Часто взаимодействует с учениками, которые нарушают правила поведения в школе. | |||||
Регулятивные УУД | ||||||
5. Умение организовать учебное пространство. | Может самостоятельно приготовиться к определённому уроку. В случае затруднений в качестве подсказки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте. | |||||
6. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | В процессе свободной деятельности чаще выбирает стереотипные занятия. В основном, это догонялки. Принимает совместную игру с одноклассниками, предложенную взрослым. | |||||
7. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок). | Не может самостоятельно проверить свою работу и найти некоторое количество ошибок. | |||||
8. Самостоятельность (степень участия взрослого). | Нуждается в помощи педагога при выполнении незнакомых заданий с многоступенчатой инструкцией, письменных заданий, требующих достаточно высокой скорости (письмо под диктовку), моторных усилий (работа с ножницами, лепка), умственного напряжения. | |||||
9. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям. | Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. | |||||
10. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы. | Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, способен найти необходимое помещение в школе: столовая, кабинеты труда, физкультуры и т. д. Утомляем, трудно сосредотачиваться на определённом виде деятельности долгое время. | |||||
Познавательные УУД | ||||||
11. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков. | Частично способен к переносу полученных знаний в аналогичную ситуацию. Может нуждаться в стимулирующей и организационной помощи. Самостоятельно пользоваться таблицами и правилами ребенок не умеет. Ребенок обычно не может выделить принцип, согласно которому изменяется какое-либо явление, не видит закономерного характера изменений. | |||||
12. Умение принимать учебную задачу. | Реагирует на знакомые фронтальные инструкции. Новые или менее знакомые инструкции необходимо подкреплять визуальными стимулами в виде образца, алгоритма. Восприятие многоступенчатой инструкции затруднено. | |||||
13. Умение сохранять учебную задачу. | В случае утомления, затруднений, а вследствие этого снижения мотивации может на время прекратить выполнение задания. Способен возобновить работу сам, либо после незначительного воздействия со стороны взрослого (дополнительная мотивация, похвала, помощь). | |||||
14. Способность добиваться результата. | В случае затруднений, может отказаться от выполнения деятельности. Помощь принимает, педагога принимает.
При отсутствии мотивации, может отказаться от деятельности, не прикладывая усилий к достижению результата, не обращается за помощью. | |||||
Коммуникативные УУД | ||||||
15. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других вне зависимости от настроения. Во время деятельности начинает выполнять действия с ориентацией на партнеров. Испытывает потребность в общении со сверстниками, так как круг общения ограничен. | |||||
16. Использование коммуникативных средств. | В большинстве случаев может адекватно выражает просьбу, отказ и просьбу о помощи. | |||||
17. Умение вести диалог. | Не инициирует диалог со знакомыми и с незнакомыми людьми. Поддерживает непродолжительное время диалог. Сам не подходит, не задаёт вопросы взрослому на интересующую его тему, ждёт ответа. Теряет интерес к беседе, если что-то выходит за рамки его желаний. | |||||
18. Умение задавать вопросы. | При обращении к взрослому и/или сверстнику редко использует развернутые вопросы. Не затрудняется при ответах на вопросы, способен формулировать свою мысль. | |||||
3. Трудности формирования учебных навыков по предметам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин) | ||||||
Математика Затрудняется при: • понимании инструкций со сложными лексико- грамматическими конструкциями; • решении задач в 2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел; • схематического рисунка; • составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи; • при оперировании математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение выражения | Литературное чтение • Отсутствует положительная мотивация к процессу чтения. Затрудняется при: • интонировании текста с опорой на знаки препинания; • составлении плана (делении текста на части, назывании каждой части); • пересказе текста по плану, нуждается в дозированной помощи; • составлении рассказа о герое прочитанного произведения по плану; • определении темы и главной мысли произведения. | Русский язык Затрудняется при: соединении букв при письме, нет безотрывного письма; понимании терминов «повествовательные предложения», «побудительные предложения»; грамматических особенностей предложений, различных по цели высказывания; различении предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные); понимании терминов «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; подборе однокоренных слов; фонетической характеристике согласных звуков; | Окружающий мир
Затрудняется при: поиске необходимой информации в учебнике; письменных ответах на вопросы по теме урока; устных ответах на вопросы по теме урока. | Изобразительная деятельность. Труд Затрудняется при: рисовании по образцу; Не любит рисовать на заданную тему вырезании мелких деталей с неровными линиями; намазывании клеем- карандашом мелких деталей; разминании пластилина. |
* 4. Создание специальных условий | ||||
4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | ||||
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота | |
Учитель-логопед | Работа над формированием звуковой стороны речи: контроль за правильным звукопроизношением, развитие фонематического слуха (дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных звуков). Расширение словарного запаса по лексическим темам. Формирование навыка звуко-буквенного анализа слов. Обучение правильному согласованию существительных, прилагательных и глаголов в роде и числе. Обучение правильному употреблению сложных предлогов в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы. Совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы. | Индивидуальная коррекционная работа | 2 раза в неделю | |
Педагог-психолог | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (тревожности); Формирование регулятивных навыков (УУД); Формирование коммуникативных навыков; Развитие личностной сферы (УУД). | Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа | 2 раза в неделю | |
Учитель-дефектолог | Коррекция и развитие познавательных ВПФ (УУД); Развитие и коррекция регуляторных ВПФ (УУД); Расширение зоны ближайшего развития | Индивидуальная коррекционная работа | 1 раз в неделю | |
4.2. Специальные условия, необходимые для обучающегося | ||||
Временной режим | соответствует режиму класса. | |||
Организация пространства школы/класса | зона отдыха, релаксации; система визуальных подсказок в разных зонах класса (правила поведения); | |||
Организация рабочего места | индивидуальные опоры на парте (таблица умножения, схема разбора предложения по членам, таблица единиц измерения); | |||
Вспомогательные средства | - | |||
Технические средства обучения | мультимедийная установка; интерактивная доска; использование таймера при выполнении самостоятельных работ с целью самостоятельного контроля за временем; | |||
Специальный дидактический, методический материал | наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой условными обозначениями; сокращённые по объёму и упрощённые по содержанию тексты с картинками для каждого предложения; тетрадь с минимальной необходимостью заполнения; адаптированные правила (русский язык, математика) в виде таблиц и схем. | |||
Форма и условия оценки достижений | Форма оценки: адаптированные тесты (математика, русский язык, чтение, окружающий мир); контрольные работы с адаптированными инструкциями, увеличенным шрифтом; Условия оценки (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ; возможность индивидуальной работы в специально отведённое время. |
III. Освоение предметных областей:
Предмет | Индивидуальные планируемые результаты на период/ Планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности | Результативность |
Математика | 1. Научится решать задачи в 2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задач в 1 действие, раскрывающих конкретный смысл действий умножения и деления. | |
2. Научится выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок. | ||
3. Научится составлять текстовые задачи по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи. | ||
4. Научится решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | ||
5. Научится оперировать математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение, множитель, делимое, делитель, частное, выражение, значение выражения. | ||
Русский язык | 1. Научится понимать и оперировать терминами «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения». | |
2. Научится ориентироваться на грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания. | ||
3. Научится различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные). | ||
4. Научится различать признаки текста и типов текстов (повествование, описание). | ||
5. Научится понимать и оперировать терминами «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова». | ||
6. Научится подбирать однокоренные слова. | ||
7. Научится давать фонетическую характеристику согласным звукам. | ||
8. Научится составлять краткий текст на заданную тему (2-3 предложения). | ||
Литературное чтение | 1. Научится правильно интонировать текст с опорой на знаки препинания. | |
2. Научится составлять план: делить текст на части, называть каждую часть. | ||
3. Научится пересказывать текст по картинному плану. | ||
4. Научится определять тему и главную мысль прочитанного произведения, выделять главных героев. | ||
5. Научится давать характеристику о герое прочитанного произведения по плану. | ||
Окружающий мир | 1. Научится находить необходимую информацию в учебнике и в справочной литературе. |
|
2. Научится письменно отвечать на вопросы по теме урока, выбирая вариант ответа из нескольких. | ||
3. Научится устно отвечать на вопросы по теме урока с опорой на алгоритм ответа. | ||
Изобрази тельная деятельность, труд | 1. Научится вырезать мелкие детали с неровными линиями. | |
2. Научится намазывать клеем-карандашом мелкие детали. | ||
3. Научится рисовать по образцу. |
- Формирование универсальных учебных действий:
Индивидуальные планируемые результаты УУД на период (приоритетные планируемые результаты) | Результативность * | Исполнители |
Научится пользоваться алгоритмом для выполнения заданий, вызывающих наибольшие сложности | учитель педагог-психолог учитель, специалисты ППк | |
Научится обращаться за помощью в случае затруднений приемлемыми способами | ||
Научится находить ответ на конкретный вопрос в учебнике на заданной странице. | ||
Научится выбирать себе занятие из определённого перечня, заниматься им в течение перемены | ||
Научится использовать специальный символ для обозначения того задания, которое не доделано, для того, чтобы позже, при необходимости, к нему вернуться |
V. Коррекционно-развивающая область:
Направления деятельности | Индивидуальные планируемые результаты на период | Результа-тивность* | Исполнители | Формы работы |
Формирование регулятивных навыков | Научится выполнять последовательные действия в рамках игры по правилам | педагог-психолог, учитель-дефектолог учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Будет быстрее успокаиваться и возвращаться к деятельности после ситуации неуспеха | ||||
Научится адекватно (менее интенсивно) проявлять свой гнев, раздражения | ||||
Коррекция и развитие познавательной сферы | Научится принимать учебную задачу | учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Научится сохранять учебную задачу | ||||
Научится прилагать усилия для достижения результатов деятельности | ||||
Развитие личностной сферы | Научится словестно озвучивать свои чувства, а также предположительные чувства окружающих людей. | Педагог-психолог Учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Научиться проживать определённые эмоциональные состояния. | ||||
Научится сдерживать нежелательные эмоции или применять приемлемые способы их проявлять. | ||||
Научится конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, разрешать конфликтные ситуации) | ||||
Будет знать нормы и правила поведения и замечать модели поведения сверстников | ||||
Формирование коммуникатив-ных навыков | Научится предлагать сверстникам игру из определённого перечня. | Педагог-психолог Учитель | Групповая коррекционная работа | |
Научится участвовать в игре со сверстниками по заданным правилам. | ||||
Будет эпизодически откликаться на инициативу поиграть, другие просьбы со стороны сверстников. | ||||
Научиться навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | ||||
Формирование и развитие устной речи | Научится правильно воспроизводить слого-звуковую структуру слов в самостоятельной речи. | Учитель-логопед Учитель | Индивидуальная коррекционная работа | |
Научиться верно различать сходные по акустико-артикуляционным свойствам звуки. | ||||
Научится правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных. | ||||
Научится правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы. | ||||
Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе. | ||||
Научится составлять рассказ из 3 – 4-х предложений по картинке с опорой на вопросы. | ||||
Научится осуществлять звуко-буквенный анализ слов. |
*Система оценки. Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 - планируемые результаты не достигнуты;
1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.
Дата составления АОП: сентябрь 2019г.
Родитель (законный представитель): ___________________________
Учитель: Жердецкая Н.Д.
Специалисты психолого-педагогического консилиума:
Педагог-психолог: __________________________
Учитель-дефектолог: __________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)
Содержат внутрипредметные образовательные модули....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...