План - конспект урока русского языка в 3 классе. Обобщение по теме «Части речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пугачева  Лидия  Николаевна

 

Аннотация к уроку « Части речи»

      На уроке дети обобщают и закрепляют знания о самостоятельных частях речи, закрепляют опознавательные признаки, по которым различаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы. На основе опознавательных признаков,  учатся анализировать и группировать слова, классифицировать их как части речи, решать в них орфографические задачи.

     На уроке ученики  должны осознавать язык, как средство общения, проявлять  желание умело пользоваться русским языком. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, действовать по алгоритму, осознавать и преодолевать трудности, точно, ясно выражать свои мысли.

 

   На уроке предусматривается чередование интеллектуальных и двигательных (физкультминутка) видов деятельности, групповая и парная виды работы. Дети учатся правилам культурного общения, Создаётся атмосфера доброжелательности и положительного эмоционального настроя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

 Обобщение по теме «Части речи».

Урок проводится в соответствии с  ФГОС.

На данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения;

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Используемое оборудование:

учебник: Русский язык. 3 класс, авторы: М.С. Соловейчик Издательство: Москва “Ассоциация 21век”, 2016 г)

компьютер учителя;

мультимедийный проектор;

презентация Smart «Части речи»;

раздаточные материал, тесты.

Цели урока:

обучающие:

обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);

развивающие:

формировать умения анализировать звучащую речь;

развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;

воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.

Ход урока 

«Прозвенел уже звонок, 
Начинается урок. 
А теперь все повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам.
»

Постановка цели урока

– У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 


а) Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.
Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).


-Как зовут нашего гостя?

 -Имя существительное

-Посмотрите, какие предметы у существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы?(слайд)

-Что обозначает существительное? 
На какие вопросы оно отвечает? 

Кто? Что?

-Предмет

- Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 


– Как зовут нашего второго гостя?

- А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 

- Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

- Имя прилагательное

- Признак предмета

-Какой? Какая? Какое? Какие? Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.  Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. 
Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. 


- Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя?

- Глагол

- глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. 

- Так какие действия выполняет глагол? 

- Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? 

Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.

- действие предмета

- Что делать? Что сделать?

- Какое общее название можно дать всем этим гостям? 

-Части речи 
 Значит, что мы будем сегодня повторять? 
Тема урока части речи

– Мы работаем над темой «Части речи».

 – Работаем над развитием устной и письменной речи.

– Хотим получить хорошую оценку, закрепить знания.

 

 Актуализация знаний, работа над УУД

-Откроем тетради, запишем дату, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложим ручки. 

- выполним каллиграфическую минутку. 
С какой целью мы её проводим?

 - Отрабатываем навык красивого письма

Посмотрите запись на доске. 
зима – с 
холодная – п 
наступила – ? 
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.

 -зима существит.

- холодная прилагат.

- наступила глагол

Букву г

    Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г

 Физкультминутка


Орф.минутка

Ребята, прочитайте слова на доске.(Дек_брь, м_дведь, м_роз, в_рона, за_ц, сн_жный, с_льный, уд_рить ) – Обсудите с партнёром по парте\\\ правописание данных слов.

– Придумайте новое задание.

 – Какие задания вы придумали?

 Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму.

– Распределить слова на группы:

сущ.                 прил.                глагол

 Составьте с ними предложения

Декабрь был снежный.  Ударил сильный мороз

Работа в парах (2 человека). Самопроверка

-Найдите главные члены предложения в составленных предложениях  

Игра «Расставь по своим местам»  
Проблемная ситуация 
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут.

 – Работа в группах. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного и УУД

- Расскажите о каждой части речи по алгоритму:

  • Часть речи
  • Вопрос
  • Роль в речи
  • Член предложения

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию) 
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , …

 Работают самостоятельно

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок? 
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем. 
- А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё? 
- Кто доволен своей работой на уроке? 
- Какое задание вызвало затруднение?

 – Несколько учеников высказывают свои мнения.

 

Д/з Домашнее задание (слайд № 5) 
стр. 5 упр. 4

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика дисграфии, связанной с нарушен...

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное.

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное....

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи», УМК «Школа России», 2 класс

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Планируемые результаты:  Предметные:знать: что такое словарь, виды слова...