Открытый урок
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
(УМК «Начальная школа», 3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа»
по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: системно-деятельностный подход.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа ) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
Орг.момент.
Самоопределение к деятельности.
- За что я люблю и ценю своих учеников?
- А я на уроке все понимаю,
Задания все хорошо выполняю.
Ответы ищу на вопросы любые.
Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей,
Чтоб становиться лучше и краше.
Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности)
Актуализация знаний.
Фиксация затруднений в деятельности.
- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару:
Париж – Франция, Москва - …
марсиане – Марс, земляне - …
«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …
страна – город, дом - …
- Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи.
- Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другимчто?
- Что мы знаем об имени существительном?
- Назовите лишнее слово.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?
Учащиеся записывают слова в тетрадь:
Россия
Земля
Чехов
квартира
- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Учащиеся дают определение имени существительного.
- Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.
- Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д.
Дети затрудняются ответить на эти вопросы.
Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами)
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Что мы должны узнать на уроке?
- Заглавная и строчная буквы в словах.
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)
Построение выхода из затруднений («открытие»)
- Имена существительные Россия, Земля, Лермонтов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
- Какие у вас собственные имена?
- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.
- Как же пишутся собственные имена существительные?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
- Но есть еще нарицательные имена существительные.
- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.
- Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).
- Сверим свои полученные знания с учебником на стр15 в рубрике «Сведения о языке2
Ответы детей.
Дети называют свои имена.
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Один ученик читает стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.
Учащиеся приводят примеры.
Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать)
Познавательные УУД
Первичное закрепление во внешней речи
Работа в парах (стр. 16,упр. 23)
- Какой вывод мы можем сделать?
Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .
- Одинаковые слова пишутся по-разному.
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре)
Регулятивные УУД (оценка)
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)
- Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)
Находят географические названия на карте (учитель помогает).
Познавательные УУД (умения ориентироваться по карте)
Первичное закрепление во внешней речи
- Что нового вы узнали об именах собственных?
!
- Давайте познакомимся с ними в рубрике
- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.
Регулятивные УУД (умение делать выводы)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)
Здоровей и веселей!
Коммуникативные УУД
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)
Работа в группах.
На карточках написаны слова для каждой группы:
стол – столы
дом - дома
подарок - …
кошка - …
Россия
Волгоград
река Волга
стол – столы
дом - дома
корабль – …
девочка - …
Украина
Курск
Река Сейм
стол – столы
дом - дома
солдат - …
собака - ..
Грузия
Хабаровск
Река Амур
стол – столы
дом - дома
карандаш - …
белка - …
Белоруссия
Москва
Река Клязьма
- Прочитайте две пары слов левого столбика.
- Как изменяются в нём слова?
- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
- Измените по числам остальные слова.
- Прочитайте слова правого столбика.
- Измените их по числам.
- Получается?
- А к какой группе существительных относятся эти слова?
- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?
Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.
- Слова изменяются по числам.
- Имена нарицательные.
Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.
- Имена собственные.
- Собственные имена существительные не изменяются по числам.
Коммуникативные УУД
(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)
Познавательные УУД (логические)
Регулятивные УУД
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.
Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте.
Регулятивные УУД (оценка)
Коммуникативные УУД
Включение в систему знаний и повторение
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Познавательные УУД (умение классифицировать слова)
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя)
Домашнее задание.
Заполнить таблицу примерами.
Имена существительные
собственные
нарицательные
Познавательные УУД (умение приводить примеры)
Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Что показалось сложным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
- Если у вас всё получилось, вы рисуете красный кружок.
- Если не всё получалось – синий кружок.
- Если остались вопросы и нужна помощь учителя – зелёный.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Личностные УУД (умение выражать свои эмоции)
Открытый урок русского языка на тему "Имя существительное". 3-й класс
Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи
Предметные:
- Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
- Познакомить с признаками имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Расширять словарный запас.
Личностные:
- Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
- Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор; мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», листы самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Введение в новую тему.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое).
– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные
(На экране: Задание 2 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия»)
– Кто определил тему урока? (Имя существительное)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.
IV. Чистописание.
– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков).
– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем).
V. Орфографическая минутка.
– А сейчас орфографическая минутка.
На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б
– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д.) УУД коммуникативные
– Давайте соберём из букв слова.
(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие.)
– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?
– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение). Хорошо!
VI. Работа по теме урока.
1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные
– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)
– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)
На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ
– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы)
– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей)
2.Упражнения на группировку. УУД познавательные
– Распределите слова в две группы.
Сладкий, кошка, умный, ученик.
– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета)
– А кошка – это тоже предмет? (Да)
– Если это предмет, то какой? (Живой)
– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы)
– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы)
– Что у меня в руках? (Мяч)
– Какой вопрос я задам? (Что?)
– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что?)
На доске появляется карточка: ЧТО?
– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто?)
– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто?)
На доске появляется карточка
КТО?
– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.
Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 7 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди и обозначь одушевлённые имена существительные». УУД регулятивные
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра в слова. УУД коммуникативные
– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)
– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)
– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да)
– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное)
УУД познавательные
– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.
– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.
– Как его зовут? (Имя существительное)
На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.
– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи)
На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ
– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные
2. Обобщение. УУД познавательные
– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ)
IX. Закрепление.
1. Имена собственные и нарицательные.
– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю ...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)
(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)
– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д.)
– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные)
Информация об именах собственных и нарицательных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 5 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди имена собственные». УУД регулятивные
– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными)
2. Изменение имён существительных по числам.
– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа)
– Поиграем в слова. УУД регулятивные
Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.
3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные
– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.
– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся)
– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет)
4. Упражнение в классификации имён существительных.
УУД коммуникативные
– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение)
X. Итог урока
– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?
– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие задания понравились на уроке?
– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.
Рефлексия
– Ребята, у каждого из вас на парте лежит солнышко. Если вам понравился урок и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился и что-то осталось не понятно – изобразите на нём грусть. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
– Спасибо за работу. Урок закончен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русск язык 3 класс | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
(УМК «Начальная школа», 3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа»
по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: системно-деятельностный подход.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имен существительных», «Падеж и безударные окончания имен существительных», «Число имен существительных», «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа ) - с.54-56.
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
Орг.момент.
Самоопределение к деятельности.
- За что я люблю и ценю своих учеников?
- А я на уроке все понимаю,
Задания все хорошо выполняю.
Ответы ищу на вопросы любые.
Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей,
Чтоб становиться лучше и краше.
Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности)
Актуализация знаний.
Фиксация затруднений в деятельности.
- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару:
Париж – Франция, Москва - …
марсиане – Марс, земляне - …
«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …
страна – город, дом - …
- Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи.
- Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другимчто?
- Что мы знаем об имени существительном?
- Назовите лишнее слово.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?
Учащиеся записывают слова в тетрадь:
Россия
Земля
Чехов
квартира
- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Учащиеся дают определение имени существительного.
- Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.
- Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д.
Дети затрудняются ответить на эти вопросы.
Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами)
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Что мы должны узнать на уроке?
- Заглавная и строчная буквы в словах.
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)
Построение выхода из затруднений («открытие»)
- Имена существительные Россия, Земля, Лермонтов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
- Какие у вас собственные имена?
- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.
- Как же пишутся собственные имена существительные?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
- Но есть еще нарицательные имена существительные.
- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.
- Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).
- Сверим свои полученные знания с учебником на стр15 в рубрике «Сведения о языке2
Ответы детей.
Дети называют свои имена.
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Один ученик читает стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.
Учащиеся приводят примеры.
Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать)
Познавательные УУД
Первичное закрепление во внешней речи
Работа в парах (стр. 16,упр. 23)
- Какой вывод мы можем сделать?
Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .
- Одинаковые слова пишутся по-разному.
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре)
Регулятивные УУД (оценка)
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)
- Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)
Находят географические названия на карте (учитель помогает).
Познавательные УУД (умения ориентироваться по карте)
Первичное закрепление во внешней речи
- Что нового вы узнали об именах собственных?
!
- Давайте познакомимся с ними в рубрике
- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.
Регулятивные УУД (умение делать выводы)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)
Здоровей и веселей!
Коммуникативные УУД
Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»)
Работа в группах.
На карточках написаны слова для каждой группы:
стол – столы
дом - дома
подарок - …
кошка - …
Россия
Волгоград
река Волга
стол – столы
дом - дома
корабль – …
девочка - …
Украина
Курск
Река Сейм
стол – столы
дом - дома
солдат - …
собака - ..
Грузия
Хабаровск
Река Амур
стол – столы
дом - дома
карандаш - …
белка - …
Белоруссия
Москва
Река Клязьма
- Прочитайте две пары слов левого столбика.
- Как изменяются в нём слова?
- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
- Измените по числам остальные слова.
- Прочитайте слова правого столбика.
- Измените их по числам.
- Получается?
- А к какой группе существительных относятся эти слова?
- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать?
Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.
- Слова изменяются по числам.
- Имена нарицательные.
Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.
- Имена собственные.
- Собственные имена существительные не изменяются по числам.
Коммуникативные УУД
(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)
Познавательные УУД (логические)
Регулятивные УУД
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.
Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте.
Регулятивные УУД (оценка)
Коммуникативные УУД
Включение в систему знаний и повторение
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Познавательные УУД (умение классифицировать слова)
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя)
Домашнее задание.
Заполнить таблицу примерами.
Имена существительные
собственные
нарицательные
Познавательные УУД (умение приводить примеры)
Рефлексия.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Что показалось сложным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
- Если у вас всё получилось, вы рисуете красный кружок.
- Если не всё получалось – синий кружок.
- Если остались вопросы и нужна помощь учителя – зелёный.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные УУД (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Личностные УУД (умение выражать свои эмоции)
Открытый урок русского языка на тему "Имя существительное". 3-й класс
Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи
Предметные:
- Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
- Познакомить с признаками имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Расширять словарный запас.
Личностные:
- Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
- Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор; мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс», листы самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Введение в новую тему.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое).
– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные
(На экране: Задание 2 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия»)
– Кто определил тему урока? (Имя существительное)
III. Сообщение темы и целей урока.
– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.
IV. Чистописание.
– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков).
– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем).
V. Орфографическая минутка.
– А сейчас орфографическая минутка.
На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б
– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д.) УУД коммуникативные
– Давайте соберём из букв слова.
(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие.)
– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?
– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение). Хорошо!
VI. Работа по теме урока.
1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные
– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)
– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)
На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ
– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы)
– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей)
2.Упражнения на группировку. УУД познавательные
– Распределите слова в две группы.
Сладкий, кошка, умный, ученик.
– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета)
– А кошка – это тоже предмет? (Да)
– Если это предмет, то какой? (Живой)
– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы)
– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы)
– Что у меня в руках? (Мяч)
– Какой вопрос я задам? (Что?)
– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что?)
На доске появляется карточка: ЧТО?
– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто?)
– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто?)
На доске появляется карточка
КТО?
– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.
Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 7 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди и обозначь одушевлённые имена существительные». УУД регулятивные
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра в слова. УУД коммуникативные
– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)
– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)
– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да)
– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное)
УУД познавательные
– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.
– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.
– Как его зовут? (Имя существительное)
На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.
– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи)
На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ
– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные
2. Обобщение. УУД познавательные
– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ)
IX. Закрепление.
1. Имена собственные и нарицательные.
– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю ...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)
(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)
– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д.)
– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные)
Информация об именах собственных и нарицательных из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия». УУД личностные
– Выполните следующее задание.
Задание 5 из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» – «Найди имена собственные». УУД регулятивные
– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными)
2. Изменение имён существительных по числам.
– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа)
– Поиграем в слова. УУД регулятивные
Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.
3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные
– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.
– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся)
– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет)
4. Упражнение в классификации имён существительных.
УУД коммуникативные
– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение)
X. Итог урока
– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?
– Какие орфограммы повторили на уроке?
– Какие задания понравились на уроке?
– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.
Рефлексия
– Ребята, у каждого из вас на парте лежит солнышко. Если вам понравился урок и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился и что-то осталось не понятно – изобразите на нём грусть. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
– Спасибо за работу. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....