Презентация: "Ударение"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия «Занимательная грамматика»
3 «а» класс
Тема: «Чудесные превращение слов: ударение, ударный слог»
Цель: закрепление навыка нахождения ударного слога в словах
Задачи:
Образовательные:
- показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;
Развивающие:
Развивать:
- речь;
- память;
- мышление;
- мелкую мускулатуру пальцев рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку, внимание и усидчивость при выполнении письменной работы.
Тип занятия: закрепление раннее изученного материала.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока
1. Орг.момент
У: Ребята, давайте встанем, поздороваемся. Добрый день, я проведу у вас занятие по занимательной грамматике. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Садитесь.
2. Чистописание
У: Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слоги.
У: На доске написаны слоги, прочитайте их. Д: ев, он, ля.
У: Назовите слог, в котором буквы пишутся со средним соединением. Д: ев. У: Назовите слог, в котором буквы пишутся с верхним соединением. Д: он. У: Назовите слог, в котором буквы пишутся с нижним соединением. Д: ля.
3. Словарно – орфографическая работа
П_ртфель, м_г_зин, п_льто.
У: Прочитайте слова сначала про себя и поставьте ударение, найдите и подчеркните орфограммы.
У: Как называются эти слова?
Д: Словарные.
У: Читаем по 1 слову. Называем слово, говорим какую букву вставили, читаем по слогам, называем сколько слогов в слове, называем какой слог ударный.
Д: ПортфЕль.
У: Какую букву вставил?
Д: О.
У: Прочитай по слогам.
Д: Порт – фель.
У: Сколько слогов в слове?
Д: Два.
У: Как называется гласный, на который падает ударение?
Д: Ударный.
У: Какой слог ударный?
Д: 2 слог.
У: А остальные гласные как называются?
Д: Безударные.
У: Называем слово, говорим какую букву вставили, читаем по слогам, называем сколько слогов в слове, называем какой слог ударный, какая орфограмма в остальных словах.
Д: МагазИн.
У: Какие буквы ставил?
Д: А, а.
У: Прочитай по слогам.
Д: Ма – га – зин.
Д: Три слога.
Д: Ударный слог - третий.
Д: В первом и втором безударных слогах орфограмма Безударная гласная, непроверяемая ударением: ма и га.
Д: ПальтО.
Д: Вставил букву а.
Д: Паль - то.
Д: Два слога.
Д: Второй слог – ударный.
Д: Орфограмма в первом слоге - Безударная гласная, непроверяемая ударением.
4. Актуализация знаний
У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде изображены картинки, вы должны догадаться, что на них изображено. Мне нужен один помощник, который будет показывать правильный ответ на доске.
У: Ребята, посмотрите на слова, которые у нас получились. Попробуйте из первой буквы каждого слова, составить слово, которое будет темой нашего урока.
У: Как звучит тема нашего урока?
Д: Ударение.
У: Скажите, вы встречались уже с таким понятием?
Д: Да.
У: Сколько в слове бывает ударных слогов?
Д: Один.
У: Как определить ударный слог?
Д: Ударный слог тянется дольше, произносится громче и сильнее.
У: Как обозначается ударный слог?
Д: Ставится знак ударения над ударной гласной.
Улитка, дождь, арбуз, рыба, енот, нож, игла, ель.
5. Основной этап урока
У: Чтобы узнать, чему будем учиться на уроке, обратимся к нашей корзине идей. (Показываю на слайде)
-Продолжите вопрос…
Д: Что.. такое ударение?
Какой.. слог в слове может быть ударным?
В чём заключается.. роль ударения?
Почему… в некоторых словах знак ударения не ставится?
У: Прочитайте первый вопрос.
Д: Что такое ударение?
Д: Ударение – это…
У: Это выделение голосом одного из слогов в слове.
У: Ответим на следующий вопрос:
У: Какой слог в слове может быть ударным? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним задание.
У: Первая колонка выписывают слова с ударением на первом слоге, вторая колонка на втором слоге, третья на третьем слоге.
У: Начинаем проверять с первой колонки. (Читает слово, прочитай по слогам, прочитай ударный слог)
Статуя, слониха, лесник, документ, эксперт, облегчить, предложить, алфавит, звонит, километр, фарфор, предмет, ноутбук, солнце, небо.
У: Какой слог может быть ударным?
Д: Любой. В русском языке у ударения нет постоянного места.
У: В русском языке ударение является свободным.
Д: Какова роль ударения?
На экране появляется слово замок.
У: Ребята, у вас на партах лежат листочки. Нарисуйте на них предмет, который называет это слово. Произносить это слово нельзя.
У: Поднимите рисунки и покажите, что получилось.
У: Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?
Д: Потому что ударение падает на разные слоги, а мы не знали, какой слог в этом слове ударный.
У: Поднимите карточки те, кто нарисовал замОк.
Д: Поднимают карточки.
У: Какой слог ударный в слове замок?
Д: 2 слог.
У: Поднимите карточки те, кто нарисовал зАмок.
Д: Поднимают карточки.
У: Какой слог ударный в слове замок?
Д: 1 слог.
У: Если ударение поставить на 1 слог, то о чем будет говориться?
Д: Будет говорится о здании/ доме/ дворце – зАмок.
У: А если поставить на последний слог, то говорится о..
Д: О предмете, которым закрывают дома двери - замОк.
У: Что помогает нам различить значение слов замОк и зАмок?
Д: Ударение.
У: А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, хлопаете.
Сосна (2), ветер (1), улица (1), ромашка (2), пароход (3), луна (2), молоко (3).
У: Теперь попробуйте ответить на вопрос, что такое омографы?
Д: Это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
У: Познакомимся с такими словами поближе.
1 вариант крУжки.
2 вариант кружкИ.
У: Составьте предложения со словами первой строки, по вариантам.
( Я пью чай из крУжки; я хожу на дополнительные кружкИ)
У: Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
Д: Изменится смысл слова.
У: Вот послушайте, какая интересная история однажды произошла.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ». Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано: «после приёма пищИ».
У: Ребята, почему мальчик ошибся?
Д: Неправильно поставил ударение.
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а
не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки
ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…
У: Что же случилось от перестановки ударения?
Д: Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.
У: Давайте сделаем вывод.
Д: Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
У: Прочитайте следующий вопрос.
Д: Почему.. в некоторых словах знак ударения не ставится?
У: Посмотрите на слова, прочитайте про себя. (Шарф, ёлка, ум, дом, берёза.)
У: Нужно ли ставить в этих словах ударение?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Слова шарф, ум, дом - состоят из одного слога, он ударный, а в словах ёлка и берёза – звук ё, который всегда ударный.
У: Я выдаю вам листы с со словами, чтобы вы смогли на них выделять ударение и орфограммы.
У: Можете начинать выполнять.
Девочка пила воду из стакана. - Пила нужна дедушке при распилке дров.
В нашем дачном домике нет стекла. - Вода после дождя стекла по желобу.
Ухо - это орган человека.- В Домском соборе я слушал с родителями орган.
У нашей двери сложный замок. - Я построил из песка замок.
Мама купила мне на платье красивый атлас. - Атлас очень нужен на уроке географии.
В зале вначале раздался одиночный хлопок. - Пришла пора убирать с полей хлопок.
Я люблю есть сладкий ирис. - Ирис вспорхнул с ветки дерева.
6. Подведение итогов
Продолжи предложение:
С помощью ударения мы различаем слова, которые..
Д: Пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
У: Ответим на вопросы:
1. Что такое ударение?
Д: Это выделение голосом одного из слогов в слове.
2. Каким в русском языке является ударение?
Д: Свободным, то есть не имеет постоянного места.
7. Рефлексия
8. Орг.конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ударение"
Презентация...
Презентация «Ударение. Знакомство со звуком [у] и с буквами У, у".
Данную презентацию можно использовать на уроках обучения грамоте. Вместе с героями мультфильма "Фиксики" ребята знакомятся с "ударение" и звуком [у] и с буквами У, у....
Презентация "Ударение".
Это деревушка Ударная.Её жители ударные труженики. Ударный слог, ударный слог,-Он назван так недаром…Эй, невидимка – молоток,Отметь его ударом!И молоток стучит, стучит,И чётко речь моя зв...
Презентация "Ударение"
Познакомятся с ударением; научатся ставить ударение в словах; ставить ударение так, чтобы получались новые слова....
Презентация "Ударение"
Игры, задание по теме "Ударение"...