Помощь в социализации первоклассников - одна из основных задач классного руководителя
статья (1 класс)
У каждого учителя первоклассников в начале учебного года всегда есть вопрос: как из ребятишек – вчерашних дошкольников, которые пришли из разных образовательных учреждений, создать класс одноклассников, друзей, чтобы у детей не возникало проблем социально-эмоционального развития.
Моя статья поможет Вам в этой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи - залог успешного сочинения. | 15.71 КБ |
Помощь в социализации первоклассников - одна из основных задач классного руководителя | 13.22 КБ |
Предварительный просмотр:
В начальной школе дети знакомятся с очень важным видом творческой работы – сочинением. Работа эта трудная и требует большой подготовки. У ребят должен быть достаточно большой словарный запас, а так же умение творчески мыслить. Упражнения, приведенные ниже, способствуют этому.
Упражнение № 1 «Назовите слова»:
- назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);
- назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);
- назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).
Упражнение № 2 «Хлопки»:
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с(в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.
Упражнение № 3 «Играем со словом»:
- придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;
- назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;
- назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;
- какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?
Упражнение № 4 «Новое слово»:
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.
Упражнение № 5 «Кружки»:
- сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.
Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:
- мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.
Упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, кричал.
Упражнение № 2 «Догадайтесь»
Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….
Упражнение № 3 «Составьте предложение»:
- придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
- слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.
Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:
- сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.
Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .
Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:
- послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:
Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.
Упражнение № 6 «Действие»:
- я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»
Упражнение № 7 «Признак»:
- если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.
Упражнение № 8 «Слова-приятели»:
- как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?
- какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:
- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.
Упражнение № 10 «Один и много»:
- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.
- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.
Упражнение № 11 «Уменьшение»:
- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.
Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.
Предварительный просмотр:
ОТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕГО ГОРОДА К ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
У каждого учителя первоклассников в начале учебного года всегда есть вопрос: как из ребятишек – вчерашних дошкольников, которые пришли из разных образовательных учреждений, создать класс одноклассников, друзей, чтобы у детей не возникало проблем социально-эмоционального развития.
Мои ученики - это жители новостроек Санкт-Петербурга Невского района. Многие приехали из других регионов России. И мой родной Санкт-Петербург для них новый и незнакомый город. Вот и стало моей первой задачей, как для классного руководителя, знакомство с Санкт-Петербургом. Всему миру известен исторический центр нашего города. Он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но я решила, что изучать свой город надо со знакомства со своим районом.
Знать историю своего города не только полезно, но и почетно! Ведь, то что узнавали мои ученики про свой теперь уже родной Санкт-Петербург они рассказывали и своим родителям! Так ребята, которые приехали со своими родителями из других городов и взрослым помогали быстрее освоиться на новом месте и полюбить Санкт-Петербург.
В нашем Невском районе есть очень известный завод - Императорский фарфоровый завод, продукция которого известна и ценима во всем мире. На классных часах я познакомила своих учеников с историей завода, его работой в разные годы: мирные и военные. На уроках изобразительной деятельности ребята пробовали быть художниками: раскрашивали посуду знаменитой «Кобальтовой сеткой».
Родители моих учеников тоже «заразились» работой по проекту. Они решили нам помочь. Всем известно: то, что сделано своими руками запоминается лучше, чем то, что просто увидели или услышали.
Совместно мы разработали проект обучающей книжки-раскраски. На ее страницах рассказывается понятными всем словами об истории создания фарфорового завода, его работе в мирные и военные годы. Все задания выполнены в игровой занимательной форме.
Работая по проекту, ребята узнали и полюбили свой город, свой район! И, как-то незаметно из просто одноклассников ребята стали друг для друга незаменимыми товарищами, единомышленниками.
А, значит, моя цель была достигнута – адаптация к школе прошла безболезненно и быстро, установились и поддерживались позитивные отношения между ребятами. Им были не страшны школьные трудности. Они знали, что всегда смогут помочь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального общего образования
Работа направлена на развитие речи учащихся....
Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования”
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имее...
Формирование классного родительского коллектива как средство, как одна из форм работы классного руководителя
формы работы по формированию классного коллектива...
"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
Презентация предназначена для выступления на м/о классных руководителей...