Рабочая программа по русскому языку 3 класс ("Школа России")
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Масалова Тамара Николаевна

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета с учетом авторской программыВ. П. Канакиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2019г.), Федерального государственного стандарта НОО, Основной образовательной  программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3kl._19god_gotov.docx82.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета с учетом авторской программыВ. П. Канакиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2019г.), Федерального государственного стандарта НОО, Основной образовательной  программы НОО МКОУ «Тальменская СОШ №1»,Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МКОУ «Тальменская СОШ №1».

Цель курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Цели и задачи применительно к классу (в том числе для детей, испытывающих трудности в освоении предмета и детей с ОВЗ):

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- формировать каллиграфический, орфографический и пунктуационный навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- развивать речь, мышление, воображение школьников, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

-        максимальное внимание к развитию фонематического вос
приятия, формированию звукового анализа и синтеза;

        - формирование навыков учебной работы;

развитие приемов умственной деятельности, необходимых
для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

- обогащать и уточнять словарь, уметь пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

- пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

Программа рассчитана на 5 часов в неделю.

Общее количество в год -170 часов.    Изменения в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

•представления о своей этнической принадлежности;

•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за своюРодину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

•положительного отношения к языковой деятельности;

•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

•развития чувства прекрасного и эстетических чувств черезвыразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувстводноклассников, учителей;

•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданияхучебника, справочном материале учебника — в памятках) впланировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутреннейречи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебнойзадачи;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, вовнутреннем плане.

Познавательные

•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах,страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

•работать с информацией, представленной в разных формах(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителяи самостоятельно;

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числев электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

•составлять небольшие собственные тексты по предложеннойтеме, рисунку;

•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективнойорганизации деятельности);

•осуществлять синтез как составление целого из частей(под руководством учителя);

•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемыхязыковых понятий;

•осуществлять сравнение, сопоставление, классификациюизученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемомкруге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные 

•Слушать собеседника и понимать речь других;

•оформлять свои мысли в устной и письменной форме(на уровне предложения или небольшого текста);

•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителеми одноклассниками;

•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечатьна вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

•формулировать собственное мнение и аргументировать его;

•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказыватьсвоё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

•Понимание значения русского языка как государственногоязыка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

•воспитание уважительного отношения к русскому языку какродному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•понимание русского языка как великого достояния русскогонарода, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

•первоначальное представление о некоторых нормах русскогоязыка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

•начальные умения выбирать адекватные языковые средствапри составлении небольших монологических высказываний;

•овладение первоначальными научными представлениями осистеме и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология исинтаксис (в объёме изучаемого курса);

•применение орфографических правил и правил постановкизнаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

•первоначальные умения проверять написанное;

•овладение учебными действиями с изучаемыми языковымиединицами;

•формирование начальных умений находить, характеризовать,сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, какзвук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как членпредложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты

Развитие речи

.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  •  подбирать примеры с определённой орфограммой;
  •  обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  •  определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  •  применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  •  безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  •  писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  •  проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание темучебного курса

Название раздела

Содержание раздела

Всего часов

1

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Язык, его назначение.

Р/р. Составление текста по рисунку

2ч.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

Текст. Признаки текста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение.

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»Виды предложений по цели высказывания. интонации Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением

Р.р.Составление предложении по рисунку. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетание.Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». Связь слов в словосочетании

14ч.

3

Слово в языкеи речи

Лексическое значение словаРабота с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Подробное изложение с языковым анализом текста. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Имя существительное, имя прилагательное. Глагол, местоимение. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».  Имя числительное.Проверочная работапо теме: «Части речи». Однокоренные слова. Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.Контрольный диктант   по теме «Слово в языке и речи».Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».

17ч.

Состав слова

47 ч.

4

Состав слова(повторение и углубление представлений)

Корень слова.Однокоренные слова. Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Сложные слова.Соединительные гласные в сложных словах. Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания. Приставка как значимая часть слова. Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделенияв слове суффикса. Значение суффиксав слове. Образование слов с помощью суффикса. Сочинение   по   репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе».  Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Р/р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проверочная работа   по теме «Состав слова». Проект «Семья слов».

18 ч.

5

Правописание частей слова

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых слова. Правописание слов с безударными гласными в корнеслова.Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными.Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Составление текста из деформированных предложений. Слова с буквосочетаниями –оло, -оро, -ере-. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным согласным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание. Правописание суффикса –ок после шипящих. Контрольный диктант   по теме «Правописание частей слова». Правописание приставок и предлогов. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).  Правописание и перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).   Составление объявления. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

29 ч

6Части речи75 ч.

Имя существительное

Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Изменение имён существительных по падежам. Неизменяемые имена существительные. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Начальная и косвенные формы имён существительных. Проект «„Зимняя" страничка». Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

30 ч

Имя прилагательное

Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки. Роль имён прилагательных в текстеР.р. Составление текста–описания растения в научном стиле. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Число имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Морфологический разбор имени прилагательного. Проект «Имена прилагательные в загадках».

18 ч

Местоимение  

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Проверочная работа по теме «Местоимение».

4 ч

Глагол  

Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Составление текста по сюжетным рисункам. Начальная (неопределенная) форма глагола. Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

21 ч

7

Повторение

Части речи. Текст, предложение,словосочетание. Слово и слог. Звуки и буквы. Однокоренные слова. Правописание частей слова. Правописание однокоренных слов.Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

15 ч.

Итого:                                                                                                                 170ч

Тематическое планирование

урока

Тема

дата

Язык и речь (2 ч)

1

1

Виды речи. Речь, её назначение.

2.09-7.09

2

2

Язык, его назначение.

Р/р. Составление текста по рисунку

2.09-7.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

1

Текст. Признаки текста.

2.09-7.09

4

2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

2.09-7.09

5

3

Предложение.

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

2.09-7.09

6

4

Виды предложений по цели высказывания

9.09-14.09

7

5

Виды предложений по интонации

9.09-14.09

8

6

Знаки препинания в конце предложений

9.09-14.09

9

7

Предложения с обращением

Р.р.Составление предложений по рисунку

9.09-14.09

10

8

Главные и второстепенные члены предложения

9.09-14.09

11

9

Распространённые и нераспространённые предложения.

16.09-21.09

12

10

Простое и сложное предложения

16.09-21.09

13

11

Простое и сложное предложения

16.09-21.09

14

12

Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

16.09-21.09

15

13

Словосочетание.  

Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

16.09-21.09

16

14

Связь слов в словосочетании

23.09-28.09

Слово в языкеи речи (17ч)

17

1

Лексическое значение слова

23.09-28.09

18

2

Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

23.09-28.09

19

3

Омонимы. Использование омонимов в речи.

23.09-28.09

20

4

Слово и словосочетание.

23.09-28.09

21

5

Фразеологизмы.  Значение фразеологизмов и их использование в речи.

30.09-5.10

22

6

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

30.09-5.10

23

7

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Имя существительное, имя прилагательное.

30.09-5.10

24

8

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Глагол, местоимение

30.09-5.10

25

9

Имя числительное. Проверочная работа по теме: «Части речи».

30.09-5.10

26

10

Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

7.10-12.10

27

11

Однокоренные слова.

7.10-12.10

28

12

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

7.10-12.10

29

13

Согласные звуки и буквы для их обозначения.  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

7.10-12.10

30

14

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

7.10-12.10

31

15

Р/р.  Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

14.10-19.10

32

16

Проверочный диктант   по теме «Слово в языке и речи».

14.10-19.10

33

17

Проект «Рассказ о слове».

14.10-19.10

Состав слова (47ч)

 Состав слова (повторение и углубление представлений) 18 ч.

34

1

Корень слова.Однокоренные слова

14.10-19.10

35

2

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

14.10-19.10

36

3

Сложные слова.Соединительные гласные в сложных словах.

21.10-26.10

37

4

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

21.10-26.10

38

5

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

21.10-26.10

39

6

Слова, которые не имеют окончания.

21.10-26.10

40

7

Приставка как значимая часть слова.

21.10-26.10

41

8

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.

5.11-9.11

42

9

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.

5.11-9.11

43

10

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделенияв слове суффикса.

5.11-9.11

44

11

Значение суффиксав слове.

5.11-9.11

45

12

Образование слов с помощью суффикса.

11.11-16-11

46

13

Р/р. Сочинение   по   репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе».

11.11-16-11

47

14

Основа слова.

11.11-16-11

48

15

Обобщение знаний о составе слова.

11.11-16-11

49

16

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

11.11-16-11

50

17

Проект «Семья слов».

18.11-23.11

51

18

Проверочная работа   по теме «Состав слова».

18.11-23.11

Правописание частей слова (29 ч)

52

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых слова.

18.11-23.11

53

2

Правописание слов с безударными гласными вкорнеслова.Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными.

18.11-23.11

54

3

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного в корне слова.

18.11-23.11

55

4

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.  Составление текста из деформированных предложений.

25.11-30.11

56

5

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Слова с буквосочетаниями –оло, -оро, -ере-.

25.11-30.11

57

6

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

25.11-30.11

58

7

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.  Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.

25.11-30.11

59

8

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласнымии безударными гласными в корне.

25.11-30.11

60

9

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.  Составление текста по сюжетному рисунку.

2.12-7.12

61

10

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

2.12-7.12

62

11

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

2.12-7.12

63

12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

2.12-7.12

64

13

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

2.12-7.12

65

14

Правописание слов с удвоенными согласными.

9.12-14.12

66

15

Правописание слов с удвоенными согласными.

9.12-14.12

67

16

Р/р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

9.12-14.12

68

17

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание.

9.12-14.12

69

18

Правописание суффикса –ок после шипящих.

9.12-14.12

70

19

Правописание приставок в словах.

16.12-21.12

71

20

Правописание значимых частей слова.

16.12-21.12

72

21

Правописание приставок и предлогов.

16.12-21.12

73

22

Правописание приставок и предлогов.

16.12-21.12

74

23

Контрольный диктант   по теме «Правописание частей слова»

16.12-21.12

75

24

Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.

23.12-28.12

76

25

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

23.12-28.12

77

26

Правописание и перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).  

23.12-28.12

78

27

Составление объявления.

23.12-28.12

79

28

Р/р.Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

23.12-28.12

80

29

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

13.01-18.01

Части речи (75 ч)

81

1

Части речи (повторение и углубление представлений об изученных частях речи).

13.01-18.01

82

2

Части речи (повторение и углубление представлений об изученных частях речи).

13.01-18.01

Имя существительное (30ч)

83

1

Значение и употребление имён существительных в речи.

13.01-18.01

84

2

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма им.сущ.

13.01-18.01

85

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

20.01-25.01

86

4

Р/р.Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

20.01-25.01

87

5

Собственные и нарицательные имена существительные.

20.01-25.01

88

6

Проект «Тайна имени».

20.01-25.01

89

7

Изменение имён существительных по числам.

20.01-25.01

90

8

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

27.01-1.02

91

9

Род имён существительных.

27.01-1.02

92

10

Род имён существительных  

27.01-1.02

93

11

Имена существительные общего рода.

27.01-1.02

94

12

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

27.01-1.02

95

13

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

3.02-8.02

96

14

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

3.02-8.02

97

15

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

3.02-8.02

98

16

Изменение имён существительных по падежам.

3.02-8.02

99

17

Определение   падежа, в   котором   употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

3.02-8.02

100

18

Р/р.Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

10.02-15.02

101

19

Именительный падеж имён существительных.

10.02-15.02

102

20

Родительный падеж имён существительных.

10.02-15.02

103

21

Дательный падеж имён существительных.

10.02-15.02

104

22

Винительный падеж имён существительных.

10.02-15.02

105

23

Распознавание родительного и винительного падежей имен существительных.

17.02-22.02

106

24

Творительный падеж имён существительных.

17.02-22.02

107

25

Предложный падеж имён существительных.

17.02-22.02

108

26

Р/р. Работа с текстом.   Подробное изложение текста повествовательного типа.

17.02-22.02

109

27

Падежи имени существительного. Начальная и косвенные формы имён существительных.

17.02-22.02

110

28

Проект «„Зимняя" страничка».

25.02-29.02

111

29

Р/р.Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

25.02-29.02

112

30

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

25.02-29.02

Имя прилагательное (18 ч)

113

1

Лексическое значение имён прилагательных.

25.02-29.02

114

2

Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

2.03-7.03

115

3

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки.

2.03-7.03

116

4

Роль имён прилагательных в текстеР.р. Составление текста–описания растения в научном стиле.

2.03-7.03

117

5

Р/р.Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

2.03-7.03

118

6

Формы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

2.03-7.03

119

7

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

10.03-14.03

120

8

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

10.03-14.03

121

9

Число имён прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам

10.03-14.03

122

10

Число имён прилагательных. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

10.03-14.03

123

11

Р.р. Составление текста-описания о животном по личным впечатлениям.

16.03-21.03

124

12

Падеж имён прилагательных (общее представление)

16.03-21.03

125

13

Начальная форма имени прилагательного.

16.03-21.03

126

14

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

16.03-21.03

127

15

Обобщение знаний об имени прилагательном.

16.03-21.03

128

16

Морфологический разбор имени прилагательного.

30.03-4.04

129

17

Р/р.Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».

30.03-4.04

130

18

Проект «Имена прилагательные в загадках»

30.03-4.04

Местоимение (4 ч)

131

1

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

30.03-4.04

132

2

Личные местоимения единственного и множественного числа.

30.03-4.04

133

3

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Р.р. Составление письма»

6.04-11.04

134

4

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Проверочная работа по теме «Местоимение».

6.04-11.04

Глагол (21ч)

135

1

Повторение    и    углубление    представлений о глаголе.

6.04-11.04

136

2

Значение и употребление глаголов в речи.

6.04-11.04

137

3

Число. Изменение глаголов по числам.

6.04-11.04

138

4

Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам.

13.04-18.04

139

5

Формы глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола.

13.04-18.04

140

6

Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? что сделать?

13.04-18.04

141

7

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

13.04-18.04

142

8

Изменение глаголов по числам.  

Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

13.04-18.04

143

9

Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее.

20.04-25.04

144

10

Изменение глаголов по временам.

20.04-25.04

145

11

Изменение глаголов по временам. Время и число глаголов.

20.04-25.04

146

12

Комплексная работа.

20.04-25.04

147

13

Р/р.  Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

20.04-25.04

148

14

Род глаголов в прошедшем времени.

27.04-30.04

149

15

Род глаголов в прошедшем времени.

Р.р. Составление предложений и текста.

27.04-30.04

150

16

Правописание частицы НЕ с глаголами.

27.04-30.04

151

17

Правописание частицы НЕ с глаголами.

27.04-30.04

152

18

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

4.05-8.05

153

19

Проверочная работа по теме «Глагол».

4.05-8.05

154

20

Р/р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» (с. 131 упр.238)

4.05-8.05

155

21

Контрольный диктант по теме «Глагол»

4.05-8.05

Повторение (15 ч)

156

1

Части речи.

4.05-8.05

157

2

Р/р.  Подробное изложение повествовательного текста.

11.05-16-05

158

3

Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имен прилагательных.

11.05-16-05

159

4

Имя существительное. Имя числительное.

11.05-16-05

160

5

Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам.

11.05-16-05

161

6

Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо поэтических строк под диктовку.

11.05-16-05

162

7

Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имен собственных.

18.05-23.05

163

8

Р.р. Составление сочинения на основе сюжетного рисунка (упр.265-267)

18.05-23.05

164

9

Повторение изученного материала.

18.05-23.05

165

10

Проверочная работа по теме «Повторение изученного материала».

18.05-23.05

166

11

Повторение изученного материала.

18.05-23.05

167

12

Резервный урок.

25.05-30.05

168

13

Резервный урок.

25.05-30.05

169

14

Резервный урок.

25.05-30.05

170

15

Резервный урок.

25.05-30.05

Итого

Проверочные работы - 5ч

Проверочные диктанты -  3 ч.

Контрольные диктанты - 3ч

Проекты -   5ч

Комплексная работа - 1ч

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Список литература для учителя:

Русский язык.Методическое пособие с поурочными разработками. В. П. Канакина. М. «Просвещение», 2019

Сборник диктантов и самостоятельных работ. В. П. Канакина. Просвещение, 2014

Учебник «Русский язык»3 класс В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийПросвещение, 2017

Дополнительная литература для учителя:

  • Электронные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008 г.,
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - festival.1september.ru;
  • «Для учителей начальных классов» - www.uroki.net/docnach.htm;
  • «Практические материалы по начальной школе № 508» - brozer.narod.ru/open_lessons.htm;
  • «Открытый урок в начальной школе» -www.4stupeni.ru/video/75-otkrytyjj-urok-v-nachalnojj-shkole.html;
  • «Открытый мир» -  http://www.openworld.ru;

Электронные версии газеты «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» -   http://nsc.1september.ru

Список литературы для учащихся:

Учебник «Русский язык» 3 классВ.П.Канакина, В.Г.Горецкий М. «Просвещение», 2017

Лист внесения изменений

Дата проведения

№ урока

    Тема урока

Причина изменений, реквизиты документа

Подпись заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....