Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку

Цыбeнoвa Дулмa Бaярoвнa

Тема: "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russ_yaz.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами»

Цель урока: учить различать сложное предложение от простого с однородными членами

Задачи:

1. Учить различать сложные предложения от простых предложений с однородными членами. Совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

2. Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.

4. Коррекционная работа над формированием коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных и простых предложениях с однородными членами.

Метапредметные:

 - Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

 - Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

     - Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного                                                                                 смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Положительный настрой:

- Сейчас у нас урок русского языка

  И мне приятно видеть вас!        

-А нам приятно видеть Вас!

-Мне приятно слышать вас!

-А нам приятно слышать Вас!

 Все: Так, давайте поработаем на славу и порадуем всех нас!

- Вспомним правила посадки:

        Руки? – НА МЕСТЕ!

        Ноги? – НА МЕСТЕ!

        Локти? – У КРАЯ!

        Спина? – ПРЯМАЯ!

2. Цель.

- Ребята, в начале урока повторим пройденный материал и научимся различать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

- Вчера я вам не задавала д/з, так как была проверочная работа. Работу над ошибками мы провели.

3. Актуализация знаний. Повторяем то, что знаем.  

- Ребята, на листочках напечатана цепочка букв

опороеодолпоржоеоноиое

- Подчеркните каждую вторую букву, составьте из них слово и назовите, какую тему будем повторять. (Предложение)

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

 Работа по карточкам. Прочитайте пословицы.

1. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

2. Правда блещет, а ложь заикается.

3. Правда на миру не стоит, а по миру ходит.

4. Правда любит свет, ложь во тьму тянет. (читают по 1-му предложению)

- О чём говорится в пословицах?            

- А что такое «правда»? Правда – это истина, это то, что существует в действительности, происходит на самом деле 

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.

- Какие эти предложения по структуре?

- Сначала прочитайте простые предложения.

-Почему предложение простое?

Почему предложение сложное?

- Запишите схемы предложений (дети в карточках, один на доске)

Вывод:

- Обратите внимание, что в простых предложениях два сказуемых, а подлежащее одно. Иногда при одном сказуемом могут быть несколько подлежащих.

- Как называются такие главные члены? Однородные.

- На схеме возьмите в кружочек.

-Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, произносятся с интонацией перечисления.

- А второстепенные члены предложения могут быть однородными?

- Какие мы знаем однородные второстепенные члены предложения?

Физминутка

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Ребята, вы теперь знаете, какие предложения простые, какие сложные. Что такое однородные члены предложения.

- Дальше будем учиться отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами. Эта тема на стр. 52 учебника.

 Работа по схеме.

- Рассмотрите схемы и скажите схемы каких предложений представлены в синей рамке? (сложных)

- В красной? (Схемы простых предложений с однородными сказуемыми)

- Какие союзы соединяют части сложного предложения?

-А какие однородные члены?

Вывод: В простом предложении между однородными членами и сложном предложении между его частями используются одни и те же союзы И, А, НО.

- Что можете сказать о союзах А, НО?

- А что можно сказать о союзе И?

 Союз И опасный союз. Перед ним ставится запятая, если он соединяет два простых предложения в одно сложное. И если союз И соединяет однородные члены и он один неповторяющийся, тогда запятая не ставится.

 5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 54, по заданию.

Физминутка «ПАЛЬМИНГ»

Фронтальная проверка.

6. Этап подведения итогов.

Чему учились?

На уроке мы научились отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами. 

В чём главное отличие?

Простые предложения имеют 1 гр основу, а сложные имеют 2 и более гр. основы

Что вы должны запомнить?

ЗАПОМНИЛИ, что в простом предложении между однородными членами и сложном между его частями используются одни и те же союзы. Перед союзами А, НО всегда ставится запятая, а союз И требует особого внимания.

Рефлексия.

Оценивание.

Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...