Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ « СОШ №4»
_________Т.В. Оксенюк ______________Е.В. Окунева
Рабочая программа
по русскому языку для 3 класса
на 2019/2020 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Монахова О.А.
Высшая квалификационная категория
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» и авторских программ В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы, М.. Просвещение)
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
2. Результаты обучения и усвоения содержания курса
Личностные результаты
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
• Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
• самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
• ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
• осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
• строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
• Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
• представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
• овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• знакомиться с жанрами объявления, письма;
• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
• осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
• приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать слова с заданной морфемой;
• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
• наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
• наблюдать за словообразованием частей речи;
• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• выделять в предложении основу и словосочетания;
• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
• непроизносимые согласные;
• разделительный твёрдый знак (ъ);
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
• безударные родовые окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
• безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык » должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
3. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Правописание частей слова
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение и систематизация знаний
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4. Распределение учебного материала курса «Русский язык» (3 класс)
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Язык и речь | 3 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 20 |
4 | Состав слова | 48 |
5 | Части речи | 71 |
6 | Повторение и систематизация знаний | 14 |
5. Календарно – тематическое планирование курса «Русский язык»
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечания | |
Язык и речь . Наша речь. Виды речи. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. | |||||
Наш язык. Богатство языка как свидетельство высокой культуры народа. | |||||
Текст. Предложение. Словосочетание. Текст как единица языка и речи Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | |||||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | |||||
Текст. Типы текстов. | |||||
Контрольный диктант по теме | |||||
Анализ диктанта Виды предложений по интонации. | |||||
Предложения с обращениями. | |||||
Главные и второстепенные члены предложения. | |||||
Простое и сложное предложение. | |||||
Словосочетание. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | |||||
Слово в языке и речи . Анализ контрольной работы. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |||||
Синонимы и антонимы. | |||||
Омонимы. Русские слова в языках других народов. | |||||
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. | |||||
Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова. | |||||
Анализ изложения. Части речи. | |||||
Имя существительное. Местоимение. | |||||
Имя прилагательное. | |||||
Глагол. | |||||
Имя числительное. | |||||
Однокоренные слова. | |||||
Слово и слог. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. | |||||
Звонкие и глухие согласные звуки. | |||||
Разделительный мягкий знак. | |||||
Обучающее изложение. | |||||
Анализ изложения. Слово в языке и речи | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи». | |||||
Анализ диктанта. Обобщение и закрепление изученного материала. | |||||
Состав слова. Корень слова. | |||||
Корень слова. | |||||
Сложные слова. | |||||
Формы слова. Окончание. | |||||
Приставка. | |||||
Значение приставок. | |||||
Суффикс. | |||||
Суффикс. Значения суффиксов. | |||||
Составление текста – описания. | |||||
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. | |||||
Обучающее изложение по тексту В.Бианки. | |||||
Анализ изложения. Обобщение знаний о составе слова. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | |||||
Анализ диктанта. Обобщение и закрепление изученного материала. | |||||
Проект «Семья слов» | |||||
Правописание частей слова. | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | |||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по рисунку. | |||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||||
Правописание слов с удвоенными согласными. | |||||
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Правописание слов с удвоенными согласными. | |||||
Анализ сочинения. Правописание корней слов | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание корней слов». | |||||
Анализ диктанта. Правописание суффиксов и приставок. | |||||
Правописание суффиксов и приставок. | |||||
Контрольное списывание. Правописание суффиксов и приставок. | |||||
Правописание приставок и предлогов. | |||||
Правописание приставок и предлогов. | |||||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |||||
Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание частей слова». | |||||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Составляем орфографический словарь». | |||||
Обучающее изложение по тексту М.Радионовой. | |||||
Анализ изложения. Части речи | |||||
Имя существительное и его роль в речи. | |||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |||||
Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова. | |||||
Анализ изложения. Собственные и нарицательные имена существительные. | |||||
Проект «Тайны имен». Число имён существительных. | |||||
Число имён существительных. | |||||
Род имён существительных. | |||||
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |||||
Обучающее изложение по басне Л.Толстого. | |||||
Анализ изложения. Падеж имён существительных. | |||||
Падеж имён существительных. | |||||
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | |||||
Именительный падеж. | |||||
Родительный падеж. | |||||
Дательный падеж. | |||||
Винительный падеж. | |||||
Творительный падеж. | |||||
Предложный падеж. | |||||
Обучающее изложение по тексту К. Паустовского. | |||||
Обобщение знаний по теме «Падеж имен существительных» | |||||
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |||||
Анализ сочинения «Падеж имен существительных». | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Падеж имен существительных». | |||||
Анализ диктанта. Имя прилагательное как часть речи. | |||||
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. | |||||
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» Роль прилагательных в тексте. | |||||
Род имён прилагательных. | |||||
Изменение имён прилагательных по родам. | |||||
Число имён прилагательных | |||||
Изменение имён прилагательных по падежам. | |||||
Изменение имён прилагательных по падежам. | |||||
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | |||||
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | |||||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках». | |||||
Личные местоимения. | |||||
Изменение личных местоимений по родам. | |||||
Редактирование текста Г. Снегирева. | |||||
Обобщение знаний по теме «Местоимение» | |||||
Глагол как часть речи. | |||||
Значение и употребление глаголов в речи. | |||||
Сочинение – рассказ по серии рисунков. | |||||
Неопределённая форма глагола. | |||||
Число глаголов. | |||||
Времена глаголов. | |||||
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | |||||
Изменение глаголов по временам. | |||||
Обучающее изложение по тексту Г.Скребицкого. | |||||
Анализ изложения. Род глаголов в прошедшем времени. | |||||
Род глаголов в прошедшем времени. | |||||
Правописание частицы не с глаголами. | |||||
Контрольное списывание. | |||||
Анализ контрольного списывания. Обобщение знаний по теме «Глагол». | |||||
Контрольный диктант си грамматическим заданием по теме «Глагол» | |||||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение и закрепление изученного материала. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). | |||||
Повторение. Части речи. | |||||
Части речи. Обучающее изложение по тексту В.Сухомлинского. | |||||
Анализ изложения. Обобщение изученного о слове, предложении, тексте | |||||
Правописание значимых частей слов. | |||||
Правописание значимых частей слов. | |||||
Однокоренные слова. | |||||
Текст. | |||||
Итоговый контрольный диктант си грамматическим заданием. | |||||
Анализ диктанта. Текст. | |||||
Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс. | |||||
Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс. |
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...
Рабочая программа Русский язык. 1 класс.
Уроки русского языка проводятся после уроков обучения грамоте и письма....
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...