Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове. Конспект урока в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок "Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" (УМК "Школа России, 1 класс) является завершающим в теме. Его цель систематизировать и закреплять знания обучающихся об особенностях гласных букв е,ё,ю,я и их функции в слове. Задачи урока : - писать слова с буквами е,ё,ю,я и определять двойную роль этих гласных в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 1 классе по теме "Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 -1а классе. 19.12.2019
Тема урока: Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове.
Цель урока: - систематизировать и закреплять знания обучающихся об особенностях гласных букв е,ё,ю,я и их функции в слове.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок. Урок русского языка.
Начинаем:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках русского языка.
Прочитаем стихотворение:
- Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный)
-Гласные звуки… Почему они так называются? (Произносятся с голосом, без преград)
-Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Называем по таблице (Слайд)
- А букв ? (10) Называем по таблице.
- Какие же буквы должны стоять в последних четырёх клеточках, запишите их в тетради. (е,ё,ю,я)
- Сделайте вывод. Какова будет тема сегодняшнего урока? (Буквы е,ё,ю,я)
- Эта новая для нас тема? (Нет, мы уже говорили об этих буквах)
- Эти буквы получились как будто «лишними», их ещё называют «особенные» буквы. В чём же их особенность? (Йотированные гласные, обозначают два звука) (Слайд)
- Всегда ли? (Нет, иногда обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного) (Слайд)
- Каковы же задачи нашего урока сегодня? (Писать слова с буквами е,ё,ю,я. Определять роль этих гласных букв в слове)
- Минутка чистописания.
Одну из этих «особенных» гласных букв мы напишем на минутке чистописания. Отгадайте, какую именно…
Поглядите-ка, друзья
Смастерил скворечник я,
А в скворечник залетела
Вместо птички буква ….. Я (Внимание, девочки и мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики…
Я я Яя (-Подчеркните самую удачную букву)
яма маяк семья мяч
- Что общего во всех словах? (буква Я)
- Что мы знаем о букве я? Гласная буква, которая, обозначает два звука- [й’а]
- Назовите слова, в которых буква я обозначает два звука и объясните почему…
Какое слово оказалось «лишним»? – мяч – в нём буква я обозначает один звук а и мягкость предыдущего согласного. (Составить звуко-буквенную схему: [м’ач])
- Схемы (Слайды)
4. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутили попами – раз, два, три!
Вправо ниже наклонились,
Влево тоже наклонились,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И писать все начинаем…
5. Упражнение в определении функции йотированных гласных в слове.
-«Уплетая калачи, едет парень на печи» - кто это? (Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению»)
Записать в тетради
Емеля
- Очень любит Емеля лежать на печи да слушать народные сказки. Вот песенка, которая особенно запомнилась Емеле: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Кот и дрозд, спасите меня»
- Кто из сказочных героев так звал на помощь своих товарищей? (Петя-петушок Золотой гребешок)
Записываем в тетради
Емеля Петя
Емеля и Петя получили задание разделить слова между собой , на две группы, одному слова, в которых е,ё,ю,я обозначают 2 звука, а второму – 1 звук и мягкость предыдущего согласного. Вот эти слова:
Якорь, мяч, лёд, ель, юла, Люба, ёрш, лето.
-Какие слова возьмёт себе Емеля, а какие Петя-петушок? (Емеля – 2 звука, Петя – 1 звук) – на интерактивной доске
5. Гимнастика для глаз (анимация)
6 Тест (слайды)
7. Итог урока.
- О чём мы говорили на уроке.
-Если всё удалось – поднимите смайлик зелёного цвета.
Если были затруднения – смайлик жёлтого цвета.
Если было совсем трудно – красного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".
2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение....
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета (конспект урока 1 класс)
Поурочный план по литературному чтению (обучение чтению) в 1 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.
Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...
Написание сочетаний чк, чн в словах. Конспект урока 1 класс ПНШ.
Технологическая карта урока русского языкаТема урока: написание сочетаний чк, чн в словахЦель: способствовать формированию представления о написании слов с сочетаниями чк, чнЗадачи:Создать...
"Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" Презентация к уроку.
Данная презентация может быть использована на завершающих уроках темы "Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" в 1 классе (УМК "Школа России"). Презентация состоит из двух частей. Пе...
"Перенос слов" конспект урока 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПЕРЕНОС СЛОВ" 2 КЛАСС...
План-конспект урока (2 класс). "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным"
Цель: формирование навыка правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным...