Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Сергеева Ольга Геннадьевна

                     Добрый день, дорогие друзья!

                     Наш поезд «Фантазеров» отправится в путешествие по    

       просторам русского языка на поиски слов с разделительными Ь    

   и Ъ знаками. Нас ждут 3 этажа пути: станции «Читалкино»,    

      «Грамотеево» и «Игровая». Урок для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_.docx794.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок
обучение грамоте, письму на тему
«Разделительные Ь и Ъ знаки».

Цель урока: формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак, формировать навыки чтения с данными буквами.

Воспитательная цель: способствовать развитию памяти. Внимания, мышления. Орфографической зоркости. Учить работать в паре. В команде.

Используемые технологии: здоровье сбережение, сотрудничество, проблемное обучение.

Размещение материалов урока на доске.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Школа_семинар.jpg

У 3-х командиров фломастеры.

На вертушке буквы

Ъ

Ь

.

На стенах, шторах слова с Ъ и Ь знаками.

Учитель:        Добрый день, дорогие друзья!

        Наш поезд «Фантазеров» отправится в путешествие по         просторам русского языка на поиски слов с разделительными Ь         и Ъ знаками. Нас ждут 3 этажа пути: станции «Читалкино»,         «Грамотеево» и «Игровая».

I.        Слово нашим «фантазерам».

6 учеников читают стихи про Илью Смирнова.

1 ученик:        Рано утром натощак

        Пошли мы к букве «твердый знак».

        Но не могли найти никак

        Ни твердый знак, на мягкий знак.

2 ученик:        Мы долго думали в пути,

        Где эти знаки нам найти.

        И после размышленья

        В печать решили мы послать

        Такое объявленье:

3 ученик:        «Пропала не собака,

        А два печатных знака.

        Найти их рядом мудрено.

        Но может быть, однако,

        Словцо отыщется одно,

        Где будут оба знака».

4 ученик:        В одной из утренних газет

        Мы через день прочли ответ

        От школьника Смирнова

        Из города Тамбова.

5 ученик:        Илья Смирнов ответил так:

        «И твердый знак, и мягкий знак

        Найдешь в одно мгновенье.

        Ты их найдешь, когда прочтешь

        Свое же объявленье!»

6 ученик:        Мы объявленье перечли

        И оба знака в нем нашли.

        И написали мы в Тамбов:

        «Благодарим, Илья Смирнов!»

Учитель:        За что благодарили

        Илью Смирнова?

Он помог найти слово, в котором есть обе буквы: разделительные Ъ и Ь знаки. Это слово «объявленье».

        Когда следует писать «Ъ» и «Ь» разделительные знаки?

Ответ детей.

II.        Итак, наши объявленья.

Учитель открывает доску.

3 команды (3 ряда) получают свои объявленья. Их надо подправить, вставить, где нужно разделительные Ъ и Ь знаки.

Командиры:        I ряд

        II ряд                дети работают в группах.

        III ряд

По окончании работы, следует проверка на доске.

Учитель делает, если надо, исправления буквами Ъ и Ь с вертушки.

Учитель:        Поучимся слышать слова с Ъ и Ь разделительными знаками.

III.        8 учеников читают стихи по карточкам (а – з) с места.

а)        Подъехал к стройке

        Кран подъемный.

        Подъемный кран –

        Силач огромный.

б)        Мы с товарищем вдвоем

        Шли на лыжах на подъем,

        А потом с горы спускались,

        Разъезжались и съезжались,

        Объезжали все пеньки,

        Доезжали до реки.

в)        А от речки отъезжали,

        Снова к горке подъезжали,

        Снова лезли на подъем,

        Чтобы съехать вниз потом.

г)        Дай собачке кусочек печенья –

        И сразу окончатся все огорченья.

д)        Красивых мало обезьян –

        Почти у каждой есть изъян.

е)        Волк ужасно разъярен –

        Съесть ежа не может он.

        Еж, хотя он и съедобен,

        Для съеденья неудобен:

        Съежась, выставил иголки –

        Объегорил злого волка.

ж)        Было сели, стало съели.

        Догадаться вы сумели

        Почему случилось так?

        Кто виновник?

        Твердый знак.

З)        Твердый знак нам нужен тоже,

        Без него писать не сможем:

        Съезд, съедобный, объяснение,

        И подъезд, и объявление.

IV.        Ф/мин.                Проверка на слух, как дети запомнили слова с Ъ и Ь разделительными знаками.

Команда девочек «Вата» - Ь разделительный.

Команда мальчиков «Камень» - Ъ разделительный.

Дети приседают, если слышать слово со своим знаком: подъехал, печенье, подъем, огорченье, объезжали, обезьяна, съехались, ателье, разъярен, муравьи, подъезд, мытье.

Продолжаем путешествие на новом листе.

Смена листа с тетрадью и ручкой.

V.        Сегодня утром мы получили письмо от величайшего лодыря Вовки из Тридесятого царства. Вот оно.

Читают по одному предложению + исправление ошибок буквами Ь и Ъ с вертушки.

Пришло время станции «Грамотеево».

В тетради:

1). Число.

2). Списать Вовкино письмо без ошибок.

Взаимная проверка.

VI.        Ф/мин.                «Тренажер».

По времени:        дорожки;

        читает с лучиком «слова» на стенах, на шторах, на окнах слова из ф/мин. с Ъ и Ь разделительными знаками.

VII.        Станция «Игровая».

Учитель:        Замените мою фразу одним словом с доски.

- Снежная буря, метель (вьюга).

- Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).

- Мать, отец, дочь и сын (семья).

- Домики для пчел (ульи).

- Мясной отвар (бульон).

- Растолковать, сделать понятным (объяснение).

- Вход в жилой дом (подъезд).

- Грибы, которые можно есть людям (съедобные).

- Украшение на палец (кольцо).

Все слова дети прикрепляли на доску в 2 столбика:

        Ь разделительный        Ъ разделительный

VIII.        Время загадок.

Каждый правильный ответ открывает букву слова.

Р

А

Д

У

Г

А

6

3

5

2

4

1

1.

А

Кругом вода, а с питьем беда.        (море)

2.

У

Не птичка, а с крыльями.        (бабочка)

3.

А

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.        (рыба)

4.

Г

Голосок тонок, нос долог.

Кто его убьет, тот свою кров прольет.        (комар)

5

Д

Посреди деревьев кузнецы куют.        (дятлы)

6.

Р

Что с земли плетью не сгонишь?        (тень)

Учитель:        Пройдемся по радуге, послушаем народную мудрость.

Дети парами берут карточки.

К

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

О

Есть терпенье, будет и уменье.

Ж

На всякое хотенье есть терпенье.

З

Кто смел, тот и съел.

Г

Знает кошка, чье мясо съела.

С

Повторенье мать ученья.

Ф

В лес не съездишь – так и на печке замерзнешь.

Рефлексия:        разделительный Ь – после мягких согласных перед         гласными е, ё, ю, я, и;

        разделительный Ъ – после твердых согласных перед гласными         е, ё, ю, я.

Итог:        Урок подошел к концу. Фантазерам пора подкрепиться         завтраком. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...