Рерайтинг, как инструмент обучения написанию сочинений
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Современный и творческий инструмент обучения написанию сочинений - рерайтинг. Актуальный и востребованный навык современности. Люди, владеющие рерайтингом, быстрее обрабатывают полученную информацию, умеют оперативно вычленять главное и , как следствие этого, более успешные в своём деле. По мнению социологов, каждые два года информация в мире полностью обновляется. Рерайтинг помогает продуктивно жить в современном мире, не испытывая трудностей и стресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rerayting.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рерайтинг, как средство обучения написания сочинений в начальной школе.
Самая распространенная проблема в старшей школе – неумение писать сочинения.
Учащиеся не в состоянии разбить текст на части, выделить главное, уловить суть написанного, пересказать, изложить письменно. Причины могут быть самые разнообразные: это и математический склад ума, и логопедические проблемы, и скудный словарный запас, и отсутствие навыка перевода импрессивной речи в экспрессивную. Но написание сочинений и изложение мыслей на бумаги – это навык, и как любой навык, его можно развить. Даже ярко выраженные писательские способности у ребенка нужно шлифовать, оттачивать и совершенствовать.
Одним из способов тренировки и развития навыка написания сочинений можно считать рерайтинг.
Это современное понятие в школу пришло из журналистики и копирайтенга. В современном мире способность и умение передавать информацию иными словами, не теряя смысл, является важнейшим умением, т.к. позволяет донести и декодировать смысл написанного или сказанного до большего круга людей.
Рерайтер - человек, который иным и отличным уникальным образом и перписывает написанные ранее тексты, статьи, новости, литературные произведения. Задача рерайтера – пересказать текст своими словами, сохраняя смысл и, по возможности, эмоциональную окраску и настроение.
Как же это работает?
- Для того, чтобы рерайтить готовый текст, необходимо стопроцентное понимание написанного.
Эта задача реализуется за счет:
- внимательного прочтения текста;
- понимания значения каждого слова в тексте;
- эмпатического восприятия состояния и настроения, переданного словами в тексте.
В процессе работы над пониманием учащимся задаются вопросы к каждому предложению, проясняющие отношения объектов друг к другу, происходящие действия, эмоциональный окрас.
- Для успешного рерайтинга нужно владеть навыком подборов синонимов.
Это задача реализуется путем:
- расширения преподавателем словарного запаса учащихся;
- развитием языкового чутья;
- разграничением стилей подачи информации;
- уместностью употребления того или иного случая в данном контексте.
В этой работе необходимо учитывать уровень речевого развития детей в современном обществе.
А также понимать, что слово обязательно должно соотносится с предметом или понятием.
На ранних этапах следует терпеливо и основательно объяснять учащимся значения подобранных синонимов и сопровождать объяснения наглядным показом фотографий или предметов.
Только в этом случае может быть сформирован целостный и устойчивый синонимичный ряд.
- Важным составляющим рерайтинга является умение понимать и формулировать главную мысль части произведения или сочинения.
Как этого добиться?
- к каждому абзацу предлагать не менее трех формулировок главной мысли;
- поощрять творческие словесные эксперименты обучающихся;
- тщательно прорабатывать смысл каждого предложения, задавая вопросы по смыслу и эмоциональному настрою текста.
- Рерайтинг учит искать информацию, быстро её обрабатывать, анализировать на предмет актуальности в данном тексте, работать с электронными и бумажными словарями и справочниками.
- Рерайтинг стимулирует творческие способности и мышление.
- Рерайтин значительно повышает уверенность в себе.
Давайте разберем возможности рерайтинга на примере текста из интернета о Санкт-Петербурге.
«Санкт-Петербург – это настоящий рай для туриста, город, весь исторический центр которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Петербург – это такая же сокровищница мировой культуры, как Рим, Париж или Венеция… Его и называют «Северной Венецией», потому что город расположен на 42 островах, разделенных реками, каналами и протоками. В Петербурге около 580 мостов, 20 из которых – разводные, а такого количества музеев, памятников архитектуры и театров мало где можно найти»
- Задаём вопросы по тексту:
- как ты понимаешь фразу «рай для туристов»?
- что такое исторический центр города?
- что такое ЮНЕСКО? Как расшифровывается это аббревиатура?
- что такое сокровища мировой культуры?
- чем примечательны Рим, Париж, Венеция?
- что общего у этих городов и у Санкт-Петербурга?
- какие особенности расположения есть у Санкт-Петербурга?
- как осуществляется сообщение между островами города7
- зачем в Санкт-Петербурге разводят мосты?
- в чем уникальность города?
- театры, музеи, памятники как влияют на статус и значимость города?
Итак, мы прояснили суть и смысл текста.
- Теперь подберем синонимы к словам:
- настоящий рай для туристов – изобилие достопримечательностей; разнообразие памятников разных видов искусства;
- исторический центр – сердце города; место, где творилась история; центр, в котором живет дух города.
- сокровищница мировой культуры – кладовая мировых шедевров;
- расположен на 42 островах – раскинулся почти на полусотне островов; занимает множество крупных и мелких островов;
- разделенных реками и каналами - части разнесены на разные участки, омываемые водой; обрамленных водной стихией;
- около 580 мостов –почти шесть сот мостов, острова соединяются мостами и мостиками;
- 20 из которых – разводные – часть мостов разводят;
- такого количества музеев, памятников архитектуры и театров – колоссальное количество храмов искусства; кладезь шедевров;
- мало где можно найти – очень много в городе.
- Формулируем основные мысли каждой части:
- Санкт-Петербург – наследие ЮНЕСКО;
- Санкт-Петербург – не уступает Европейским городам;
- Серверная Венеция на островах с мостами и каналами;
- Множество музеев, театров, памятников.
- А теперь попробуем собрать наши замены-синонимы в текст по плану:
«Санкт-Петербург изобилует памятниками архитектуры и достопримечательностями. Этим город привлекает туристов со всего мира. Сердце города – настоящая кладовая мировых шедевров, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург смело можно поставить в один ряд с Парижем, Римом, Венецией. С Венецией особенно, ведь город раскинулся почти на пятидесяти островах, которые соединились мостами. Два десятка мостов разводные, ведь Санкт-Петербург – город-порт, и до поздней осени идет навигация. Санкт-Петербург считается культуро=ной столицей нашей страны. Здесь самое большое количество театров и музеев. »
Как видите, рерайтинг позволяет придерживаться главных мыслей написанного текста, но дополнять его и выражать своё отношение, излагать свои мысли.
В процессе рерайтинга просыпается творческое начало, поддерживаемое фантазией.
Использование рерайтинга для обучения написанию сочинений - уникальный инструмент, дающий мощные творческие результаты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.
Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах....
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе....
конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...
Конспект урока развития речи по теме"Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания"
Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта....
Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»
Данная работа подскажет учителю начальных классов, как сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....